Литературно-музыкальная композиция "Война - жесточе нету слова"
материал

Третьякова Евгения Валерьевна

Поэзия Великой Отечественной войны, явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию - этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, кто-то живет до сих пор – их осталось очень мало. Но сколько бы времени не прошло, народ должен помнить о Великой Отечественной войне. Помнить и чтить память о воинах. И не разрушать и глумиться должны люди над памятью о погибших и живых, а беречь и хранить, передавать своим детям и внукам эту память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_-_zhestoche_netu_slova.docx25.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Война – жесточе нет слова…»

Форма проведения: литературно – музыкальная композиция

Е.В. Третьякова, воспитатель

г. Барабинск

Цель: Формирование патриотических чувств. 

Задачи:

1. Показать значимость и важность праздника победы в ВОВ для каждого человека.

2.Развивать  познавательный интерес к изучению истории нашей страны, умение давать краткие и правильные ответы на поставленные вопросы, быть внимательными.

3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Ход мероприятия.

Вступительное слово:  Поэзия Великой Отечественной войны, явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию - этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми , но недолго прожили, кто-то живет до сих пор – их осталось очень мало. Но сколько бы времени не прошло, народ должен помнить о Великой Отечественной войне. Помнить и чтить память о воинах. И не разрушать и глумиться должны люди над памятью о погибших и живых, а беречь и хранить, передавать своим детям и внукам эту память.

Ведущий: Для целого поколения людей война против фашистских захватчиков стала мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. Поэт Константин Ваншенкин вспоминает: «…семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной»…

«В какой я школе сидел на парте, какой из меня командир полка, но мне в ревкоме сказали: - Шпарте!- И я ответил тогда: - Пока!» (строфа Виссариона Саянова «Матрос Охрименко»).

Чтец: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет

И тридцать лет

Живым не верится, что живы…

( К. Симонов).

Чтец: Такою все дышало тишиной,

 Что вся земля еще спала, казалось

 Кто знал, что между миром и войной

 Всего каких – то пять минут осталось!

(С. Щипачев. 22 июня 1941 года).

Музыкальная композиция. (Звучит запись песни Б.Окуджавы «До свиданья, мальчики»)

Ведущий: Наши солдаты были обычными людьми, и профессии у них были самые обычные. Они растили хлеб, учили детей, добывали уголь - просто жили на своей родной земле.

Стояли теплые летние дни, В лугах душно дышали травы, летел тополиный пух. Думал ли кто из них, что между миром и войной всего каких- то пять минут осталось…

( Фоном звучит тревожная музыка).

22 июня - самый длинный день в году. 22 июня 1941 года - начало войны…

(Тревожная музыка замолкает).

Чтец: В нашу дверь постучался прикладом

Непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

Каждый колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом мотором и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе-

Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

Наше сердце - каленая сталь клинка.

Наше сердце – стремительный взмах клинка.

Крепко держит винтовку рука.

Слышишь, Родина! Гулом наполнились степи и горы-

Это соколы наши для боя заводят моторы.

Слышишь, Родина! Гром загудел по оврагам-

Это танки выходят на бой сокрушительным шагом.

Слышишь, Родина! Залпы вскипают - грозны-

Это пушки запели победную песню войны.

Видишь, Родина! Пыль над полями легла-

Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.

Видишь – пыль поднялась, на карьере звенят стремена, -

Это конница наша несется, как шторм океанский грозна.

Слышишь голос сирен – это вышли в морские просторы

Крейсеры и эсминцы, подводные лодки, линкоры.

Слышишь – сталь, созревая в мартенах, поет,

Слышишь – трактор по полю, на юге комбайны ведет, -

Это встал для победного боя советский народ.

Грозным взглядом окинул безмерную ширь

Закаленный в сраженьях советский народ- богатырь.

Мы проучим налетчиков наглых в жестоком бою.

Мы раздавим коричневую змею.

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянемся, Отчизна, тебе!

(А.Сурков. «Присягаем Победой». 22 июня 1941 г.)

Ведущий: Еще несколько секунд детского неведения, детского счастья, уже тронутого предчувствием. На этом кончается детство, точнее – остается, но уже как бы в другом виде. Дети прощаются с детством, с родными городами, с отцом, братьями. Жены провожают мужей, любимые любимых…

Ведущий: Константин Симонов в одной из своих статей сказал о людях литературы и искусства во время войны: « Они тоже не сгибались, тоже дрались, тоже были крепки духом…

В самые трудные дни люди нашего искусства вместе с нашей армией, вместе с партией и всем народом единодушно и непоколебимо верили в победу».

Ведущий: Мало дошло до нас стихов военного времени. В записной книжке сорок второго года у Семена Гудзенко в то время бойца советской армии - есть такие строки: «Когда идешь в снегу по пояс, о битвах не готовишь повесть…» Прежде чем стать поэтами, они были солдатами.

Чтец: Я эти песни написал не сразу.

Я с ними по осенней мерзлоте,

С не начатыми, по-пластунски лазал

Сквозь черные поля на животе.

Мне эти темы подсказали ноги,

Уставшие в походах от дорог.

Добытые с тяжелым потом строки

Я, как себя, от смерти на берег.

Их ритм простой мне был напет метелью,

Задувшею костер, и в полночь ту

Я песни грел у сердца, под шинелью,

Одной огромной верой в теплоту.

Они бывали в деле и меж делом

Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.

Я эти песни выдумал всем телом,

Решившим все невзгоды побороть.

(Евгений Винокуров. 1945г.)

Ведущий: В древности поэтов считали прорицателями, верили, что они могут предсказать будущее. Многие из поэтов военного времени угадали высокую судьбу своего поколения.

Чтец: Мы брали пламя голыми руками

Грудь раскрывали ветру. Из ковша

Тянули воду полными глотками

И в женщину влюблялись не спеша.

И как бы ни давила память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете делая погоду

Мы в плоть одели слово «Человек»!

(Н. Майоров «Мы»).

Ведущий: Враг наступает, Враг грозит стране. У нас должна быть только одна мысль - выстоять Гитлеру не уничтожить Россию. Россия была, есть и будет.

(Звучит песня «Священная война»).

Ведущий: Сегодня каждый будет вспоминать поименно не вернувшихся с поля боя. Это наша память, память поколений! Память, вышедшая из огня, и у которой соленый вкус. Это мгновения, из которых сложились 1418 суток, бывшие жизнью и смертью, болью и страданием, кровью и ненавистью и еще огромной волей к победе.

Чтец: Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,        

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев, наконец?

(Твардовский А. Т «Я убит подо Ржевом»)

Чтец: «Вернешься – ты будешь героем.

Ты будешь бессмертен. Иди!»

И стало тревожно, не скрою,

И что-то кольнуло в груди.

И рухнул весь мир за плечами:

Полшага вперед – в века…

Как это не просто – в молчанье

Коснуться рукой козырька,

Расправить шинельные складки,

Прислушаться к дальней пальбе,

Взять светлую сумку взрывчатки

И тут же забыть о себе…

А почестей мы не просим,

Не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

Солдатской наградой была.

(Г. Поженян.)

(Звучит аудиозапись голоса И. Левитана – сообщение об окончании Великой Отечественной войны).

Чтец: Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат.

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

Давным–давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в Мавзолей. (С.Орлов  «Его зарыли в шар земной»)

Ведущий: Каждый год мы празднуем нашу Великую Победу над фашизмом. Но в этот день особенно остро ощущаем горечь утрат, потому что знаем, какой ценой она завоевана. Редкая семья не потеряла в Великой Отечественной войне близкого человека.

(Звучит аудиозапись песни «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова»).

Ведущий: Вспомним всех

Поименно,

Горем

Вспомним

Своим.

Это нужно – не мертвым,

Это нужно - живым!

Литература:

1. Большая Советская энциклопедия.- М.: Сов. Энциклопедия, 1976г.

2. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет  (Сост. В.М.Курганова.- М.: Сов. Россия, 1983г.

3. Присягаем Победой: Сборник стихов о ВОВ. (Сост. А.Абрамов.-М.: Дет. лит., 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

«Война – жесточе нету слова. Война - печальней нету слова».

Интегрированный урок по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой" был подготовлен и проведен в 9 классе во время методической декады, посвященной битве под Москвой. Он сопровождается показом презентации...

"Война – жесточе нету слова"...

Слайды к уроку, посвященному внеклассному чтению по теме "ВОв" для 6 класса...

Презентация на тему:"Война – жесточе нету слова!"

Данная презентация может пригодиться как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

литературно-музыкальная композиция "Терроризм - страшнее нету слова"

Господи! Я молю тебя, Господи!   За детей своих, за родных и близких..   Господа, крови жаждущие!   Всяких мастей террористы,   Проклинаю вас и взываю к ...

Литературно – музыкальная композиция «ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». К 70 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Литературно – музыкальная композиция«ВОЙНА –  СТРАШНЕЕ  НЕТУ  СЛОВА».К 70 – ЛЕТИЮ  ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ«Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, к...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы живем коротким словом -Память»

Литературно-музыкальная композиция «Мы живем коротким словом -Память» может использоваться при проведении классного часа, посвященного ВОВ...