Викторина "Гроза 1812 года"
материал (8 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
« Гроза 1812 года»
(историческая игра для 8-9 классов)
Выполнила: учитель истории и обществознания
Куулар Чодураа Александровна
Хову-Аксы – 201
Викторина «Гроза двенадцатого года»
( историческая игра для 8-9 классов)
Цель: патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
- Привлечение учащихся к изучению истории Отечественной войны 1812 г.
- Выявление знатоков героических исторических событий.
- Воспитание у учащихся гражданственности, уважительного отношения к истории своей страны.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, таблица с вопросами, карта «Отечественная война 1812 г.», портреты героев Отечественной войны 1812 г.
Содержание конкурсов:
- «Проблема».
- «Армия».
- «Тактика».
- «Полководцы».
- «Герои».
- «Бородино».
- «Противник»
Участники: учащиеся 8-9 классов. Из каждого класса по 1 человек.
Роли: ведущий, участники, жюри.
Правила игры: участник выбирает тему и уровень сложности вопроса.
Уровень сложности вопроса и цена ответа | Вопросы по темам | ||||||
проблема | армия | тактика | полко-водцы | герои | Боро- дино | против- ник | |
1-й 6 баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2-й 4 балла | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3-й 2 балла | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Ход игры
- Вступительное слово.
Отечественная война 1812 года вот уже 200 лет приковывает к себе внимание широких кругов отечественной и мировой общественности, людей науки, искусства, гражданских и военных, учителей, студентов, школьников – и прежде всего истинных патриотов своей Родины.
Великий подвиг полководцев Отечественной войны продолжает изучаться, раскрываются новые страницы истории.
- Игра
«Проблема»
- Кто одержал победу при Бородино?
- В 1807 г. Россия и Франция заключили Тильзитский мирный договор. Согласны ли вы, что Александр I и Наполеон провоцировали друг друга на новую войну?
- В источниках 1812-1820-х гг. слово «Отечественная» в названии войны не встречается, оно появится позже. Почему войну 1812 г. назвали Отечественной?
«Армия»
- До назначения М.И.Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?
- В русской армии долгое время были т.н. иррегулярные (непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812 г., а в 1824 г.
они удивили Париж. Что это за части?
3. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти рода
войск?
«Тактика»
- После занятия Москвы Наполеоном при дворе появились сторонники заключения мира. Однако М.И.Кутузов оттягивал возможные переговоры. Почему?
- Почему Барклай-де-Толли и Кутузов выбрали тактику отступления?
- Объясните, что такое «партизанская война»?
«Полководцы»
- Кого из полководцев называли «вихорь - атаманом»?
- По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто он намеренно искал смерти. Под ним было убито пять лошадей, рядом с ним погибли два адъютанта. Кто это был?
- Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали?
«Герои»
- Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою. Ему бы исполнилось 28 лет. Кто это?
- В бою у деревни Салтановки под Могилевым, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала.
- Война – дело мужское. Но истории войны 1812 г. сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как их звали?
«Бородино»
- В один из моментов сражения отдельный отряд неожиданно ударил в тыл французам, оттянув на себя своими действиями около 15 тысяч наполеоновских солдат. Какое название получил этот маневр?
- Какой фланг русских войск в Бородинской битве был наименее укреплен и первым подвергся мощным атакам французов?
- Как называлось место на поле, за которое шли основные бои?
«Противник»
- Сын гасконского трактирщика, позднее – один из ближайщих соратников Наполеона, маршал, король Неаполя и обеих Сицилий. Во время Бородинского сражения командовал резервной кавалерией. Как его звали?
- Чем отличался офицерский состав армии Наполеона от офицерского состава русской армии?
- Какова была численность войск Наполеона накануне вторжения?
- Подведение итогов игры.
Жюри подсчитывает баллы участников игры, выявляет победителя.
Побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.
- Награждение победителя.
Ответы:
«Проблема»
- Приведем два мнения: Одни историки считают, что ни одна из сторон не достигла поставленных целей, а другие думают, что победил Наполеон. Русская армия отступила и сдала Москву.
При ответе на этот вопрос важно оценить, насколько грамотно ученик аргументирует свою позицию.
- Существует немало доказательств, взаимного нарушения условий мирного договора с обеих сторон.
При ответе на этот вопрос важно оценить, насколько грамотно ученик аргументирует свою позицию.
- Речь шла о государственной независимости; это было время. когда с единой целью объединились разные сословия.
«Армия»
- Главнокомандующим считался Александр I, но фактически эти обязанности выполнял командующий 1-й армией и военный министр М.Б. Барклай-де-Толли.
- Это казачьи части.
- Все они относятся к кавалерийским войскам.
«Тактика»
- Известно, что М.И. Кутузов настаивал на сдаче Москвы. Ключом к пониманию его тактики служат его же собственные слова: «…Наполеон подобен быстрому потоку, который мы сейчас не можем остановить. Москва - его губка, которое всосет его в себя». Кутузов понимал, что чем больше французская армия побудет в Москве, тем менее боеспособной она не станет.
- Барклай-де-Толли первым вел в России систему оборонительной войны… Задолго до 1812 г. уже решено было в случае наступления неприятеля – отступить, уступить ему всю Россию до тех пор, пока армии не сосредоточатся, не сблизятся со своими источниками… и, завлекая таким образом внутрь России, вынудить его растягивать операционную линию, а чрез то ослабевать, теряя от недостатка в съестных припасах людей и лошадей.
- В начале XIX века под «партизанской войной» подразумевается действия отдельных «летучих соединений», направленные на уничтожение коммуникаций противника, лишение его доставки продовольствия и боеприпасов.
«Полководцы»
- М.И. Платова.
- М.Б. Барклай-де-Толли.
- М.И. Кутузов.
«Герои»
- А.И. Кутайсов.
- Н.Н. Раевский.
- Надежда Дурова и Василиса Кожина
«Бородино»
- Рейд казаков атамана М.И. Платова.
- Левый фланг – Багратионовы флеши.
- Курганная высота, батарея генерала Раевского
«Противник»
- Иоахим Мюрат.
- Во французской армии офицеры были выходцами из разных слоев общества, преимущественно из семей крестьян, крестьян, ремесленников, буржуазии. Русские офицеры были дворяне.
- Обычно называют цифру 647 тыс. человек.
Список использованной литературы:
- Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
- История России. /П.Н. Зырянов.-М., 1999.
- Школьные олимпиады. 5-9 классы. /Э.В. Уткина.-М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. «Деревенская проза» 1950-1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970-1980-х годов
маршрутный лист дистанционного урока...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...