Литературно-музыкальная композиция "Война - жесточе нету слова"
материал
Поэзия Великой Отечественной войны, явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию - этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, кто-то живет до сих пор – их осталось очень мало. Но сколько бы времени не прошло, народ должен помнить о Великой Отечественной войне. Помнить и чтить память о воинах. И не разрушать и глумиться должны люди над памятью о погибших и живых, а беречь и хранить, передавать своим детям и внукам эту память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_-_zhestoche_netu_slova.docx | 25.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Война – жесточе нет слова…»
Форма проведения: литературно – музыкальная композиция
Е.В. Третьякова, воспитатель
г. Барабинск
Цель: Формирование патриотических чувств.
Задачи:
1. Показать значимость и важность праздника победы в ВОВ для каждого человека.
2.Развивать познавательный интерес к изучению истории нашей страны, умение давать краткие и правильные ответы на поставленные вопросы, быть внимательными.
3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Ход мероприятия.
Вступительное слово: Поэзия Великой Отечественной войны, явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию - этот интеллектуальный и эмоциональный документ переживания всего народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми , но недолго прожили, кто-то живет до сих пор – их осталось очень мало. Но сколько бы времени не прошло, народ должен помнить о Великой Отечественной войне. Помнить и чтить память о воинах. И не разрушать и глумиться должны люди над памятью о погибших и живых, а беречь и хранить, передавать своим детям и внукам эту память.
Ведущий: Для целого поколения людей война против фашистских захватчиков стала мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. Поэт Константин Ваншенкин вспоминает: «…семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной»…
«В какой я школе сидел на парте, какой из меня командир полка, но мне в ревкоме сказали: - Шпарте!- И я ответил тогда: - Пока!» (строфа Виссариона Саянова «Матрос Охрименко»).
Чтец: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет
И тридцать лет
Живым не верится, что живы…
( К. Симонов).
Чтец: Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось!
(С. Щипачев. 22 июня 1941 года).
Музыкальная композиция. (Звучит запись песни Б.Окуджавы «До свиданья, мальчики»)
Ведущий: Наши солдаты были обычными людьми, и профессии у них были самые обычные. Они растили хлеб, учили детей, добывали уголь - просто жили на своей родной земле.
Стояли теплые летние дни, В лугах душно дышали травы, летел тополиный пух. Думал ли кто из них, что между миром и войной всего каких- то пять минут осталось…
( Фоном звучит тревожная музыка).
22 июня - самый длинный день в году. 22 июня 1941 года - начало войны…
(Тревожная музыка замолкает).
Чтец: В нашу дверь постучался прикладом
Непрошеный гость.
Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
Каждый колосом наших колхозных полей,
Трубным гулом мотором и шелестом тополей,
Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе-
Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.
Наше сердце - каленая сталь клинка.
Наше сердце – стремительный взмах клинка.
Крепко держит винтовку рука.
Слышишь, Родина! Гулом наполнились степи и горы-
Это соколы наши для боя заводят моторы.
Слышишь, Родина! Гром загудел по оврагам-
Это танки выходят на бой сокрушительным шагом.
Слышишь, Родина! Залпы вскипают - грозны-
Это пушки запели победную песню войны.
Видишь, Родина! Пыль над полями легла-
Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.
Видишь – пыль поднялась, на карьере звенят стремена, -
Это конница наша несется, как шторм океанский грозна.
Слышишь голос сирен – это вышли в морские просторы
Крейсеры и эсминцы, подводные лодки, линкоры.
Слышишь – сталь, созревая в мартенах, поет,
Слышишь – трактор по полю, на юге комбайны ведет, -
Это встал для победного боя советский народ.
Грозным взглядом окинул безмерную ширь
Закаленный в сраженьях советский народ- богатырь.
Мы проучим налетчиков наглых в жестоком бою.
Мы раздавим коричневую змею.
Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,
В первый день испытанья
Клянемся, Отчизна, тебе!
(А.Сурков. «Присягаем Победой». 22 июня 1941 г.)
Ведущий: Еще несколько секунд детского неведения, детского счастья, уже тронутого предчувствием. На этом кончается детство, точнее – остается, но уже как бы в другом виде. Дети прощаются с детством, с родными городами, с отцом, братьями. Жены провожают мужей, любимые любимых…
Ведущий: Константин Симонов в одной из своих статей сказал о людях литературы и искусства во время войны: « Они тоже не сгибались, тоже дрались, тоже были крепки духом…
В самые трудные дни люди нашего искусства вместе с нашей армией, вместе с партией и всем народом единодушно и непоколебимо верили в победу».
