Доклад «Трансформируемость и полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды»
материал
Предварительный просмотр:
Доклад «Трансформируемость и полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Тихонова О.В.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфическое для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции их развития, в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС ) необходимо обеспечить реализацию:
· образовательного потенциала пространства групповой комнаты, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья;
· уч?т индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
· двигательной активности детей;
· возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
· различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Функции РППС ДОО:
· образовательная
· развивающая
· воспитывающая
· стимулирующая
Основные принципы РППС ДОО:
· безопасность
· трансформируемость
· полифункциональность
· доступность
· насыщенность
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
· содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· доставлять эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению над?жности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
· В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Организация пространства
· К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения.
· В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Примерный перечень зон для организации РППС:
· – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
· – для познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);
· – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, уголок патриотического воспитания и пр.);
· – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
· – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
· – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы и погоды и пр.);
· – для отдыха (уединение, общение и пр.).
Объективные показатели негативного влияния.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
? провоцировать ребенка на агрессивные действия;
? вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партн?ры (сверстники, взрослые);
? провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
? вызывать у реб?нка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
? провоцировать реб?нка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
? полифункциональность. Это качество должно давать возможность реб?нку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
? применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
? дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
? эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые
средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития
ребенка, приобщения его к миру искусств.
Общие принципы оценки безопасности игровой продукции для дошкольников:
? 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
? 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
? 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
? 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.
В заключение стоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно представлять собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определ?нных системообразующих компонентов. Данный принцип да?т возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать групповые помещения и игровое оборудование.
Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде это:
? насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
? трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
? полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);
? вариативность среды предполагает: наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
? доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
? безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Принцип трансформируемости
1. Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
2. Высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Необходимо уходить от:
- Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;
- фиксированного фронтального расположения столов и стульев;
- стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.
Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции , которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.
Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.
Ширма для девочек может выполнена из легкой вуали, которая собрать так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.
Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.
Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ребенка раннего возраста
Возрастные особенности детей раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды. Среда для ребенка является носителем информации. От того, какая среда окружает ребенка, зависит ...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...
Развивающая предметно- пространственная среда
Презентация...
Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном воспитании дошкольников.
Описание развивающей среды музыкального зала, оформления музыкального зала к различным праздникам....
Развивающая предметно - пространственная среда
Это материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста детского сада организовать предметно - пространственную среду у себя в детском саду, пополнить недостающим материалом. Такая...
Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»
Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...