Искусство каллиграфии
статья

Клепова Надежда Алексеевна

Нужна ли каллиграфия в школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_innovatsii_kalligrafiya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство каллиграфии

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Надежда Алексеевна, работаю учителем русского языка и литературы. Я родилась и выросла в г. Северодвинске. Одна из возможностей, которую я открыла для себя в Санкт-Петербурге – это занятия каллиграфией. Казалось бы, из школы ее убрали как рудимент, пережиток прошлого. Но история моды подсказывает неизменную истину: «Все новое – это давно забытое старое». И к. в наше время получает новую жизнь.

В современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена, когда Александр Сергеевич Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, на каллиграфию приходилось 18 часов в неделю. Конечно, большинство его черновиков не имеют ничего общего с к., но тут уж мысль бежала вперед руки. Талант поэта, да и его сокурсников налицо. Задумаемся, могло ли это быть связано?

На сегодняшний день я ежедневно наблюдаю следующую картину: дети любят писать только тогда, когда у них это получается делать красиво, тогда им нравиться оформлять, следить за чистотой тетрадей. Их работы приятно проверять, да и успеваемость лучше. Если же такого таланта нет, возникает обратная ситуация.

Если ребенок пишет неразборчиво, некрасиво, возникают следующие трудности:

  • Сам допускает больше ошибок;
  • Его почерк сложно понять другим людям;
  • Страдает эстетическая сторона.

Какие есть пути решения?

Пути два: 1. Смириться с тем, что век цифровых технологий берет свое. 2.Заниматься письмом как творчеством, а не скучным переписыванием работ, развивать эстетику письма.

Помочь в этом может популяризация такого искусства как каллиграфия. Каллиграфия с греческого переводится κάλλος - красота и γράφω - писать - искусство красивого письма. Окунемся в историю.

Каллиграфия издревле считалась маркером цивилизации. И вышла из употребления, т.к. ушли рукописные книги. Книга была роскошью, драгоценностью, буквы в рукописных книгах золотили, оклады делали из дорогих материалов, выкладывали драгоценными и полудрагоценными камнями. Тексты в этих книгах были возвышенные, религиозные – для души, целившие душу (у христиан - Библия, у мусульман - Коран). Для таких текстов выбирались красивые буквы, наделенные сакральным значением. И даже у букв были свои «имена». Вспомним кириллицу: Азъ – я, Живяте – жизнь, Добро…

Еще Петр I ввел новые шрифты и уничтожил сложнейшую и красивейшую славянскую вязь. А уже после 1917 года умение красиво писать исчезло из списка школьных предметов как «буржуазная дисциплина».

Изучая не только исторические источники, но и современные научные статьи, я поняла, что к. способствует развитию грамотности; развивает чувство ритма и гармонии;

а также является средством против тревоги и стресса.

Ручное письмо, напоминают ученые, более сложный навык, чем печатание. При письме, особенно в детском возрасте, когда ребенок только овладевает им, в работу вовлечены практически все отделы мозга. Она активизирует и заставляет гармонично работать оба полушария, потому что соединяет и творчество, и логику, учит контролю над собой, оказывает упорядочивающее воздействие на мысли.

Все выше изложенное укрепило меня в мысли о необходимости вернуть к. в школу.

Итак, что делать? Я предлагаю 2 варианта занятий:

  1. Мастер-классы. Их можно проводить к таким праздникам, как День славянской письменности, День учителя, 8 марта, 23 февраля, приурочить к неделе русского языка. Возможна работа не только с бумажными открытками, но и с надписями на ткани, кружке, свече и др.
  2. Вести внеклассную деятельность и уделять этому 1 час в неделю. Я взяла за основу программу школы к. «От аза до ижицы» и разработала свою по предмету «Каллиграфия». Программа внеурочной деятельности может включать в себя следующие ступени.

 Первая ступень – это короткий (1 месяц) курс «Знакомство с каллиграфией», на котором можно получить общее представление о каллиграфии и основных ее инструментах.

Вторая ступень – это двухмесячный курс «Вязь». Курс является важным звеном программы обучения, так как воспитывает дух и укрепляет руку, готовит основу для дальнейшего изучения каллиграфии.

С третьей ступени начинается знакомство учащихся с разделами «Русское письмо», «Итальянский курсив», «Английский курсив», «Европейская каллиграфия», «Исправляем свой почерк».

Я предлагаю к. в качестве педагогической инновации исходя из личного опыта. Я сама еще только учусь, занимаюсь к. больше года. Мне уже есть, чем гордится: моя работа вязью была выбрана для выставки «Образ и буква». Но это не главное. Сейчас я занимаюсь шрифтом англе по пятницам в СПб и трачу на дорогу и занятие 6 часов. Но я забываю обо всем и приезжаю отдохнувшая, я снимаю напряжение. Иногда на мастер-классы я беру с собой друзей и им нравится! Я думаю, что вы со мной согласитесь, что истинное счастье – это получать удовольствие от самого процесса.

Уже несколько месяцев я сама занимаюсь с детками к. О глобальных результатах говорить пока не приходится. Но то, что им нравится – очевидно. Ребята с удовольствием приходят на занятия. Половина уже купили себе перья, приходят и показывают работы, которые выполнили дома, спрашивают, когда будет следующее занятие. Пока я работаю только в формате мастер-классов.

Восток и Европа бережно хранят традиции к. В Лондоне в университете есть исследовательская лаборатория и отделение каллиграфии, причём его курирует сам принц Чарльз. Он даже предоставил университету часть своего дворца. В маленькой Финляндии имеется филиал этого университета. У нас в России есть петербургская школа «От аза до ижицы» и центры в других городах. Каллиграфия на Западе становится все популярнее.  ВВС признала, что каллиграфия становится очень популярна в Инстаграме. У таких каллиграфов как Джейк Вэйдман, Себ Лэстер подписчиков больше, чем у знаменитостей. Даже последняя новинка от Apple – планшет со специальным стилусом, разработаны специально для художников, дизайнеров и каллиграфов. А как известно, спрос рождает предложение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каллиграфия. Практическое руководство в иллюстрациях

Каллиграфия. Практическое руководство в иллюстрациях Иллюстрации из книги А. И. Печинского  'Руководство по изучению написания круглого ленточного шрифта'. Все картинки кликабе...

Презентация "Искусство каллиграфии"

Презентация к уроку ИЗО по теме искусство Японии...

Каллиграфия

Фотографии в альбоме «каллиграфия» Кати Lexx на Яндекс.Фотках ...

Программа работы кружка "Школа китайской каллиграфии"

Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлен...