буклеты "В помощь педагогам и родителям"
методическая разработка

Попова Виктория Ивановна

Раздаточный материал "В помощь родителям и педагогам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я УКОЛА НЕ БОЮСЬ…»

От рождения до 7 лет ребенку делают максимальное количество прививок – до 30 вакцинаций. Родители стараются относится к этому спокойно – надо так надо. Но понимаем ли мы до конца, что чувствует бессловесный малыш, когда чужая тетя делает ему больно? Попробуем разобраться, соответствует ли реальности некоторые стереотипы, которые закрепились в родительском сознании.

Миф 1. Дети не чувствуют боль так сильно, как взрослые.

Факт. Боль – одна из самых рано формирующихся психофизических функций организма, связанная с самыми «древними» структурами мозга. С первых недель развития эмбрион способен испытывать болевые ощущения.

Миф 2. Дети не помнят о боли.

Факт. До трех лет у ребенка только развивается способность к опосредованному запоминанию. Это значит, что пока не малыш не может логически связать в один клубок врача, больницу и болезненный укол. Однако непосредственная память есть у ребенка с момента рождения, она превалирует в первые три года его жизни. Эта память в большой степени эмоциональная, она значительно ярче и сильнее захватывает ребенка. Вот почему маленькие дети переживают боль всем своим существом. Такие воспоминания и переживания почти не поддаются контролю и сохраняются на подсознательном уровне многие годы. С трехлетним ребенком можно надеяться договориться, взывая к его логике. Но младшие дети себя не контролируют, поскольку уже пережитый негативный опыт мешает им воспринимать аргументы взрослых. Это значит, что если однажды укол был болезненным, то впоследствии ребенок будет неконтролируемо бояться подобной процедуры. Ведь его память заставляет избегать «опасных» ситуаций.

Миф 3. Дети всегда говорят взрослым, если им больно.

Факт. Способность в словесной форме сообщать о боли формируется по мере развития ребенка. Поначалу ребенок предупреждает о боли и любом дискомфорте криком. По мере развития ребенок конкретизирует свои жалобы и, как правило, искренне признается в том, что ему больно или страшно. Однако, если взрослые ругают маленького человечка за слезы и жалобы, запугивают его или просто не реагируют на плач, то ребенок с большей вероятностью рано или поздно научиться терпеть боль молча. С точки зрения психологии это терпение опаснее, чем плач от боли.

Миф 4. Боль помогает сформировать характер и силу воли.

Факт. Боль существует лишь для того, чтобы сообщить о проблеме, которую необходимо устранить. Как только «сигнал принят» и лечение начато, боль  становится бессмысленной. Характер и сила воли формируются в процессе воспитания, а не от боли. С гораздо большей вероятностью боль породит страх, чем бесстрашие. Опыт боли может иметь значительные отсроченные во времени психологические и социальные последствия. Может развиться, например, ятрофобия (боязнь лечения). Уже во взрослом возрасте эта невротическая реакция может стать серьезной проблемой и помешает человеку обращаться за лечением.

Миф 5. Дети всегда одинаково воспринимают боль.

Факт. Боль индивидуальна и не постоянная. Болевые ощущения под влиянием негативных внешних факторов могут усиливаться. А именно, боль осознанная и «во благо» переносится легче, чем боль как пытка и наказание.

Миф 6. Обезболивающие препараты в терапевтических дозах вызывают психологическую зависимость.

Факт. Эти вещества в принципе не вызывают зависимости: ни фармакологической, ни психологической. Давая ребенку обезболивающее, когда это необходимо, родители скорее вырабатывают у него привычку лечится. Эта привычка весьма полезна, поскольку помогает сохранить здоровье.

Как прекрасно, что ваш ребенок растет крепким и здоровым! Как жалко, если малыш часто боле! Но и в том, и в другом случае вам приходится довольно часто посещать врача, хотя бы для того, чтобы сделать профилактические прививки…

Итак, подведем итоги:

  • С первых недель развития эмбрион способен испытывать болевые ощущения.
  • если однажды укол был болезненным, то впоследствии ребенок будет неконтролируемо бояться подобной процедуры.
  • Способность в словесной форме сообщать о боли формируется по мере развития ребенка, чем старше ребенок, тем больше он конкретизирует свои жалобы
  • Опыт боли может иметь значительные отсроченные во времени психологические и социальные последствия, чаще всего боль порождает страх, чем бесстрашие
  • Боль индивидуальна и не постоянная. Болевые ощущения под влиянием негативных внешних факторов могут усиливаться.

