Рабочая программа кружка "ЮИД"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Отличительные особенности программы.
- Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах.
- Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении:
- Взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;
- Учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
- Данная система включает в себя такие элементы, как:
- совместная деятельность педагогов и учащихся;
- соответствующие организационные формы и методы обучения;
- использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной, основной и средней школе;
- закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы (связь с ГИБДД, участие в городском слете юных инспекторов дорожного движения).
Настоящая программа разрабатывалась с опорой на имеющиеся типовые образовательные программы:
- «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002 - «Безопасность дорожного движения» программа для системы доп.образования детей/под ред. П.В, Ижевского. – М.: Просвещение, 2009. – 47 с.
Срок реализации программы 1 года. Занятия проводятся 2 раз в месяц по 1 часу. Всего 17 час.
Возраст воспитанников: 10 – 14 лет
Цель программы: Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Образовательные
- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
Развивающие
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа соответствует учебно-методическим комплектам «Безопасность дорожного движения. 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова) и «Безопасность дорожного движения. 10-11 классы», вышедшим в издательстве «Просвещение» в 2008-2009 гг.
В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.
Форма организации занятий
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рей, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и посторенние пройденного материала.
В образовательном процессе используются «Правила дорожного движения РФ» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями;
- трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Основные требования к уровню подготовки обучаемых.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ;
- общие положения Правил дорожного движения РФ;
- правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
- правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
- правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
- основы страхования
Учащиеся должны уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Предполагаемый результат:
- Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
- Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
- Оказывать неотложную медицинскую помощь.
- Систематизировать знания по ПДД
- Участвовать в школьных мероприятиях по ПДД.
- Участвовать в районном и областном конкурсе «Безопасное колесо».
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Содержание учебного предмета, курса
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов |
1. | Военно-историческая подготовка | 2 |
2. | Велотехника и спортивное вождение велосипеда. | 4 |
3. | Специальная подготовка.(11 часов) | 5 |
4. | Специальная подготовка.(2-часов) | 1 |
5. | Подготовка к участию мероприятия "Безопасное колесо (5-часов) | 5 |
Тема 1. История машиностроения в России.
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
Тема 2 Инспекторы дорожного движения.
История создания инспекторов дорожного движения.
Тема 3. Вождение велосипеда.
Подготовка велосипеда и мопеда к эксплуатации. Учебная езда на закрытой площадке.
Тема 4. Фигурное вождение велосипеда.
Фигурное вождение "Змейка", "Перенос предмета", "Восьмерка", "Песок". Фигурное вождение "Зигзаг", "Преодоление препятствий". Фигурное комплексное вождение.
Тема 5. Права, обязанности и ответственность участников дорожного.
Общие обязанности водителей. Обязанности пешеходов и пассажиров
Тема 6. Регулируемый и нерегулируемый перекресток
Светофор, регулировщик. Переход нерегулируемых перекрестков
Тема 7. Правила движения велосипедиста и мопеда.
Движение велосипедиста по дороге. Сигналы, подаваемые рукой
Тема 8. Движение группы пешеходов и велосипедистов.
Движение группы пешеходов. Движение группы велосипедистов
Тема 9. Решение билетов.
Ознакомление с билетами ПДД. Решение билетов.
Тема 10. Первая медицинская помощь при дорожных происшествиях.
Правила оказания первой доврачебной помощи.
Тема 11. Подготовка учащихся к проведению мероприятия "Безопасное колесо".
Практическая подготовка Юных инспекторов дорожного движения.
3. Календарно-тематическое планирование кружка «ЮИДД»
№ раздела, темы, занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Аргумен-тация изменений | ||
план | факт | |||||
Раздел I Военно-историческая подготовка | 2 | |||||
Тема 1. | История машиностроения в России. | 1 | ||||
Занятие 1 | История изобретения велосипеда |
| ||||
Тема 2. | Инспекторы дорожного движения | 1 | ||||
Занятие 2 | История создания инспекторов дорожного движения. | |||||
Раздел II Велотехника и спортивное вождение велосипеда. | 4 | |||||
Тема 3. | Вождение велосипеда. | 1 | ||||
Занятие 3 | Подготовка велосипеда и мопеда к эксплуатации Учебная езда на закрытой площадке | |||||
Тема 4. | Фигурное вождение велосипеда. | 3 | ||||
Занятие 4 | Фигурное вождение "Змейка", "Перенос предмета», «Восьмерка", "Песок" | |||||
Занятие 5 | Фигурное вождение "Зигзаг", "Преодоление препятствий". | |||||
Занятие 6 | Фигурное комплексное вождение | |||||
Раздел III Специальная подготовка. | 5 | |||||
Тема 5. | Права, обязанности и ответственность участников дорожного. | 1 | ||||
Занятие 7 | Общие обязанности водителей. Обязанности пешеходов и пассажиров. | |||||
Тема 6. | Регулируемый и нерегулируемый перекресток | 1 | ||||
Занятие 8 | Светофор, регулировщик. Переход нерегулируемых перекрестков. | |||||
Тема 7. | Правила движения велосипедиста и мопеда. | 1 | ||||
Занятие 9 | Движение велосипедиста по дороге. Сигналы подаваемые рукой. | |||||
Тема 8. | Движение группы пешеходов и велосипедистов | 1 | ||||
Занятие10 | Движение группы пешеходов. Движение группы велосипедистов | |||||
Тема 9. | Решение билетов. | 1 | ||||
Занятие11 | Ознакомление с билетами ПДД. Решение билетов | |||||
Раздел IV Специальная подготовка. | 1 | |||||
Тема 10. | Первая медицинская помощь при дорожных происшествиях. | 1 | ||||
Занятие12 | Правила оказания первой доврачебной помощи. | |||||
Раздел V Подготовка к участию мероприятия "Безопасное колесо | 5 | |||||
Тема 11 | Подготовка учащихся к проведению мероприятия "Безопасное колесо" | 5 | ||||
Занятие 13-17 | Практическая подготовка Юных инспекторов дорожного движения. | |||||
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...