Развитие речи детей в процессе работы над сказкой
план-конспект

Загородникова Ирина Анатольевна

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 
Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в ФГОС ДО, занимает важное место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Светлячок»

Конспект занятия в средней группе ДОО

на тему:

«Развитие речи детей в процессе работы

над сказкой «Теремок»

Воспитатель:

Загородникова И.А.

2018

Тема: «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой»

                          «Теремок»

Цель: развитие навыков словообразования и словоизменения.

Задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь к сказкам;

-развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, желание помочь сказочным героям;

-учить узнавать сказочных персонажей из сказок;

-учить  сравнивать предметы, находить отличия;

-учить согласовывать слова текста с движениями;

-закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки;

-закреплять знания о геометрических фигурах, цветах, умение ориентироваться в пространстве.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом на ковре.

- Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями сначала тихо, а потом громко.

- Здравствуйте

- Ребята ,а вы любите сказки? Давайте вспомним какие сказки мы знаем?

Загадки:

-Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Теперь скорей ответь.

Названье этой сказки-(Маша и медведь)

-Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался. (колобок)

-Кто-то за кого-то

Ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть!

Ох ,засела крепко!

Но еще помощники

Скоро прибегут,

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко?

Может, это (репка)

-На опушке под сосной

Теремок стоял пустой,

Мимо звери пробегали

Теремочек увидали.

-Ребята, что это за сказка? Вы узнали?

(ответы детей«Теремок»)

-Правильно!

А для того, чтобы вспомнить всех героев этой сказки, мы будем отгадывать загадки:

1) С длинным хвостиком малышка

Любит сыр и зерна (мышка)

-Правильно! Давайте посмотрим на мышку и скажем какая она.(серая, маленькая ,с длинным хвостом и т.д.)

-Мышка пришла в теремок какая по счету (первая) мы дадим ей цифру (один)

2)На лугу по кочкам

Прыгают листочки

Только где же ушки

Кто это? …

(лягушка)

-Правильно! А как ее можно ласково назвать? (Лягушечка)Давайте рассмотрим какая она (Зеленая, маленькая и т.д.)

-Лягушка пришла в теремок какая по счету? (Вторая).Мы дадим ей цифру (два)

3) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

-Правильно! А как мы можем ласково его назвать? (Заинька, Зайчишка)Давайте рассмотрим нашего зайчика и расскажим какой он (серый, пушистый, мягкий и т.д.)

-Зайчик пришел каким по счету? (третьим).Мы дадим ему цифру (три)

4) ) Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый …

(волк)

-Правильно! А как мы можем ласково его назвать? (Волчек)

Волк пришел каким по счету? (четвертым).Мы дадим ему цифру (четыре)

-Ой, ребята А наш волчок очень любит делать зарядку и зовет нас всех на веселую зарядку.

Дети встают и образовывают круг.

Раз, два, три, четыре, пять, (шаги на месте)

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули (руки на плечи)

Ручки кверху потянули! (руки вверх)

Раз и два, присесть и встать, (движения согласно тексту)

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (руки на плечи)

Здоровей и веселей! (руки над головой и хлопки в ладоши)

 5) Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла - чудеса

Где ты, рыжая …

(лиса)

-Правильно! Давайте ее ласково позовем. (Лисонька, Лисичка). Расскажите, какая Лиса, опишите ее? (Хитрая, рыжая, пушистая и т.д.)

-Какая по счету пришла лиса? (пятая).Мы дадим ей цифру (пять)

-Какие молодцы! Все загадки отгадали!

Ой, ребята, Лисонька мне подсказывает, что мы еще одного героя сказки забыли? Какого?

Ответы детей: Медведя

Правильно, Медведя!

-А вы помните, что случилось в сказке, когда пришел Медведь и увидел теремок?

Ответы детей(Медведь сломал теремок)

-Наверное, ему стало стыдно, и он загрустил и не захотел к нам приходить.

- А давайте его пожалеем и скажем ему добрые слова:

Хороший , добрый, заботливый, щедрый, смелый, сильный, бесстрашный, большой, косолапый и др.

-Ой, ребята, посмотрите! А вот и Медведь пришел и зовет нас всех поиграть в игру Прятки.

Проводится игра «Прятки»

- Ой, ребята, какие молодцы! Мы так хорошо отдохнули!

-А как мы можем одним словом назвать всех героев?

Ответы детей: Дикие животные, потому что живут в лесу.

Посмотрите как развеселились наши герои .

(Игра «Скажи наоборот»)

Кто был грустным, стал –веселым

Печальный – радостный

Трусливый – смелый

Ленивый – трудолюбивый

Злой – добрый

Сердитый – спокойный

Кто плакал – стал смеяться

Кто грустил–  стал радоваться

А теперь давайте все вместе посмотрим на теремок наших сказочных героев и повторим в каком порядке заселились наши герой и попробуем сделать свои теремки. Перед вами геометрические фигуры.

-Давайте, назовем их: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал.

Запомнили кто в каком окошке сидел и на каком этаже?

- А теперь попробуйте сделать такие же теремки. Проходим за столы.

-Ребята, я думаю, что ваши домики будут очень уютные и прочные и всем сказочным животным там будет просторно и хорошо. И наши герои теперь всегда будут счастливыми.

- А за то, что вы так старались, жители сказочного леса принесли для вас подарки. Веселые грибочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Консультация для родителей на тему "Роль сказки в развитии речи детей"

Материал консультации поможет родителям осознать значимость сказки в развитии связной речи детей....

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...

«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

laquo;Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – я...

Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья...