Мультимедийное эссе «Мои инновации в образовании» «Прекрасное далеко…»
статья

Рязанцева Елена Петровна

Несколько лет тому назад на Интернет-сайте «Сеть творческих учителей» решила принять участие в опросе: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?». Среди вариантов ответа были такие: «По-прежнему - мел и тряпка», «Настольный компьютер и проектор». Выбрала второй… Очень хотелось, чтобы было именно так… До слез хотелось! Как сейчас помню: в колонках звучала песня «Прекрасное далеко» из телевизионного фильма «Гости из будущего». Тогда я подумала «про меня»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Считай несчастным тот день или час,

в который ты не усвоил ничего нового и

ничего не прибавил к своему образованию.

Я. А. Коменский

Несколько лет тому назад на Интернет-сайте «Сеть творческих учителей» (участницей которого я являюсь) решила принять участие в опросе: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?». Среди вариантов ответа были такие: «По-прежнему - мел и тряпка», «Настольный компьютер и проектор». Выбрала второй… Очень хотелось, чтобы было именно так… До слез хотелось! Как сейчас помню: в колонках звучала песня «Прекрасное далеко» из телевизионного фильма «Гости из будущего». Тогда я подумала «про меня»…

Прекрасное далеко,

Не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко,

Жестоко не будь!

От чистого истока

Прекрасное далеко,

Прекрасное далеко,

Я начинаю путь…

И я начала… свой путь.

Путь к моему «прекрасному далеко» оказался не таким уж далеким, как я думала на тот момент, но не таким уж гладким, как мне хотелось. Все знают, что к самым большим трудностям в современной школе относятся: а) отсутствие материально-технической базы и б) отсутствие подготовленных кадров. Мне в этом случае очень сильно повезло! К тому моменту у нас в школе сменилась власть. К счастью, наш новый директор оказалась сторонницей всего нового. В нашей школе обновился компьютерный класс,  нас подключили к сети Интернет, появилась интерактивная доска и мультимедийный проектор (это было сверх счастье!), я приступила к разработке школьного интернет-сайта http://petschool.narod.ru (есть свой личный сайт http://myprivatepage.narod.ru). В 2003 году я уже прошла обучение в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Использование Интернет-технологий в образовательном процессе". Таким образом, опыта работы с ПК у меня было достаточно. А помогли мне все это познать слова великого педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Постоянный поиск новых методов обучения показывает насколько важно и интересно самосовершенствоваться. На мой взгляд, информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются прекрасным средством для этого. Особенно хочется отметить то, что использование ИКТ позволяет мне организовать на принципиально ином, более высоком и вариативном уровне деятельность и общение детей, занимающихся и интересующихся иностранным языком.

Благодаря всему выше сказанному я стала одной из тех учителей, которые используют инновационные образовательные технологии на своих уроках. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей иностранных языков диктуется особенностями данного предмета, а именно потребностью в демонстрации наглядных материалов и непосредственном общении с носителями языка. Кто как ни «иностранцы» знают, насколько труден для учащихся, но в то же время интересен и разнообразен для нас наш предмет. И всегда встает вопрос «что же сделать на уроке, чтобы и ребятам стало интересно? как повысить мотивацию к изучению иностранного языка?». Попытаюсь ответить на эти вопросы.

Основными направлениями использования ИКТ в моей практике являются:

  • уроки на основе авторских компьютерных презентаций (мультимедийный урок “The Beatles - the Legendary Four” по учебнику В. П. Кузовлев и др. для 9-го класса; мультимедийный урок-игра “Волшебный лабиринт” в 3-м классе по теме “Здоровый образ жизни” по учебнику М. З. Биболетова и др. для 3-го класса и др.);
  • мультимедиа-уроки на основе компьютерных обучающих программ (обучающая компьютерная программа “Enjoy the ABC” для 2-го класса, к учебнику «Английский с удовольствием» М. З. Биболетова; обучающая компьютерная программа “Enjoy Listening and Playing” для 2-го и 4-го класса, к учебнику «Английский с удовольствием» М. З. Биболетова и др.)
  • использование Интернет-ресурсов (в основном мы используем материалы, которые подходят для проверки знаний, умений и навыков (интерактивное тестирование), и информацию по разным темам для подготовки проектов, докладов и т. п.)
  • дистанционные олимпиады (учащиеся 9-го и 11-го классов приняли участие в Интернет-карусели по английскому языку на сайте http://www.desc.ru; Баскаков Сергей (3-й класс) участвовал в XXII-й Международной дистанционной эвристической олимпиаде по английскому языку  и занял 5-е место (10 участников).
  • контрольно-обобщающие уроки (мультимедийные проекты учащихся и интерактивное тестирование).

Конечно, это сложная и требующая времени работа, но когда видишь ее результаты, остановиться уже не можешь. Для нашей школы ИКТ нечто новое и оригинальное не только для учеников, но и для учителей.

Почему именно ИКТ?

Считаю, что информационные компьютерные технологии являются именно тем инструментом, который может стимулировать изучение иностранных языков и это настоящий ключ к увеличению роста достижений. Это огромный скачок от «Тряпки и мела» к новому, актуальному в наши дни и полезному способу обучения английскому языку - «Компьютеру и проектору».

Развивая у своих учеников положительное отношение к разным способам речи, создавая у них желание учить иностранный язык, чтобы они с удовольствием могли открывать для себя другие культуры и образы жизни, мы, учителя иностранных языков, сталкиваемся со многими проблемами. Понимание грамматических и лексических явлений неродного языка часто вызывает определенные затруднения у учащихся. Л.С.Выготский считал, что ребенок усваивает сначала не внутреннее отношение между знаком и значением, а внешнюю связь между словом и предметом. Примером этому служат графические средства, надписи, где в отличие от простого текста им могут присваиваться действия, анимационные и звуковые эффекты вывода текста, речевое и музыкальное сопровождение показа слайда, цифровое видео.

Результаты, полученные после применения ИКТ в качестве обучающей среды, свидетельствуют: это дает возможность использовать «старые» по новому и помогает внедрять совершенно новые методы обучения иностранным языкам, и создает творческие условия не только для индивидуальной работы, но и совместной работы в команде. Именно через собственный опыт ученики проникают в мир формы и значений. Отсюда и значимость проводимых работ или проектов, в которых они должны уметь анализировать полученные знания и интерпретировать данные результатов. Ребенок становится творцом именно тогда, когда он осознает процесс работы с текстами, звуком, изображением на экране монитора, а также их взаимосвязи.

Выводы и результаты.

Практика использования ИКТ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

  1. современность и актуальность учебного материала;
  2. повышение интереса учащихся к учёбе;
  3. эстетичность и наглядность;
  4. обучение через игровую или практическую деятельность;
  5. наличие дополнительного и сопутствующего материала;
  6. возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы;
  7. более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда;
  8. интеграция с другими предметами (информатикой),
  9. развитие коммуникативной компетенцииучащихся.

Если в период с 2001 по 2006 года около 30% учащихся проявляли видимый интерес к моему предмету, то сейчас (2007-2017 г.г.) около 70-90% таких детей. Это выражается в уровне знаний, которыми обладают учащиеся. Я чаще стала слышать вопросы учеников по той или иной теме. Вместо унылого традиционного урока они просят провести урок в интерактивном классе. Сами предлагают темы проектов. С любопытством проходят интерактивное тестирование. Родители стали интересоваться, какую компьютерную «программку» лучше купить своему чаду. И многое другое…

В нашей школе я поделилась своим опытом работы с программой  MS PowerPoint со своими коллегами на методическом объединении учителей филологов. Выступала с докладом «Инновации в образовании». На курсах повышения квалификации в ВОИПКиПРО я показала, свои достижения и достижения своих учеников в области применения компьютерных технологий. В марте этого же года на сайте издательского дома «Первое сентября», я представила свой педагогический опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Это был урок-игра в 3-м классе «Волшебный лабиринт» по теме «Здоровый образ жизни» с использованием мультимедийной презентации Microsoft PowerPoint.

В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся, а творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями. Я считаю, что с каждым годом роль информационных технологий в деятельности педагога будет только возрастать.

 Однако следует упомянуть и о тех проблемах, с которыми я сталкиваюсь при обращении к различным техническим средствам обучения. Прежде всего, это касается финансовых затрат. К сожалению, наша школа не может позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами всемирной сети и потенциалом, которым обладают современные технические средства. Но всё это, как мне хочется верить, только временные трудности. Главное – осознать, что все мы находимся на пороге монументальных технологических преобразований, которые в недалёком будущем повлияют не только на формы и методы преподавания иностранных языков, но и выведут образование на новый уровень.

«Прекрасное далеко» уже рядом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Слышу голос из прекрасного далека"

Сценарий заключается в подборе, разучивании и исполнении песен, посвященных 80-летию Евгения Крылатова. Каждый класс готовит свою музыкальную композицию, с подбором хореографии, сценического движения,...

Сценарий "Прекрасное далеко"

Сценарий торжественной части выпускного вечера в 11 классе...

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

Последний звонок "Прекрасное далеко. Гости из будущего"

Сценарий торжественного мероприятия, посвященного празднику последнего звонка  в 11 классе....

• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,

Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...