Как редко бывает приятным леченье!

Но мужества ты наберись и терпенья:

Укол – не укус комара, а больнее…

Н. Малюткина

Но понимаем ли мы до конца, что чувствует бессловесный малыш, когда чужая тетя делает ему больно?



Предварительный просмотр:

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Кто-то из великих сказал: «Если вы сами невысоко цените себя, мир не предложит вам ни гроша больше». То есть, как вы оцениваете себя, так вас оценивают и окружающие. К детям это имеет прямое отношение - эксперименты, проведенные отечественными психологами, показали, что из 50 школьников 8-10-х классов и 30 студентов низкая оценка собственной внешности была выявлена минимум у 12 человек.

Чем это опасно? 

Если даже отбросить крайности типа дисморфомании, очень много побочных эффектов. Сегодня ребенок убежден, что у него слишком длинный нос (тонкий, короткий, толстый), излишне пухлые щеки, а завтра это может так въесться в подсознание, что он будет себя считать самым страшным существом на свете, недостойным лучшей жизни. Что, по мнению психологов, грозит неудачами как в личной жизни, так и в профессиональной.

Рекомендация: научите ребенка акцентировать внимание не на изъянах внешности (тем более что они есть даже у победительниц конкурсов красоты), а на достоинствах: красивых глазах, стройной фигуре, пышных волосах и пр. А вот модные сегодня советы типа «Подойдите к зеркалу и скажите, что вы красивы», в отношении детей, увы, почти не работают.

Хорошие оценки

Оценки — далеко не всегда объективный способ измерения детского интеллекта. Однако большинство взрослых по-прежнему оценивают способности ребенка лишь на основании его дневника. И дети, вслед за родителями, поступают так же. Отметки действительно влияют на самооценку. Однако знаете ли вы, что успеваемость ребенка зависит не только от наследственности, но и от того, верят в него взрослые или нет?

Американские психологи провели интересное исследование: они убедили учителей не придираться к некоторым ученикам, поскольку те, в силу индивидуальных особенностей, втягиваются в учебу в середине, а то и в конце года. На самом деле эти ученики не были никакими поздноцветущими, а самыми что ни на есть обыкновенными. Но преподаватели поверили, что детям требуется время на «раскачку». В итоге учителя (и родители) стали по отношению к  ученикам более снисходительны, и всячески поощряя их стремление к учению. Успеваемость детей резко улучшилась.

Рекомендация: поверьте, что ваш ребенок потенциальный отличник, и он непременно таким станет!

Одобрение со стороны окружающих

Примерно лет до 5 ребенок убежден, что он самый лучший на свете. Ближе к школьному возрасту начинаются душевные метания: «Ирка красивее меня» или «Вот Петров — он умный, не то, что я». И если родители не обратят внимания на акты самоистязания либо, что еще хуже, подтвердят, что Ирка красивее, а Петров умнее, уверенность в себе у их чада может испариться. А все потому что, с точки зрения психологов, для ребенка актуальна не самопохвала, а похвала взрослых. Самоодобрение укрепляет уверенность в себе лишь у тех, у кого она и так достаточно высока. Люди, с детства привыкшие считать себя плохими, не доверяют собственным оценкам.

Рекомендация: не бойтесь говорить ребенку комплименты и будьте осторожнее с критикой!

Детские психологи не устают повторять: критиковать можно не саму личность ребенка, а его действия. На такую критику ребенок никогда не обидится и не почувствует себя ущербным.

В переходном возрасте для ребенка важнее не одобрение родителей, а одобрение ровесников. Поэтому его самооценка напрямую зависит от того, что скажут о нем одноклассники. Психологи считают, что важно окружить себя не теми людьми, которые будут специально уязвлять самооценку, а теми, с кем вам хорошо и спокойно. Ведь человек подсознательно стремится к так называемой зоне комфорта.

Адекватная самооценка, безусловно, очень важна. Но в стремлении полюбить себя важно не переборщить - завышенная самооценка ничуть не лучше заниженной.

