музыкально-дидактические игры
консультация

Алишина Майя Александровна

музыкально-дидактические игры с описанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_didakticheskie_igry.docx23.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Игра на развитие координации речи и движения «По лесочку мы гуляем».

Задачи:

1)Соединять работу рече-двигательного ,слухового анализаторов с работой общей моторики.

2)Развивать у детей умение различать завершение фразы, реагируя движениями.

3)Ритмично двигаться под музыку хороводным шагом, выполняя простейшие движения по содержанию.

4)Закреплять навык правильного речевого дыхания.

Ход игры: На полу в зале разложены осенние листочки, грибочки, цветы. Дети двигаются по пространству зала свободно.

По лесочку мы гуляем,

Мы листочки собираем,

Вот-один,

Вот-другой.

Поиграем мы с тобой.

Проигрыш: Дети, подняв листочек над головой , покачивают им из стороны в сторону , вверх, вниз.

По лесочку мы гуляем,

Мы листочки собираем,

Вот-один,

Вот-другой.

Покажись ,дружочек мой!

Проигрыш: Дети ходят по залу, собирают бутафорские грибочки, складывают в большую карзину.

По лесочку мы гуляем,

Мы цветочки собираем,

Посмотри вот какой !

Потанцуй, цветок, со мной!

Проигрыш: Дети «срывают» по одному цветочку, кружатся, танцуют с ним, по окончании музыки делают большой букет в середине зала, затем можно провести игру с цветами.

2.По грибы.

1) По лесной дорожке

В лес густой идем,

Там в траве зеленой

Мы грибы найдем.

Дети ритмично двигаются по кругу, в руках держат корзиночки. На окончании  куплета останавливаются и ставят корзинки на пол.

Припев: Где же ты, где ты

Прячешься, дружок ?

Покажись скорее,

Приставной шаг вправо с легким приседанием.

Приставной шаг влево с легким приседанием.

Разведение рук в стороны с выставлением правой ноги на пятку, затем исходное положение – руки на поясе, ноги вместе.

Грибок-боровичок.

Аналогичные движения, выставление левой ноги на пятку, затем исходное положение- руки на поясе, ноги вместе.

Ты от нас не прячься,

В прятки не играй,

А скорей в корзинку

Полезай!

«Грозят» указательным пальчиком правой рукой. Топающий шаг на месте, руки а поясе .Кружение на шаге (поворот на 360 градусов). Берут корзинку в руки.

2)Солнышко нам светит,

Дует ветерок,

На лесной опушке

Мы найдем грибок.

Движения 1 куплета.

Припев.

По окончании исполнения песни, дети достают из- под «кочек» бутафорские грибы-боровики.

Песня может быть использована во время утренников, посвященных осени или на развлечениях.

3.Игра «Не зевай!»

Раз ,два ,три,

Не зевай!

Поиграл-

Передавай!

Раз ,два ,три,

Не спеши!

Как играть-

Покажи!

Задачи: научить детей воспринимать и ритмично передавать несложный ритмичный рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Игра проводится, сидя на ковре в кругу. Одному из детей педагог дает музыкальный инструмент , и этот ребенок, исполнив заданную(остинатную) ритмичную фигуру (две восьмые , четверть),передает его товарищу справа . Следующий поступает аналогично . Педагог может ставить различные задачи перед детьми:

1)Точно передавать остинатную ритмичную форму, после чего передавать музыкальный инструмент.

2)Чередовать громкое и тихое исполнение.

3)Менять приемы исполнения на музыкальных инструментах поочередно.

4.Игра на развитие эмоциональности «Котята и Барбос».

Задачи:

1)Развивать у детей эмоциональное восприятие, творческое воображение.

2) Учит самостоятельно находить вокальные интонации, движения для передачи знакомого образа .

3) Совершенствовать умение слышать и реагировать на изменения калорита музыки, выполнять соотвецтвующие тексту действия.

4) Закреплять умение детей правильно произносить звуки , автоматизировать согласные звуки , произносить звукоподражания в заданном ритме.

5) Развивать координацию движений, умение свободно ориентироваться в пространстве зала.

Ход игры:

В начале игры необходимо выбрать Барбоса, он отходит  в угол зала. Дети- котята располагаются свободно лежа на ковре. Звучит спокойная музыка, музыкальный руководитель сопровождает музыку текстом.

1 куплет.

Муз.рук: На ковре лежат котята , отдыхают , спят,

Глазки все они закрыли, просыпаться не хотят.

Дремлют, лежа на спине, и мурлыкают во сне.

Дети:Мур-мур ,мур-мур,

Мур-мур ,мур-мур!

Входит «Пес Барбос» , он двигается между детьми, лает.

2 куплет.

Муз.рук: Вот идет Барбос сердитый,

Лает на котят,

Испугать решил лохматый

Полосатеньких ребят.

От Барбоса убежит,

Но, сначала прошипит-

Ш-ш,ш-ш,

Фыр-фыр,фыр-фыр!

Затем начинается игра «Догонялки» , которую музыкальный руководитель останавливает словами:

«Эй, ребята, не деритесь, поскорее помиритесь.

Вы скорей в кружок вставайте , вместе дружно поиграйте!»

