Рабочая программа
рабочая программа

Гонежук Саида Ичрамовна

Рабочая программа внеур. 2-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 4 класса составлена в соответствии с:

-Федеральным  образовательным стандартом начального общего образования;

-Основной образовательной  программой НОО МБОУ»СОШ №7им.Н.Т. Джаримока» а.Джиджихабль;

-Учебным планом МБОУ «СОШ№7им.Н.Т.Джаримока» а.Джиджихабль.

                                                    Результат освоения курса внеурочной деятельности

                                                                                                             

Программа внеурочной деятельности  «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   

 Планируемые результаты освоения программы

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Обучающиеся научатся

 -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

 -  сравнивать предметы, понятия;

 -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

 -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

 -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

 -  концентрировать, переключать своё внимание;

 -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

 - самостоятельно выполнять задания;

 - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

 - находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

     Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «В сране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

            Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

марафон.

Формы учета знаний и умений

      Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

  Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

           Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Место курса в учебном плане

     Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

 Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

     Основу программы составляют развивающие упражнения:      

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
  • задания на развитие  мышления;
  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

 

Формы и методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Планируемые результаты освоения программы

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Обучающиеся научатся

 -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

 -  сравнивать предметы, понятия;

 -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

 -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

 -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

 -  концентрировать, переключать своё внимание;

 -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

 - самостоятельно выполнять задания;

 - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

 - находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

     Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «В сране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

            Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

марафон.

Формы учета знаний и умений

      Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

  Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

           Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Содержание программы

Название темы

Кол-во часов

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

Страна «Почитай - ка»

1

Математический КВН

1

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д.

1

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

Буквенные головоломки.

1

КВН «Времена года».

1

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игра «Цветик – семицветик»

1

Тест «Сравнение», «Алгоритм»

1

Звуковые схемы слова.

1

Причинно-следственные цепочки

1

КВН «Мы друзья природы»

1

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Анаграммы, шарады.

1

«Рисуй, как я».

1

Игра «что из чего получается»

1

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Расшифруй сообщение.

1

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Игра «что из чего получается?»

1

Тема и главная мысль текста.

2

Необычные задачки.

1

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Игра «Художник»

1

Тест «Отношения».

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Составление загадок, чайнвордов.

1

Конкурс Эрудитов.

1

Итоговый тест.

1

       

  Место курса в учебном плане

     Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

 Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

     Основу программы составляют развивающие упражнения:      

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
  • задания на развитие  мышления;
  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

Учебно-тематическое планирование

№№п/п

Тема занятия

Ко-во

часов

Описание примерного содержания занятий

  Примечания

1.

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

Выполнение входного теста, задания на развитие внимания, памяти и мышления.

2.

Страна «Почитай - ка»

1

Учащиеся работают с текстом: читают, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.

3.

Математический КВН

1

Конкурсы, эстафеты  по математике.

4.

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

Игра «Узнай сказку», кроссворд, ребусы и т.д.

5.

Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д.

1

Игры на развитие внимания, памяти, мышления.

6.

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

Игровые и развлекательные задания

7.

Буквенные головоломки.

1

Игры с буквами: «составь слово», «Отгадай», «Буква потерялась» и т.д.

8.

КВН «Времена года».

1

Игры «Назови художника», «Кто больше», «Бывает – не бывает».

9.

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения.

10.

Игра «Цветик – семицветик»

1

Интеллектуальная игра – путешествие.

11.

Тест «Сравнение», «Алгоритм»

1

Работа с тестами.

Тест №2

12.

Звуковые схемы слова.

1

Игры на развитие умения делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях в слове, давать характеристику звукам слова.

13.

Причинно-следственные цепочки

1

Учимся устанавливать причинно-следственные связи через различные игры и задания.

14.

КВН «Мы друзья природы»

1

Закрепление знаний о природе, её особенностях, загадки, конкурсы, викторины.

15.

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Игры на развитие мышления, внимания, памяти.

16.

Анаграммы, шарады.

1

Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов.

17.

«Рисуй, как я».

1

Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов.

18.

Игра «что из чего получается»

1

Учимся расуждать.

19.

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Учимся составлять пословицы, объяснять их значение, по началу пословицы, находить её продолжение.

20.

Расшифруй сообщение.

1

Учимся строить текст.

21.

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры.

22

Игра «что из чего получается?»

1

Учимся рассуждать.

23

24.

Тема и главная мысль текста.

2

Чтение сказок. Учимся выделять тему и главную мысль текста сказок.

25.

Необычные задачки.

1

Решение логических задачек

26.

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Игра на развитие памяти, мышления, обогащение знаний учащихся в разных направлениях.

27.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей        

28.

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей.

29.

        Игра «Художник»

1

Работаем с геометрическими фигурами. Развиваем воображение, мышление.

30.

Тест «Отношения».

1

Работа с тестом.

31.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

Игры, викторины и  задания на развитие логического мышления. Решение логических задач – шуток.

32.

Составление загадок, чайнвордов.

1

Развитие творческого мышления, фантазии.

33.

Конкурс Эрудитов.

1

Игры на развитие логики, мышления, внимания.

34.

Итоговый тест.

1


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...