Надменность, агрессия, презрение по отношению к окружающим - побочные эффекты завышенной самооценки, в этой связи уместно вспомнить эксперимент, проведенный американскими психологами. Они раздали группе студентов тесты на интеллект, после чего одним участникам объявили, что те если не гении, то почти, а другим — что их интеллект оставляет желать лучшего. Таким образом, было создано две группы; с заниженной и завышенной самооценкой. Затем каждому из участников было предложено познакомиться с девушкой, которая представала то, как фотомодель (у нее был стильный макияж одежда от кутюр и пр.), то, как серая мышка.

Студенты, возомнившие себя самыми-самыми, «клевали» исключительно на гламурный вариант девушки, начисто отметая для себя повседневный. А студенты, считавшие себя хуже других, осмеливались знакомиться с девушкой, лишь, когда она ничем не выделялась из толпы.

И то, и другое, как вы понимаете, крайности. Поэтому нужно трезво оценивать свои амбиции и возможности, пытаясь максимально реализовать то, что заложено природой!

Нашим мамам и в голову не приходило думать о том, какая у нас самооценка. Сейчас же родители все чаще бьются над тем, чтобы эту самую самооценку максимально повысить…



Предварительный просмотр:

«ТВОРЧЕСКОЕ  ОБУЧЕНИЕ»

Занятия лепкой, рисованием, аппликацией можно смело считать одним из универсальных инструментов развития. Они позволяют познакомиться с цветовой палитрой и принципами изображения объектов, развить навыки внимания, восприятия, воображения, координацию глаз и руки, мелкую моторик выплеснуть эмоции на бумагу и тем самым улучшить настроение.

В процессе создания рисунка ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя. Предложите  ребенку необычное рисование — оно поможет ему лучше познакомиться с собственным телом. Пусть сын или дочка встанут на лист ватмана не только ногами, но и руками, приложив ладони к поверхности ватмана. Обведите  ступни и ладошки, а потом раскрась их вместе с ребенком.

Если приобрести безопасные краски, можно делать по-другому: оставлять на листе отпечатки раскрашенных ладошек и ступней. При этом поговорите  с малышом о том, что уже умеют делать его ручки и ножки, или о том, чему им предстоит научиться.

Кроме ступней и ладошек можно обвести все тело ребенка, предложив ему лечь на большой лист. В этом случае процесс раскрашивания будет еще увлекательнее, ведь есть и лицо, и одежда! Ребенку в возрасте 4-6 лет будет интересно нарисовать себе костюм любимого персонажа из сказки или мультфильма.

Эта вещь привлекательна для любого ребенка. Однако ножницы станут, притягательны вдвойне, когда ребенок поймет, что можно делать с их помощью. Умение пользоваться ножницами делает ребенка более самостоятельным, позволяя ему по-новому взаимодействовать с целым рядом материалов. Кстати, малышу будет полезно попробовать резать заготовки: альбомную бумагу, фольг картон, различные ткани. Это дает представление о физических свойствах разных объектов. Если вначале малыш будет получать удовольствие от самого процесса разрезания, то постепенно его движения станут более целенаправленными. Как правило, ножницы используют для изготовления аппликации, когда заранее нарисованные детали вырезают, а затем наклеивают. Но можно попробовать выполнять более сложное задание, например, вырезать снежинку или цветок. Листок бумаги складывают не- сколько раз, а затем вырезают на нем узоры, стараясь не касаться линии сгиба. Листок разворачивают — я вот оно, произведение искусства.

Это занятие развивает ловкость и силу мышц руки, пространственное восприятие. Для лепки подходят не только пластилин и глина, но также гипс, тесто, снег. Можно создавать композиции, размазывая пластилин по поверхности картона или специальной доске. Потом на этом пластилиновом «поле» удобно рисовать «гравюры» иголкой или зубочисткой. На основу можно наклеить узор из бисера, крупы, природных материалов или бумажных “бусинок”. А если добавить мелкие игрушки, то получится объемная композиция, которая станет основой для разыгрывания сказочных сюжетов. Кроме того, полезно совмещать рисование, вырезание и лепку при создании любого произведения искусства, которое подскажет ребенку его фантазия.

Не замысловатые виды деятельности, такие как лепка из пластилина и глины, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, нанизывание бус и т.д. очень полезны для развития тонкой моторики, а тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи, воображения, и, конечно подготовки руки к письму.

Уважаемые родители, знаете ли вы, что для гармоничного развития малыша не обязательно в большом количестве покупать дорогие игрушки и игры? Неоценимую пользу принесут такие «скромные» занятия, как рисование, работа с ножницами, лепка. Но все это при условии, что вы будете поощрять желание ребенка фантазировать и изобретать!



Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК - БЕЛАЯ ВОРОНА

 Дитя мимоза

Дети не рождаются застенчивыми. Они рождаются общительными, любопытными и контактными, а вот застенчивыми их чаще всего делаем мы сами. Иногда не по своей воле. Такое, например, случается с болезненным ребенком, который основное время проводит дома, другой вариант — когда малыш растет в дефиците общения потому, что не ходит в сад, во дворе нет сверстников, а приглашать гостей дома не принято. Во всяком случае ситуация, когда ребенок, выросший в доме, полном людей и детей, залезает при вашем появлении под стол — исключение.

Если вам хочется помочь чаду в общении с другими людьми, ни в коем случае не давите на него. Вместо этого просто сделайте так, чтобы в доме почаще появлялись люди. Малышу позвольте вести себя как хочется, а гостей попросите просто не замечать маленького дикаря. Застенчивость в этом случае — возрастной этап, и через некоторое время она проходит сама собой. Не засовывайте его в самую гущу событий: природная детская общительность очень скоро пересилит робость и чадо вольется в игру. Всему свое время.

Фамильное зеркало

Иногда ребенок среди других детей ведет себя не лучшим образом. Он много конфликтует, напряжен, обидчив, ревностно охраняет свои игрушки, его легко заставить плакать, и плач чаще всего переходит в громкую сцену. Сверстники начинают избегать его потому, что общаться «себе дороже>. дети не рождаются невротизированными. Их такими «делают» дома: мамы и папы, дедушки и бабушки.

Чтобы понять, в чем проблема, ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Не слишком ли завышены ваши к ребенку требования: относительно порядка, послушания, режима, чистоты, опрятности?
  2. Не слишком ли часто в доме звучит слово «нет» («нельзя»)?
  3. Как часто вы хвалите ребенка (без повода)? Обнимаете? Целуете? Гладите по голове?
  4. Не слишком ли часто наказываете?
  5. Отдельный вопрос: как вы наказываете его?

Учтите, что ваш затаенный скепсис относительно групповых детских забав ребенок ловит с воздуха, как охотничий пес чует запах притаившейся куропатки. Насколько сильно вы сами тревожитесь? Напряжение мамы всегда передается ребенку: следите за собой, не боитесь ли вы большого мира? Не думаете ли постоянно о том, что малыша обидят? Как относитесь к другим детям и их мамам, не смотрите ли на них, как на подозрительных личностей, врагов народа, за которыми нужен «глаз да глаз»? Не кажется ли вам, что все дети на площадке — злоумышленники, которые норовят похитить ценные игрушки вашего драгоценного чада? О чем вы расспрашиваете детку при встрече, если с ним гуляла бабушка? Говорите: не обижал ли тебя кто? Не потерял ли ты машинку? Или: во что играли? Было весело? Что понравилось? С кем подружился? Оцените свое внутреннее отношение к другим детям во дворе, детским площадкам и общению там непредвзято. Возможно, начать нужно не с ребенка, а с вас.

Еще одной вероятной причиной конфликтности ребенка может быть неблагополучная или сложная ситуация в семье, и тревожность малыша является откликом на это. Если вы переживаете сложный период, кризис отношений с мужем, развод, если у вас родился новый малыш или вы просто сменили квартиру — все это может влиять на ребенка. дети обожают все но- вое, но в то же время они ужасные консерваторы. У малыша может нарушиться сон из-за переезда на новое место, он может отказаться отпускать маму, если у него, к при- меру, «без предупреждения» родился младший братик. дети бывают тревожными и нервными, если один из родителей чрезмерно строг. Тогда, появляясь по выходным, родитель «находит» малыша избалованным и за уик-энд «отрабатывает» свой педагогический минимум, муштруя карапуза. А малыш, попадая в компанию других детей, «сливает» им свое напряжение. В такой ситуации поведение ребенка со сверстниками довольно сложно корректировать, не имея в виду причину проблемы. В общении с другими детьми нужно просто поддерживать малыша, не давая ему увлечься ссорой, а дома создать максимально щадящую атмосферу и запастись терпением.

Юный воитель

Если вам кажется, что дети отказываются общаться с вашим малышом потому, что он чрезмерно крут характером, необходимо разобраться в ситуации досконально. Не опирайтесь на слова бабушки или воспитательницы доверяйте только собственным наблюдениям и ощущениям. Существует несколько типичных ситуаций, в которых в адрес вашего малыша может впервые прозвучать неприятное определение: «агрессивный ребенок». Ситуации эти совершенно разные, поэтому и действия ваши разнятся.

1. Проверка границ дозволенного — совершенно естественное и справедливое желание для ребенка полутора-двух с половиной лет. Как же иначе узнать, где они, эти границы, находятся? Бывает, что в один прекрасный день ваш карапуз с ангельским лицом сажает в лужу девочку в розовом платье. Через пятнадцать минут он выпихивает из песочницы закадычного друга так, что тот летит вверх тормашками. Еще через полчаса вы сами получаете тумака, заступившись за обиженных. Эксперименты могут продолжаться день, два, неделю или даже два месяца. Возможно, приятели начнут сторониться вашего малыша, и тем не менее поводов для беспокойства нет. Ребенок проверяет, что можно делать, а что нельзя. И ваше дело — не устраивать из происшедшего драму, а помочь ему. Четко обозначая сей важный пункт (драться нельзя!), вы помогаете своему чаду медленно, но верно двигаться к социальной компетентности. Реагируйте сразу:

быстро и однозначно. Отведите ребенка в сторону, сделав ему замечание. Повторяйте за прогулку не больше трех раз, если это не помогает - отправляйтесь домой. На следующий день с первого же раза напоминайте, что прогулка прекращается, как только юный воитель покушается на кого-то из приятелей. Дети после двух лет прекрасно понимают такие ультиматумы.

2. «Око - за око, зуб - за зуб — именно так порой выглядит поведение некоторых более взрослых карапузов. Ребенок делает зло в отместку: его толкнули — он толкнул в . ответ, порвал картинку, ущипнул и ударил. Его поступки больше похожи не на импульсивное или исследовательское поведение, а на целенаправленную месть. Если ваш малыш в целом не злой — ваше дело лишь найти, где именно он впервые это «увидел». Обратите внимание, быть может, кто-то из родственников имеет обыкновение утешать ребенка словами вроде: «Противная коряга, давай ее ломать на части!» или «Злая, кусачая крапива, вырвем ее!», или «Ударился? Пойдем, стукнем диван!».

3. Возможно, у вашего малыша действительно трудный характер, и ему необходима помощь специалистов. Об этом можно говорить с определенной долей уверенности, если:

  • малыш дерется со всеми подряд;
  • в саду на него жалуются и родители, и воспитатели, и дети;
  • на улице вы это видите сами;
  • зачастую в приступе гнева он еще кусается, царапается и щиплется;
  •  ребенок плохо концентрируется на любом занятии, заведясь, унимается лишь поплакав с полчаса;
  • разговоры и увещевания на него не действуют.

Человечек дождя

К сожалению, бывает так, что малышу сложно устанавливать контакт с окружающим миром. Подобных детей отличает ряд тесно связанных между собой особенностей, и наблюдая, невозможно понять, не хочет или не может ребенок общаться. Такие дети не любят лишних прикосновений, шумных мест и яркого света. Родители жалуются на то, что маленький человечек стремится уйти от контакта, не хочет играть и даже отказывается разговаривать. Чем больше вы пытаетесь навязать ему свое общество, тем сильнее он сопротивляется, а оставив малыша в покое, вы видите, что он доволен собой. Такие дети ведут себя своеобразно с самого младенчества. Они редко улыбаются и не машут ручками и ножками от радости, завидев наклонившуюся над кроваткой маму. Позже они не питают, подобно другим детям, слабости к ярким и веселым игрушкам, а предпочитают молча и подолгу играть с водой, песком или со странными предметами вроде веревочек, тряпочек или четок. Нередко их отличают скудная мимика и своеобразные, как бы манерные интонации речи. Близким может казаться, что малыш не обращает внимания на происходящее и полностью погружен в свой мир, полный странных фантазий, что зачастую так и есть. Но порой по косвенным признакам родители догадываются, что ребенок слышит разговоры, многое запоминает и понимает по-своему. Таких особенных детей психологи называют аутичными, и к ним больше нужен особенный подход и своевременно оказанная психологическая помощь. Особенно, если учесть, что аутичные дети зачастую бывают одарены (музыкально, технически, математически), и специалисты способны помочь им развить свой дар в полной мере.  

Маленький принц

Одаренные дети зачастую доставляют своим папам и мамам немало хлопот, и жить с ними порой непросто. Присмотритесь повнимательнее к своему малышу: возможно, ему трудно наладить контакт со сверстниками из-за того, что они не отвечают его ожиданиям, и ему с ними просто- напросто неинтересно. В раннем возрасте, когда незаурядные способности вашего ребенка завуалированы его детской непоседливостью и шалостями, вы можете заметить, что он одарен, опираясь на следующие признаки:

  • ранняя речь и большой словарный запас, изобретение собственных слов (неологизмов);
  • ненасытная любознательность и отличная память;
  • выдающийся интеллект, хорошая обучаемость;
  • творческое, нетривиальное мышление;
  • высокий энергетический уровень: они мало спят;
  • недостаток энергетического баланса — они нетерпеливы и порывисты;
  • богатое воображение — они придумывают образы несуществующих людей и животных;
  • развитое чувство юмора и подражательные способности: они любят смешные несоответствия, игру слов, шутки и пародии;
  • тонкая моторика и координация движений часто отстают от познавательных способностей и речи;
  • они могут следить за несколькими процессами одновременно;
  • они предпочитают сами искать ответ на интересующий вопрос и часто «глухи» к вашему готовому решению;
  • у них обостренное чувство справедливости.

Одаренные дети требуют к себе особого подхода. Необходимо уважительно и чутко относиться к творческому поиску юного гения. Ему необходимы время, место и условия для своих занятий. Не пытайтесь отмолчаться, когда дитя бомбардирует вас разнообразными вопросами, а при необходимости ищите ответ в энциклопедии или специальной литературе. Старайтесь своевременно утолять познавательный голод малыша, обеспечивая ему область для приложения своих сил. Если у ребенка действительно есть нетривиальные способности в какой- либо области, компания обычных ровесников ему, вероятно, не годится. Такого ребенка совершенно необходимо поместить в адекватную его запросам среду, подобран соответствующее детское или учебное заведение. Если малыш будет лишен общения с друзьями, похожими на него, ему ничего не останется, как довольствоваться компанией взрослых. А именно таким способом и воспитывают «белых ворон».

Ребенок — гений общения. Он открыт миру, тонко настроен на окружающих его людей и остро чувствителен ко всему новому. Он «пьет» любую информацию большими глотками, ему необходимы впечатления. Он непредвзят, и обзавестись парой-тройкой новых приятелей за один поход на детскую площадку для 3-6-летнего карапуза - не проблема. И тем обиднее и тревожнее для мам и пап, если общаться у малыша отчего-то не выходит.

Если он сторонится других детей, или же — если дети почему-то отвергают его?




Предварительный просмотр:

ПРИТЯЖЕНИЕ

«ГОЛУБОГО ЭКРАНА»

Движущаяся картинка, как ползающий по листу жук или как вертящаяся игрушка «юла», вызывает изумление и желание потрогать, попробовать. Любознательность плюс богатое воображение ребенка 3-5 лет — вот благодатная почва для того, чтобы «заразиться» чем-то новым. В этом возрасте дети впервые знакомятся с простыми сюжетами и уже знают, что даже самая короткая история будет иметь продолжение. Когда родители оттаскивают детей от телеэкрана, те просто хотят узнать, чем все закончится. В психологии известен эффект «незавершенного действия». Упрощенно и в приложении к телевидению он звучит так: «Все хочется узнать и досмотреть до конца». А если это не получается, ребенок испытывает дискомфорт, начинает сам фантазировать на тему «прерванного сюжета», не может сосредоточиться на других делах, капризничает.

Как сделать просмотр ТВ совместным действом?

В основе детского интереса лежит только непроизвольное внимание. Детям 4 лет трудно специально отслеживать развитие сложного или длинного сюжета, а также поведение и мотивы нескольких персонажей. Если вы сидите рядом, у вас есть шанс научить своего малыша «все видеть и все слышать», правильно интерпретировать поступки героев.

Произвольное внимание, способность следить за развитием сюжета формируются к 6-7 годам. В этом возрасте малыш уже часто смотрит телевизор без тебя. Но не забывайте поговорить с ребенком после программы. Ему польстит, что к нему обращаются как  ко взрослому и что ему есть чем удивить таких больших и умных папу и маму. А главное — вы будете знать, что именно ребенок смотрел, и что он из этого понял.

