ЭССЕ "Я-учитель"
материал
Предварительный просмотр:
Учитель математики
МАОУ СОШ № 7 г. Ишима
Макеева Мария Олеговна
ЭССЕ «Я – учитель»
Дети и учителя -
Два слагаемых на свете,
Потому что там, где дети,
Начинается земля,
Начинаются проблемы,
И приходят непременно
К детям, их Учителя!
И. Львова.
Я учитель... Я – учитель? Я – учитель!
Сколько раз повторяла эту фразу! Своим родным, друзьям, знакомым или совсем незнакомым людям в самых разных обстоятельствах: играя с куклами, заменяя учителя математики на Дне дублера в школе, ведя урок во время педагогической практики, получая диплом о высшем образовании, стоя с моим первым классом на линейке 1 сентября.
Я – учитель!
Быть учителем – ответственный труд, не каждому он по силам. Одни приходят работать в школу и разочаровываются, другие не справляются. Остаются только те, кто состоялся как человек, как личность. Не всегда выбранная ещё в детстве профессия становится призванием. С образованием связывают свою жизнь только творческие, деятельные, энергичные, влюблённые в педагогику люди. Их отличает открытость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и мастерство.
Учитель – учитель.
Страшно ли было начинать педагогическую деятельность, не имея опыта? Конечно, страшно. Возникали вопросы, которые, скорее всего, останутся главными вопросами на протяжении всей учительской жизни. Как найти общий язык со всем классом и с каждым учеником в отдельности? Как воспитать в детях доброту, уважительное отношение ко всем людям? Как вовлечь ученика в удивительный мир математики? Учи детей так, как бы ты хотел, чтобы учили тебя. Действительно, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить тот предмет, который преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
Каким должен быть учитель сегодня? Однозначно ответить невозможно. Может быть, это человек, полностью соответствующий профессиональному стандарту, в котором описаны трудовые функции педагога: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность. Ничего и придумывать не надо: обучай, воспитывай, развивай. Все было бы так просто, если бы не было так сложно. Ведь мы живём и работаем в мире современных технологий, в мире, где практически любой ребенок, даже дошкольник, ориентируется в информационном пространстве порой лучше, чем взрослый. И учителю необходимо идти в ногу со временем, быть на одной волне со своими воспитанниками, ориентироваться вместе в огромном информационном пространстве, учить детей брать там только хорошее и полезное. Поэтому в школах детям как воздух необходимы молодые и перспективные педагоги, идущие в ногу со временем.
Учитель. Этой профессии невозможно научиться только по учебникам. Эта профессия сама учит нас, выбравших её.
Таким образом, учитель и ученик - равноправные участники непрерывного процесса обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и сотрудничество, рождается содружество педагога и ученика. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего в учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца. Размышляя о смысле и значении великой профессии, вспоминаю слова Заслуженного учителя России, преподавателя и бывшего ректора ИГПИ им. П.П. Ершова, Виктора Михайловича Кашлача, который любил повторять: «Учитель – это не профессия, это призвание». И это правда.
Учитель – классный руководитель.
В современной школе учитель не просто урокодатель. Учитель – наставник, учитель-помощник, учитель-советчик, учитель-друг. Быть не просто учителем, а еще и классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Это и есть качества настоящего Педагога.
Много времени и душевных сил отнимает работа классного руководителя. Но видеть, как взрослеют дети у тебя на глазах, видеть огонь в их глазах от совместно пережитых впечатлений, узнавать в них свои лучшие качества, понимать, что нужен им не только как учитель, но и как наставник, старший товарищ, а где-то, как и пример для подражания – это дорогого стоит.
Решая сложнейшие задачи, готовясь к ЕГЭ по математике, попутно решаем с любимым классом текущие вопросы: что будем готовить на предстоящий праздник, какой фильм необходимо посмотреть и обсудить всем вместе, когда навестить заболевшего одноклассника? Вопросы – ответы… Учитель – учитель, классный руководитель.
Учитель – артист.
А вы согласны? Разве он, приходя на урок, не забывает обо всем, кроме того, что произойдет? Разве он точно знает, что на этом уроке будет? Какие для него приготовили «сюрпризы» его неугомонные, смышленые, удивительные ребята. И тут же, импровизируя на ходу, изменяет «заготовленную роль» и, возможно, даже само «действо».
Да, учитель – артист. Для артиста главный его помост – сцена, для учителя сцена – это его любимый класс, в который вложены душа, переживания, слезы радости и слезы огорчений.
6а, 8а, 8б, 10а, 10б… Такие разные! 8а не похож на 8б. Седьмой урок. И он не такой как первый. Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих, таких разных, учеников? Как любить всех? Это возможно? Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно! Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них способен. Способен по-своему, и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера в учеников помогает принимать их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель – результату.
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом? На этот вопрос я буду отвечать всю жизнь.