Разработка классного часа "Земля, опаленная войной"
классный час (9 класс)

Грибанова Нина Ивановна

Разработка  к классному часу "Земля, опаленная войной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_zemlya_opalennaya_voynoy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Дню Победы

«Земля, опаленная войной»

 

Цели:

  • Воспитывать интерес к историческому прошлому своей малой Родины
  • Формировать таких нравственных качеств, как чувство героизма, патриотизма и самоотверженности
  •  Пробуждать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, к людям, защищавшим родную землю.

Форма проведения: Час памяти

Оборудование: Презентация, портреты героев Великой Отечественной войны, выставка книг о войне, альбомы о городах - героях, вырезки из газет о боевых подвигах наших земляков.

План

  1. Вторжение фашистских оккупантов на Хохольскую землю.
  2. Кровопролитные бои 1942-1945 г.г.
  3. Жертвы фашистского геноцида.
  4. Герои Великой Отечественной войны – защитники малой Родины.
  5. Долгожданный День Победы.
  6. Никто не забыт, ничто не забыто.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово

Классный руководитель: 

Снова наступила весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Мы должны помнить тех, кто отдал свою жизнь ради мира на земле.

(Слайды № 2-4)

Звучит песня «Священная война»

Музыка: А. Александрова, слова: В.Лебедева-Кумача

(Слайд № 5)

Чтец 1:

 Велика Отечественная война  ворвалась в мирную жизнь хохольцев неожиданно и страшно,    принесла горе и страдания в каждую семью, в каждый дом.

(Слайд № 6)

Чтец 2:

Немецкие танки вошли в Хохол 4 июля 1942 года. И сразу, будто черная ночь, опустилась над нашим краем. Оккупанты грабили, убивали мирных жителей, сотнями угоняли наших земляков в немецкое рабство. Пощады не было  никому.

Учащиеся читают стихотворения.

«Война вошла в мальчишество мое…»

Чтец 3:

Война вошла в мальчишество моё

 Сперва без дыма, крови и тревоги,

 А как заходят путники в жильё

 Передохнуть, испить воды с дороги.

 Она хлебами шла из-за реки,

 Оттуда, где закаты занимались.

 Подолгу, помню, теплились штыки,

 Пока солдаты в гору подымались.

 Попарно, кучками, по одному,

 Не торопясь, они к Москве пылили.

 Порой у нас, в окраинном дому,

 Степенно, сняв пилотки, воду пили

 И дальше, на восток, полями шли,

 И все, казалось, были пожилые,

 Хотя, наверно, попросту в пыли,

 В обмотках серых, серые и злые.

Чтец 4:

Глаза закрою, вижу, как теперь,

 Распахнутые настежь двери дома

 И как ложится на пол через дверь

 Зари вчерашней свежая солома.

 И вижу мать у белого стола

 В обнимку с черным чугуном картошки

 И двух солдат, которым подала

 Моя сестренка расписные ложки.

 Солдаты ели истово, в запас,

 А старший, рыжий, с вислыми усами,

 Рассказывал, давя бездонный бас,

 И вдруг заплакал тихими слезами.

 Сидел и плакал тягостно, в упор,

 Не наклоняясь и лицо не пряча.

 И я войну запомнил с этих пор

 И до сих пор боюсь мужского плача.

Глеб Ефремов

«Баллада о банке варенья»

Чтец 5:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Каймой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка.

Р. Рыдкевич

(Слайды № 7-8)

Чтец 6:

Все жители, стар и млад, поднялись на защиту своей малой Родины.

В районе села действовал партизанский отряд. Комсомолка Аня Жаглина за распространение листовок среди населения и агитацию против оккупантов была схвачена фашистами и повешена. За участие в партизанском движении 26 января 1943 года были расстреляны сёстры Шура и Наташа Лавлинские. Ничто не смогло сломить Шуру – ни допросы, ни пытки, ни издевательства врагов. Девушка погибла с верой в грядущую Победу!

Именами погибших ныне названы улицы села. Свято чтут хохольцы имена своих отважных земляков.

(Слайд № 9)

Чтец 7:

Гибель ни в чём не повинных детей, женщин и стариков нельзя измерить никакой мерой. В селе Семидесятном были созданы три концлагеря. В них находилось до 7 тысяч человек военнопленных и мирных жителей. Свидетели показали, что их там морили голодом, избивали, истязали. Оставшийся в живых узник этого лагеря Александр Иванович Акафьев рассказывал, что фашисты «ежедневно выводили десятки военнопленных и мирных граждан из лагеря и расстреливали их в овраге на расстоянии 600-800 метров от лагеря».  

В сентябре 1942 года оккупанты расстреляли в Поповом логу на территории Староникольского сельсовета 77 мирных жителей, 34 человека в с. Никольское-на-Еманче.

В психиатрической больнице пос. Орловка захватчики уничтожили более 720 человек.

Классный руководитель: 

Великая Отечественная война была одной из самых тяжелых и кровопролитных войн в истории человечества. Она принесла слезы, горе и страдания. Весь народ земли Хохольской стал на защиту своей малой Родины. Особенно отличились воины 232 стрелковой дивизии под командованием Г.С. Васильева.

(Слайды № 10-11)

Чтец 8:

В боях за освобождение Хохла героически сражались воины 232 стрелковой дивизии.

Вступив 3 июля 1942 года в бой с прорвавшимися к Дону немецкими подвижными соединениями, дивизия трое суток сдерживала натиск врага на широком фронте.
В кровопролитных боях воины-сибиряки проявили массовый героизм. И хотя они не смогли предотвратить прорыв фашистов к Воронежу, но нанесли им большие потери и сбили темп наступления.
   За период с 3 июля 1942 года по 11 мая 1945 года дивизия уничтожила 70 930 солдат и офицеров противника, 243 танка, 402 орудия, 1200 автомашин, 12 самолётов и много другой техники.
  

За боевые заслуги 232-я Сибирская стрелковая дивизия была удостоена звания Гвардейской Краснознамённой,  на её знамени – ордена Ленина, Суворова, Богдана Хмельницкого.

(Слайд № 12)

Учащиеся читают стихотворения.

«Папе на фронт»

Чтец 9:

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась -

До чего ты прежний был во сне!

Прежний - прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе,

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на Новый год?».

Я сказала, тут же и проснулась;

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю - прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев день и ночь…

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так…От счастья…Твоя дочь…

Елена Благинина

«Больше многих других потрясений»

Чтец 10:

Больше многих других потрясений,

Что отпущены щедрой судьбой,

Помню солнечный день предвесенний,
Помню город разрушенный мой.

Бело-розовый, зыбкий от снега,

От кирпичных разрубленных стен

Он теснился до самого неба,

Словно в белом тумане летел.

Незнакомый, притихший, суровый –

Словно прозрачный, дымный погост…

А вдали золотистый сосновый,

Наведенный саперами мост.

На ступеньках знакомого спуска –

Ах, как сердце забилось тогда! –

Вот и домик на улице узкой…

Но была за углом – пустота…

Только виделись дальние дали –

Необычно, просторно, светло,

Только черные птицы летали

И поземкой с обрыва мело.

Тополей обгорелые руки.

Обнаженный пролет этажа…

В первый раз содрогнулась от муки

Защищенная детством душа.

                                                                  А.Жигулин

Чтец 11:

Василий Григорьевич Васильев (1897-1943) – уроженец Башкирии, сложил свою голову в боях на Хохольской земле, подполковнику Васильеву, командиру 605-го полка 232-й Сибирской стрелковой дивизии, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его прах покоится в братской могиле села Хохол.

(Слайд № 12-16)

Звучит песня «Журавли»

Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля

(Слайд № 17)

Классный руководитель: 

В 2010 году поисковая группа райвоенкомата Хохольского района нашла в списках погибших фамилию Семенихина Михаила Сергеевича, защищавшего в годы Великой Отечественной воны город Смоленск. Спустя 65 лет сын, Семенихин Виктор Михайлович,  нашел могилу своего отца.

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

(Слайд № 18)

Чтец 12:

В 1985 году отмечалась 40-я годовщина Великой Победы и, как напоминание о народном подвиге, появились в разных уголках нашего района Поля Солдатской Славы. Оказалось, что практически возле каждого села есть клочок земли, политый кровью советских солдат. Было решено эти поля отметить специальными знаками – памятными стелами и камнями, на мемориальных табличках указано, кто здесь воевал, когда шли бои на этом поле.