Ведущий: Мало дошло до нас стихов военного времени. В записной книжке сорок второго года у Семена Гудзенко в то время бойца советской армии - есть такие строки: «Когда идешь в снегу по пояс, о битвах не готовишь повесть…» Прежде чем стать поэтами, они были солдатами.
Чтец: Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С не начатыми, по-пластунски лазал
Сквозь черные поля на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Добытые с тяжелым потом строки
Я, как себя, от смерти на берег.
Их ритм простой мне был напет метелью,
Задувшею костер, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту.
Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом,
Решившим все невзгоды побороть.
(Евгений Винокуров. 1945г.)
Ведущий: В древности поэтов считали прорицателями, верили, что они могут предсказать будущее. Многие из поэтов военного времени угадали высокую судьбу своего поколения.
Чтец: Мы брали пламя голыми руками
Грудь раскрывали ветру. Из ковша
Тянули воду полными глотками
И в женщину влюблялись не спеша.
И как бы ни давила память годы,
Нас не забудут потому вовек,
Что, всей планете делая погоду
Мы в плоть одели слово «Человек»!
(Н. Майоров «Мы»).
Ведущий: Враг наступает, Враг грозит стране. У нас должна быть только одна мысль - выстоять Гитлеру не уничтожить Россию. Россия была, есть и будет.
(Звучит песня «Священная война»).
Ведущий: Сегодня каждый будет вспоминать поименно не вернувшихся с поля боя. Это наша память, память поколений! Память, вышедшая из огня, и у которой соленый вкус. Это мгновения, из которых сложились 1418 суток, бывшие жизнью и смертью, болью и страданием, кровью и ненавистью и еще огромной волей к победе.
Чтец: Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев, наконец?
(Твардовский А. Т «Я убит подо Ржевом»)
Чтец: «Вернешься – ты будешь героем.
Ты будешь бессмертен. Иди!»
И стало тревожно, не скрою,
И что-то кольнуло в груди.
И рухнул весь мир за плечами:
Полшага вперед – в века…
Как это не просто – в молчанье
Коснуться рукой козырька,
Расправить шинельные складки,
Прислушаться к дальней пальбе,
Взять светлую сумку взрывчатки
И тут же забыть о себе…
А почестей мы не просим,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
(Г. Поженян.)
(Звучит аудиозапись голоса И. Левитана – сообщение об окончании Великой Отечественной войны).
Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
Давным–давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в Мавзолей. (С.Орлов «Его зарыли в шар земной»)
Ведущий: Каждый год мы празднуем нашу Великую Победу над фашизмом. Но в этот день особенно остро ощущаем горечь утрат, потому что знаем, какой ценой она завоевана. Редкая семья не потеряла в Великой Отечественной войне близкого человека.
(Звучит аудиозапись песни «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова»).
Ведущий: Вспомним всех
Поименно,
Горем
Вспомним
Своим.
Это нужно – не мертвым,
Это нужно - живым!
Литература:
1. Большая Советская энциклопедия.- М.: Сов. Энциклопедия, 1976г.
2. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (Сост. В.М.Курганова.- М.: Сов. Россия, 1983г.
3. Присягаем Победой: Сборник стихов о ВОВ. (Сост. А.Абрамов.-М.: Дет. лит., 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."
Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....
«Война – жесточе нету слова. Война - печальней нету слова».
Интегрированный урок по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой" был подготовлен и проведен в 9 классе во время методической декады, посвященной битве под Москвой. Он сопровождается показом презентации...
"Война – жесточе нету слова"...
Слайды к уроку, посвященному внеклассному чтению по теме "ВОв" для 6 класса...
Презентация на тему:"Война – жесточе нету слова!"
Данная презентация может пригодиться как на уроке, так и во внеурочной деятельности....
литературно-музыкальная композиция "Терроризм - страшнее нету слова"
Господи! Я молю тебя, Господи! За детей своих, за родных и близких.. Господа, крови жаждущие! Всяких мастей террористы, Проклинаю вас и взываю к ...
Литературно – музыкальная композиция «ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». К 70 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Литературно – музыкальная композиция«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА».К 70 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ«Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, к...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы живем коротким словом -Память»
Литературно-музыкальная композиция «Мы живем коротким словом -Память» может использоваться при проведении классного часа, посвященного ВОВ...