Сценарий урока "Дом мой - Ямал мой"
тренажёр (5 класс)

Бикбова Румия Дамировна

СЦЕНАРИЙ  УРОКА "ДОМ МОЙ - ЯМАЛ МОЙ".

ССЫЛКА К ПРЕЗЕНТАЦИЯМ:

https://cloud.mail.ru/public/2i5L/2MAoayPX3

И

https://cloud.mail.ru/public/28eX/2eVwmqMfV

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий занятия.57.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить представление о культуретрадициях и особенностях быта коренных народов севера.

Задачи.

Обучающие:

закрепить представления о культуретрадициях и особенностях быта коренных народов Ямала.

Развивающие:

• углублять и уточнять представления о Родине, Ямале   ее символах (герб, флаг, гимн);

• развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;

• формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

• расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;

  • продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.
  • обеспечить социализацию учащихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками

Тип урока: обобщение  знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, творческие работы

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

Предполагаемый результат

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные – смыслообразование, целеполагание

Познавательные – рефлексия.

Ход урока - мероприятия

Добрый день, ребята, гости.

Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься, мне хотелось бы разгадать  кроссворд.

        C:\Users\bikbova\Downloads\biocrossword.png

        

1.  В ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев — «настоящих людей». ИЛИ Древнее аборигенное население Арктики, населявшее огромные пространства от Кольского до Гыданского полуострова...(сихиртя)

2. Умение создавать ценности и жить в соответствии с ними (культура)

3.   Единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки... ИЛИ «Арктос»— так древние греки называли созвездие Большой Медведицы. Под этим созвездием лежат северные окраины Земли (арктика).

4. Регион, в котором мы живем. Полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России.  ИЛИ Субъект Российской Федерации в составе Тюменской области (ямал).

5. Государство, в котором мы живем (Россия)

Попрошу ЗАПОЛНИТЬ КРОССВОРД   (лежит на столе)

Вот мы с вами вспомнили те термины, с которыми знакомились, встречались на уроках. И сегодня наш урок мне хотелось бы посвятить   дню  рождения ЯНАО (87 лет),   хотелось бы подвести итог  тому, какие знания мы получили   на уроках Культуры народов Ямала.

Вы  знаете, что Ямал входит в состав России, что Ямало-Ненецкий автономный округ - находится в самой середине арктической зоны Российского Государства.

Давайте посвятим нашей большой Родине песню нашей северной жемчужины - Е. Лаптандер «Россия»

Слайды 4-7. Песня Россия (исполнение)

  1. В туман войду   березовый до утренней  зари

Там свет разлился розовый от неба до земли

И звон  пречистый слышится из дальнего села

Легко и вольно дышится – здесь Родина моя

ПРИПЕВ: Россия - озера синие, как небо над головой

Россия - судьбой единою мы связаны с тобой

2.  И широта безбрежная и глубина без дна,

Суровая и нежная ты у меня одна.

В своих надеждах смелая ты снова молода

Любя тебя и веруя с тобой она всегда!

На уроках мы отмечали, что наш Арктический регион сегодня – один из ведущих регионов страны.  Впереди – амбициозные проекты, которые открывают  новые возможности.

На протяжении многих десятилетий Ямал остается   центром газодобывающей отрасли. На днях  президент Владимир Путин приехал за полярный круг, на побережье Карского моря, на полуостров Ямал, в вахтовый поселок Сабетта, где царство ночи, а вместо собак - песцы. Отсюда можно обеспечить сжиженным природным газом весь мир. Глава государства посетил "Ямал СПГ" - крупнейшей в России завод по сжижению газа и  дал старт загрузке первого танкера-газовоза на заводе «Ямал СПГ»  в резервуары судна «Кристоф де Маржери».  

 *Головным танкером-газовозом является «Christophe de Margerie», который будет назван в честь главы Total Кристофа де Маржери, погибшего в октябре 2014 года в авиакатастрофе. Total является одним из акционеров проекта «Ямал СПГ» и будет приобретать часть производимого заводом сжиженного газа.