(Слайды № 19-21)

Чтец 13:

В начале 90-х годов в нашей школе начался сбор информации о 232-й стрелковой дивизии. Учащиеся собрали богатый материал о боевом пути дивизии. 12 мая 1998 года подписан приказ об открытии музея Боевой славы.

Лицеисты с уважением относятся к памяти героев, защищавших нашу малую Родину. У поэта Андрея Дементьева есть такие строки: « Я знаю их по книгам да портретам, ушедших до меня за много лет. И на земле, их пламенем согретой, я светом тем обласкан и согрет».

(Слайд № 22)

Чтец 14:

Памятник погибшим односельчанам был открыт в р.п. Хохольский на территории колхоза «Великий Октябрь» 9 мая 1969 года. Вечный огонь в чаше мемориала зажёг ветеран войны, герой Сталинградской битвы, Андрей Яковлевич Ласкин.

(Слайд  № 23)

С 1965 мемориал Неизвестному солдату в селе Хохол – традиционное место поклонения войнам, павшим за освобождение нашего района в годы Великой Отечественной войны.

(Слайд  № 24)

Классный руководитель:

 Наша Хохольская земля дала нам 8 героев Советского Союза. Мы должны с особым уважением относиться к тем людям, которые отдали свою жизнь во имя нашей счастливой жизни.

Чтец 15:

Победный май 1945 года встречали со слезами на глазах. Хохольская земля дала Родине 8 Героев Советского Союза – это Г. М. Андреев, И. А. Бахметьев, В. М. Добросоцких, М. Т. Князев, П. Г. Неживенко, Н. И. Селезнёв, И. М. Чурсанов, М. С. Кисляков, кавалер орденов Славы всех трёх степеней – П. Ф. Шипилов. А Иван Фёдорович Раздымалин награждён двумя орденами Славы II и III степени, Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени.

Более 10 тысяч человек награждены орденами и медалями Советского Союза за ратные подвиги в Великой Отечественной войне.

 (Слайд  № 25)

По всем фронтам разбросала война хохольских защитников. Более тысячи из них не вернулись из боя.

Ежегодно в День Победы набатный звон колокола у мемориального памятника села призывает всех нас помнить о  жертвах войны.

Классный руководитель:

Всех нас объединяет общее горе и общая память о той страшной войне, но и тот, для кого война уже стала далекой историей, обязательно должны помнить тех, кто сражался за нашу мирную и счастливую жизнь. А сейчас почтим память всех павших в годы Великой Отечественной  войны  минутой молчания. Звучит набат.

(Слайд  № 25)

«Ответ фронтовику»

Чтец 16:

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину, -

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну

Мы знаем, по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слез.

 Раиса Орлова

 (Слайды № 26-33)

Классный руководитель:

Долгие годы испытаний. Долгие годы сражений. Миллионы погибших… И все это ради одного дня – Дня Победы. 9 мая - это особый день. Это и день торжества, и день памяти. К сожалению, все меньше и меньше ветеранов приходят на праздник в этот день. Но мы должны всегда помнить, какой ценой нам далась эта Победа, и с особым чувством уважения относиться к людям, отдавшим жизнь ради мира на земле. Никто не забыт, ничто не забыто!

Звучит песня «День Победы» Музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова

Классный руководитель:

Ребята, мы с вами провели классный час, посвященный Дню Победы! Я думаю, что это мероприятие не оставило никого равнодушным, и вы всегда будете помнить, какой великой ценой далась нам эта Победа!

Чтец 17:

Помните!

Через века,

            через года, —

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                  никогда, —

помните!

Не плачьте!

В горле

        сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

       павших

              будьте

                     достойны!

Вечно

достойны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьбы, опаленные войной.

Каждый год в нашем музее в преддверии Дня Победы мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны и каждый год узнаем, что их становится все меньше и меньше. После каждой встречи понимаеш...

Урок мужества "Песни, опаленные войной"

Это занятие подготовлено ко Дню Победы. Беседа с учащимися о том, как помогали песни в годы Великой Отечественной войны....

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...