Рабочая программа учебного курса «ИСТОКИ»
рабочая программа (5 класс)

Программа по программе духовно-нравственной направленности "Социокультурные истоки" - 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_17_istoki.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании предметного объединения

Протокол № _______от

 «__» июня 2017г.

«Согласовано»

_________________________

( роспись курирующего заместителя директора)

«__» июня 2017г.

«Утверждено»

приказом

директора  Лицеяот

«31» августа 2017г.№___- О

Рабочая программа учебного  курса

«ИСТОКИ»

(наименование курса)

Базовый,  основное общее, V  класс

(уровень  образования)

35

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Никулина Татьяна Васильевна, учитель курса «Истоки»

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Югорск, 2017 г

1.Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Рабочая программа учебного курса «Истоки»,    5 класс

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение.Том 10, с.87-134, 2010).
  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2014).
  3. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки»).
  4.  «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 2, 2009, с.155-244).

Реализует требования ФГОС

ООО

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);
  2. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

Главные цели курса 5 класса:

Дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укоренённости в российской этнической и социокультурной среде;

Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве образовательной программы  , направленной на обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Учебный курс «Истоки» (5 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

Рабочая программа курса  «Истоки» 5 класс реализуется за счет организации урочной (34 часа) деятельности

 2. Планируемые результаты учебного курса «Истоки», 5 класс.

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты изучения  курса «Истоки» обучающимися 5 класса включают:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;
  • осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека
  • осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле
  • развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов
  • проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию
  • осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения для личностного становления
  • развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории.

Метапредметные результаты изучения «Истоков» включают:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;

  •   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;

- смысловое чтение;

-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств. Мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.

  • осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры русского народа
  • освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры
  • использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций
  • освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.

Предметные результаты изучения курса «Истоки» учитывают требования Стандарта и специфику предмета и включают:

  • знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции русского народа;
  • Освоить базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: Память, памятники. Соха и топор: простота, опыт, артель, община, мастерство, подсека, пашня. Мудрость, разум. Хоромы: двор-усадьба. Чувство меры, разумное домоустроение, освящённый мир. Лад, Согласие, Родной дом. Мир, Деревня, Помочи. Молитва, труд, отшельничество, монастырь, скит, пустынники, братия, монах. Гармония, сотрудничество, Преображение, Умирение, Общерусская святыня. Духовный подвиг. Духовность. Образ Богоматери, Покров. Душевная чистота, безгреховность. Мир природный, Мир рукотворный, примирение. Памятники русского и мирового искусства. Чудотворный образ, смысл, обет. Единство, Нераздельность, Неотмирное единство. Горний мир, Вечность. Щит военный, Щит духовный. Общероссийская светница. Историческая память. Резиденция, Государственные регалии, Символы государства. Вера и Правда. Связь времён. Центр истории. Общероссийская святыня. Шедевр культуры, Национальное достояние, Исторические источники. Книжники, Летопись, Мудрость, Патриотизм. Житие, сказание, слово. Энциклопедия древнерусской истории, литературы. «Повесть временных лет». Чудо России. Раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления.
  • знание традиций бережного отношения, сохранения природы родного края.

Обучающиеся 5 класса научатся:

- познавать мир через освоение социокультурных категорий:

  • опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
  • хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство,          
  • монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
  • единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
  • щит военный, щит духовный, Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства,
  • летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм;

- использовать в своей речи основные исторические термины и понятия;

- проявлять творчество при выполнении заданий и в ресурсном кругу.

Обучающиеся5 класса получат возможность научиться:

  - проявлять интерес к истокам культуры родного края, к духовным ценностям и образу жизни;

- давать оценку историческим явлениям, высказывая при этом собственные суждения;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;
  • приходить к единому мнению и высказывать его;
  • структурировать время, выделенное на выполнение задания;
  • доказательно представлять результаты работы классу;
  • делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения каждого.

- общаться в парах, группах, испытывать радость от совместного успеха.

 - с заботою, пониманием относиться к родителям, близким.

 3. Содержание учебного курса «Истоки», 5 класс.

5 класс

Введение(1 час)

  • Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор(4 часа)

  • Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
  • Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
  • Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
  • Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
  • Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
  • Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом МикулыСеляниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Крестьянские хоромы(4 часа)

  • Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
  • Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
  • Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.
  • Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
  • Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.
  • Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.
  • Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.

Соловки(5 часов)

  • Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
  • Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
  • Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
  • Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
  • Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
  • Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Храм Покрова на Нерли(5 часов)

  • Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
  • Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
  • Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
  • Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
  • Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
  • Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

  • Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
  • Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.
  • Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
  • Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
  • Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
  • Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль(5 часов)

  • Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.
  • Московский Кремль - символ Российского государства.
  • Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
  • Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
  • Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».
  • Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
  • Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
  • Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Летописи(4 часа)

  • Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
  • Старинные летописи - наше национальное достояние.
  • Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.
  • Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры - «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
  • «Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
  • Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
  • Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

 Урок повторения.   Семь чудес России (1 час)

4.Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Виды контроля

по плану

Факт

Вводный урок (1 час)

«Семь чудес России». Что такое память и памятники

 

Ресурсный круг

Раздел 1.

Соха и топор (4 часа)

«Соха и топор»

«Куда соха и топор вместе ходили?» «Чему соха и топор человека учили»

«Соха и топор как чудеса России»

(возможен вариант урока – экскурсии)

Для чего нужен труд

Сочинение «Почему соху и топор можно отнести к чудесам России?»

Раздел 2.

Крестьянские хоромы (4 часа)

«Крестьянские хоромы»

(Состав крестьянских хором)

«И тесен дом, да просторен он»

«Домашний лад и порядок»

«Крестьянские хоромы – чудо России»

(возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба»)

Сочинение – рассуждение «Чему научили меня обычаи предков?»

Раздел 3.

Соловки (4 часа)

«Соловецкий монастырь»

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

«Путешествие за стены Соловецкого монастыря»

«Чудо Преображения»

«Соловецкий монастырь – чудо России»

Ресурсный круг «Почему историю Соловков можно назвать поучительной»

Раздел 4.

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Когда я бываю в храме…

(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)

«Покров Пресвятой Богородицы»

«На святом месте»

Мнемотехника

«Храм Покрова – символ гармонии»

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

Сочинение рассуждение «Храм Покрова на Нерли …»

Раздел 5.

Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

Икона «Живоначальная  Троица»

(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использование видеофильма «Андрей Рублев»

«Путешествие в мир иконы»

«Звенящие краски иконы»

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

Ресурсный круг

« Икона Живоначальная Троица заставила меня…»

Раздел 6.

Московский Кремль (5 часов)

«Щит военный.

Щит духовный».

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

«Московский Кремль – центр государства»

«Хранитель истории, доблести, славы».

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

Мнемотехника

«Московский кремль – чудо России»

Оценивающее занятие   «Московский Кремль- одно из чудес России.»

Раздел 7.

Летописи (4 часа)

«Первые летописцы и первые летописи»

«Как писали и украшали летописи?»

(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)

Мнемотехника

«Преподобный Нестор и его летописи»

«Летописи – чудо России».

Ресурсный круг «Почему летописи можно назвать чудом России?»

Обобщающий урок (1час)

Семь чудес России - обобщение

Сочинение «Что для тебя значат семь чудес России?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...