Поселок Сабетта носит "итальянское название", но с южными широтами не имеет ничего общего - имя ему дала река Сабетта-Яха. Есть версия, что здесь жило созвучное племя самоедов (сабе), вот и вышло такое "иностранное" слово. Теперь здесь, в вечной мерзлоте, вырос крупнейший завод по производству сжиженного природного газа. 
Это мегапроект, еще одно подтверждение статуса России как одной из ведущих держав,

 "Перед нами стоят огромные, масштабные задачи по освоению Арктики и Северного морского пути", - подчеркнул он. Это означает не только добычу минеральных ресурсов и создание таких заводов, это означает развитие атомного судостроения. Речь идет о том, чтобы строить суда, которые называются "Лидер" и могут ломать лед любой толщины. "Это означает, что Северный морской путь и удачно расположенное здесь предприятие может функционировать и направлять свой товар потребителям во все части мира - во все и круглый год", - объяснил Путин. Глава государства поблагодарил и иностранных партнеров. Загрузка танкера - общая победа.
"Как Ломоносов в свое время говорил, Россия Сибирью будет прирастать, - отметил президент. - Теперь мы смело можем сказать, что Россия в этом и в следующем столетии будет прирастать Арктикой". 

Кроме промышленной разработки недр в регионе развиты традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера. Социально-экономическая политика региона делает Ямал территорией, комфортной для постоянного проживания.

Слайд 8. «Ямал имеет богатую историю и замечательные традиции. Для тысяч людей этот край земли стал домом, родиной и судьбой. Мы видим, сколько труда и человеческой души вложено в освоение Крайнего Севера. Мы гордимся успехами первопроходцев, которые заложили мощный фундамент для благополучного будущего ямальцев»  Дм. Кобылкин. 

Слайд 9. На экране ГЕРБ, флаг ЯНАО.

Слайд 10. Ребёнок: Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом, мы на Севере живем,

Вот заря, как знамя реет, солнца луч ударил ввысь.

Из столицы в это время звуки гимна донеслись.

ГИМН ЯНАО (исполнение)

Среди седых широт полярных,

Где вьюги правят вечный бал,

Героем былей легендарных

Встаёт заснеженный Ямал!

ПРИПЕВ:  Суровый край! Оплот Державы!

Ты с каждым годом всё сильней.

Ямал — сокровище и слава,

И гордость Родины моей!

2. Девиз твой — всё для человека!

И, к новым подвигам готов,

Решаешь ты задачи века,

Храня традиции отцов!

3. Земля открытий и дерзанья.

Бескрайней тундры властный зов,

Где спорят с северным сияньем

Огни ямальских городов.

Чтецы:

  1. Мы стихи вам прочитаем

Про любимый Север свой:

Тундра наша так прекрасна,

Больше нет нигде такой.

  1. Долго-долго в Заполярье

Не кончается зима,

Нас мороз не испугает

Ни за что и никогда.

  1. А когда начнется лето,

На болото мы пойдем,

Много северной морошки

Мы в корзины наберем.

  1. Приезжайте к нам на Север-

Очень видеть вас хотим.

На упряжке покатаем

И морошкой угостим.

Оценка выступления

Сайд 11. Итак, давайте обобщим наши знания об основных ценностях народов Севера. Что относится к ценностям коренных народов ЯМАЛА (ответы):

  1. природа
  2. род и семья
  3. жилье
  4. игры и игрушки
  5. одежда
  6. хозяйственная культура (и питание)

Хочется отметить, что я немного упорядочила ход нашего урока  с помощью ваших домашних заданий, т.е. используя ваши презентации-сообщения, я создала одну общую презентацию по теме «Основные ценности народов Севера

Сайд 12. А начнем мы с вами с ПРИРОДЫ нашего края (отвечают те дети, которые индивидуально готовили презентации по определённым темам) .

Географическое положение  

  • Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой.
  • Большая часть: тундра
  • Юг: небольшие леса.
  • Более половины площади – болота, озера, реки.
  • Почва: тонкий слой, покрыт мхами, ягодниками, низкими травами, карликовыми деревьями.