(Можно провести любую игру или танец в кругу).

5. Пальчиковая игра «Свиристели».

Цель игры:

1)Развивать координацию речи и движений.

2)Укреплять мелкую мускулатуру рук.

3)Совершенствовать умение передавать хлопками несложный ритмический рисунок.

Дети хором проговаривают текст , сопровождая его движениями рук:

Прилетели свиристели,

Дети имитируют взмахи крыльев скрещенными кистями рук.

На веточки присели,

Выполняют полуприседания с сомкнутыми перед собой кистями рук.

Стали зернышки клевать.

«Клюют» по ладони левой руки 2-м пальцем правой руки , затем по ладони правой руки 2-м пальцем левой руки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно смыкают с первым пальцем второй , третий, четвертый, пятый, палец на каждой руке.

Хохолки расправили,

К сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки).

Песни петь заставили.

Ти-ра-ра! Ти-ра-ра!

Производят щелчки пальцами.

Выполняют два коротких хлопка ладонями ,1 шлепок по коленям- последовательность выполняется 2 раза.

Птицам прочь лететь пора!

Делают четыре ритмичных взмаха крыльями. Начинают свободное движение по залу, имитируя полет птиц.

6.Пальчиковая игра «Сабельки».

Задачи:

1)Развивать мелкую мускулатуру рук.

2)Укреплять мышечный тонус.

3)Учить детей снимать мышечные напряжения.

4)Совершенствовать умение координировать речь и движение.

5)Учить различать тембр музыкальных инструментов.

Дети сидят на стульчиках, хором проговаривают текст, сопровождая его движениями.

Сабельки , сабельки,

Поочередно, крест на крест, ударяют вытянутым указательными пальцами.

Мы играем , мы играем,

Движения повторяются.

Пальчики , пальчики,

Сгибание и разгибание кистей рук.

Разминаем, разминаем.

Повтор движений.

К солнышку, к солнышку

Встают , руки на пояс.

Поднимаем, поднимаем,

Поднимаются на носочки, тянут вверх напряженные руки.

Ручками , ручками

Расслабляют руки до локтей.

Покачаем, покачаем,

Затем до плеч, «роняют» руки вперед наклоняются вперед , свободно помахивают руками.

Глазоньки , глазоньки

Выпрямляют корпус, легкое поглаживание надбровных дуг.

Закрывают,закрывают

Дети стоят с закрытыми глазами, руки опущены вниз, расслаблены.

Девочки , мальчики,

Отдыхают , отдыхают.

Дети должны открыть глаза, если услышат звук определенного музыкального инструмента, например, треугольника.

7.Веселое путешествие.

Эта игра способствует развитию у детей внимания, координации речи и движения , укрепления мышечного тонуса, формирует умение реагировать на изменение темпа.

Игру можно проводить в двух вариантах: статичном(фонематическое упражнение), динамичном(в движении).

Вариант первый (фонематическая разминка).

Текст исполняет музыкальный руководитель , дети произносят звукоподражательные слоги. Конь- цоканье языком, самолет- гудение на звуке «У», мотор машины-согласный звук «Ррррр», шуршание шин – звук «Ш» , паровоз- слог «ЧУ».

Вариант второй.

В этом случае музыкальное произведение исполняет музыкальный руководитель, а дети самостоятельно подбирают движения , наиболее подходящее к характеру и содержанию музыки. Это способствует развитию творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, закреплению топающего шага, прямого галопа, бега на носках. В процессе движения «паровозик» может двигаться по заданной воспитателем траектории или указывающим жестам: по кругу , змейкой, улиткой и так далее. Музыка, используемая для сопровождения , постепенно ускоряет а затем и замедляет темп, дети должны самостоятельно реагировать на эти изменения.

Дети свободно располагаются , сидя на ковре:

Это конь по полю мчит.

Дети «скачут» по коленям 1-м и 2-м пальцами , передавая пульсацию музыки.

Это самолет летит

Приподнимаются , стоя на коленях, вытягивают руки в стороны, имитируя покачивания крыльев.

Загудел мотор машины.

Выполняют вращающие движения перед собой согнутыми в локтях руками («заводят» мотор).

Зашуршали тихо шины.

Трут рукой  ладонью о ладонь, или по ковру.

Вот приехал паровоз,

Ударяют кулачками по полу.

Он вагончики повез.

Выполняют шлепки по коленям.

Ту-ту-ту , ту-ту-ту,

Сжимают и разжимают пальцы рук в кулачки попеременно, обеими руками.

Начинаем мы игру.

Воспитатель передает кому- либо «руль» , дети встают паровозиком.

Начинается игра «Паровозик». Музыка может звучать та же самая , но может  быть подобрана музыкальным руководителем произвольно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальные загадки"

Презентация со звуком по теме «Русские народные музыкальные инструменты» в игровой форме. В презентации 3 слайда. Объём 2,63 МБ....

Музыкальные - дидактические игры в системе музыкального развития детей.

laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти&helli...

Музыкально-дидактическая игра "Найди лишний музыкальный инструмент"

Игра для детей старшего дошкольного возраста, созданная с целью закрепить классификацию музыкальных иснтрументов...