Сайд 13. Животный мир

  • 20 видов млекопитающих
  • На островах и побережье Карского моря -  белые медведи, моржи, тюлени, белухи.
  • В тундре – северный олень, песец, лиса, горностай, заяц, лемминг – полярная мышь.
  • Птица: белая сова и полярная куропатка.
  • Рыба: муксун, осетр, нельма, омуль, чир, семга, стерлядь.

Слайд 16,17. Народы Ямала

  • Самые древние – сихиртя
  • Ханты более 5000 человек около рек Полуй, Войкар, Сыня, Куноват
  • Селькупы около 1500 человек около реки Пур и Таз.
  • Коми – коми-зыряне с 16 в., коми- пермяки с 11 века, коми-ижемцы с 18-19 вв.. Юго-запад округа , граничащий с Уралом.
  • Татары – с конца 14 в. В низовьях реки Обь.
  • Русские – в 11 в, но оседать в 16 веке.

Язык относится к Уральской  языковой  семье, Самодийской группе 

Слайд 18. Устройство чума и его значение. Виды чумов

Слайд 19. К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум — незаменимое жилище тундровых кочевников. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах, а покрышки представляют собой большие полотнища, сшитые из нескольких шкур оленя. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочевок с короткими остановками. Причем делают это женщины. Они, как правило, являются и собственницами чумов, получая их в приданое от своих родителей.

Слайд 20. О чуме

Слайд  21. Из чего делают чум.

Жерди (36-40)

Оленьи шкуры (нюки) в 4 слоя – зимой. Зимой – шкуры 60-70 оленей

Берестяные листы в два слоя – летом

В июне – смена покрытия на летнее

В сентябре – на зимнее покрытие

Диаметр чума – 5-8 метров

Слайд 22,23. Внутреннее устройство чума

Центральной осью чума служит шест (симзы)

На нём – 7 личин или голов семейных или родовых духов

Чум шамана украшается изображением священной птицей МИНЛЕЙ.

За симзы –священное  (мужское) пространство  »си». Здесь и священный ларь, где хранятся духи – покровители очага, семьи, рода и местности.

Напротив «си» у входа находится «НЁ» (женское место)

Посередине между «СИ» и «НЁ» – спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом.

Мужчина укрывается женской ЯГУШКОЙ…

Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю.

Очажный круг на полу воспринимался издревле как вход в подземный мир.

Слайд 24. Вокруг чума

Перед входом  в чум находились женские нарты

За священным шестом чума – симзы ставились священные нарты – хэхэ хан

Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой (чтобы нюки, уложенные в определенном порядке не разворачивало и не срывало ветром.)

Зимние вещи остаются на грузовых нартах прямо в тундре

При ловле оленей из таких нарт образовывался загон.

Слайд 25. Могильные и священные чумы

На том месте, где умирает человек ставится особый могильный чумик. В этом случае с его вершины снимался дымовой железный обруч.

В древности ненцы клали дары родовым духам.

В священный чум могут входить только главы семей.

Слайд 25-29. Установка и разборка чума

Место  постановки чума определяет мужчина, но установкой занимается женщина

Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист.

Под лист подкладываются брёвна, чтобы снег не таял

Летом под ним делается углубление.

Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи

По обе стороны от него кладут две-три доски на пол.

За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника.

Нижние заостренные концы шестов вкапывают в снег или землю.

Затем устанавливается шест для котла и чайника. Один конец крепится на симзы, другой – привязывается на входных шестах.

Симзы - название опорных шестов

Поперек кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На который вешается котёл.

Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков (оленьи шкуры) или бересты для покрытия чума

Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху.

Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу посыпают снегом.

Дверью служит откидывающая часть нюка. Отверстие сверху прикрываю шкурой зимой или берестой летом.

Слайд 30 Правила жизни в чуме

Очаг – в ведении женщин

Женщина собирает дрова, колет их, сушит их, разжигает огонь

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой, снимает верхнюю одежду и обувь, оставляет их на нартах. В чуме надевает домашние кисы и домашнюю малицу (или женскую ягушку).

Гостей-мужчин укладывают на ночёвку  от середины чума до симзы.

Гостей-женщин – от середины к выходу.

Место , которое занимает гость зависит от уважения к нему.

Слайд 31-38. Род и родовое имя. Родовые территории, знаки, святилища и культы. Семья

Не́нцы (ненец.  «настоящий человек»), — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских):

Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области,

Сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Образ жизни – кочевой.

Слайд  34. Роды: Харючи, Вануйта

Слайд  35. Признаки рода:

Имя

Угодья

Владетельные знаки

Культ

Святилища и кладбища.

Родовое имя (фамилия) – общее имя у всех членов рода.

Каждый тенз имеет свой знак – пидте  мя (клеймо, позже  подпись, родовое имя)

Пидте мя – переходят по наследству.

Небесный покровитель   и знак отца – Луна

Небесный покровитель и знак матери - Солнце

Слайд 39-43. Воспитание детей. Игры и игрушки мальчиков и девочек. 

В 12-14 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур,  рыбьей кожи, пошив одежды и обуви, плетение циновок из луговой травы, выделку берестяной утвари и т.п. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.
Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов: берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, колотушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков для толчения муки из сушеной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.
Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку.
Например, в сказках ханты говорится: «Богатырь, гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «То ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет».
Умение шить считалось самым важным занятием для женщин. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иголку, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками.
В этих сумочках хранилось все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей.
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделяют платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера.

Слайд 43-56. Одежда народов Ямала

Слайд 55  Хозяйственная культура народов севера.

Собирательство: Ягоды, грибы. Охота. Рыболовство. Оленеводство

Слайд 77. МОЙ ГОРОД

И, конечно же, проживая на ЯМАЛЕ, мы не можем отметить, что следующий год для нашего города юбилейный. Ко дню рождения города мы с вами рисовали красивые места нашего города. Выставка ваших рисунков представлена на стенде

Слайд 78. Кухня.

Местные жители получают все необходимое для организма благодаря мясу оленя. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.

  •   Это мясо подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом.
  • В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.
  • Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.
  • Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в-основном, подвергают варке или тушению.
  • Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются  строганина  из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.
  • Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
  • Хлеб предпочитают больше ржаной.

Рассказывая о Ямале, как не затронуть историю нашего города  - города Лабытнанги, когда в следующем году нашему городу 150 лет.  И этому событию мы посвятили нашу выставку работ «Красивые места  нашего города»

Слайд 74. РЕФЛЕКСИЯ

Урок полезен, всё понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Ещё придется потрудиться

Да! Трудно всё-таки  учиться!

Между1-м и 2-м уроками исполнение песни-танца  И. Корнилова  «На холодном Ямале»

В конце:   Роднополисы -  «Ямал»; просмотр выставки и чаепитие с принесёнными детьми северными блюдами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения районного этапа Окружного детского фестиваля народного творчества «ВСЕ КРАСКИ ЯМАЛА»

Сценарий проведения районного этапа Окружного детского фестиваля народного творчества «ВСЕ КРАСКИ ЯМАЛА»....

Сценарий игры брейн-ринг по теме "Мой край Ямал" для учащихся 2-4 классов

Брейн-ринг "Мой край Ямал"(игра проводится в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие») Цель занятия: Привитие детям любви к родному краю.Задачи:-...

Сценарий игры-путешествия "Мой край Ямал"

Сценарий игры-путешествия   для младших школьников оЯмальском  крае (викторина, загадки, игры)...

Презентация "Ямал" к сценарию "На краешке земли"

Презентация к вопросам викторины о Ямале...

Сценарий мероприятия "Певец Ямала"

Сценарий мероприятия "Певец Ямала - Л.В. Лапцуй"...

Сценарий воспитательского часа на тему: «Жемчужина Ямала- Елена Григорьевна Сусой»

Познакомить (или расширить знания) о выдающемся деятеле Ямала Е. Г. Сусой.Формировать стремление изучать история своего края, знать имена людей, прославивших родную землю, изучать их жизнь как пример ...

Сценарий школьного фестиваля "Все краски Ямала"

Чтобы быть гражданином страны, необходимо любить Родину, уважать ее законы, традиции, почитать ее культуру и каждый день надо трудиться ради ее блага. Воистину, прав тот, кто сказал: "Если талант...