Так уж получилось, что наши дети растут при включенном телевизоре, пока мы работаем или отсыпаемся по выходным. Такие программы, как «Улица Сезам» или «Смешарики», как раз и показывают в утреннее время, пока мамы и папы спят. Эти передачи рассчитаны на детей, с которыми нет рядом взрослых. Вот почему программы предельно просты и понятны малышам. Они учитывают их уровень понимания, чувство юмора и предметную область — игрушки, еда, проблемы, страхи и восторги. Да и по времени содержательные сегменты программ, по 1-5 минут, не позволяют ребенку устать, при этом удовлетворяют его потребность в новой информации.

Как же без скандала установить

квоту на телевизор и компьютер?

Расскажи малышу простую историю про обезьянку, которая любит апельсины, но каждый раз, когда она съедает слишком - много, у нее болит живот. Ей нужно научиться правильно, питаться! В апельсине 9 долек. Первую дольку едим в понедельник, вторую — во вторник, третью — в среду четвертую — в четверг, пятую — в пятницу. А в выходные можно и по две дольки! Одна долька — это полчаса. К 7 годам она может «вырасти» и до часа. Обезьянка кушала по этой схеме и выросла здоровенькая и очень умная!

Смотря ОРТ и газету листая,

Накладывал соли он в чашечку чая.

Читая журнал и смотря НТВ,

Подкладывал сахар он в супчик себе…

Н. Малюткина

Треть конфликтов между родителями и детьми происходит из-за нежелания ребенка отойти от экрана, перестать смотреть ‘все подряд”, от компьютера с играми. Дети реагируют на родительский запрет как на несправедливую агрессию.

Как родители должны вести себя в такой ситуации?

Чем телевидение и компьютер так сильно завораживает маленьких детей?




Предварительный просмотр:

«ВЕСЕЛЫЕ ЗАНЯТИЯ»

Говоря о развитии внимания, мы имеем в виду умение управлять им. Рано или поздно это умение приобретает каждый человек, но “качество” внимания у всех разное. Однако его можно развивать и совершенствовать как в повседневной жизни, так и в ходе специальных занятий. В книжных магазинах можно найти книжки и тетрадки с заданиями, которые позволяют развить навыки внимательности у малыша определенного возраста. Имейте в виду, что внимание тесно связано с другими познавательными процессами: памятью, восприятием, воображением, мышлением. Поэтому многие игры и упражнения комплексные и позволяют развить сразу несколько функций. Однако помни о том, что внимание поначалу «ручное»: начинать нужно с игр, где малыш может трогать, перебирать, складывать отдельные детали (например, вкладывать фигурки разной формы в соответствующие отверстия). Затем те же действия малыш сможет выполнять мысленно, то есть постепенно внимание станет «умственным». Трудно сосредоточиться на каком-либо деле, если не хочется — приходится подключать волевые качества. Чем младше ребенок, тем сложнее ему следовать слову «надо», поэтому первый шаг в развитии внимания — пробуждение интереса к процессу игры. Вы можете предложить малышу находить похожие машины по дороге в магазин, складывать пазл, искать отличия в игрушках и картинках — лавное, чтобы занятие увлекало маленького исследователя. Кроме того, важно обращать внимание и на результат занятий — созданную малышом красивую картинку или постройку из кубиков. Слова «развиваем внимание» для ребенка пока не имеют почти никакого значения, а желание собрать из отдельных кусочков целого мишку наверняка побудит ребенка к действию. Не забывайте также отметить успехи малыша, ведь одобрение мамы — важный стимул к дальнейшему развитию.  По мере взросления приучайте ребенка к тому, чтобы он доводил начатое до конца — это поможет малышу научиться быть собранным. Кроме того, умение в нужное время освобождать свой ум для новых дел говорит о том, что ребенок способен переключать внимание с одного занятия на другое. Занятия с ребенком лучше проводить в игровой форме:  так малышу будет интересней, да и сама структура игры позволит ему добиться больших успехов, чем при “классическом” занятии.

«Найди такую же»

Вам потребуется несколько пар одинаковых картинок или открыток (например, две с зайчиком, две с мишкой и т. д.). Возьмите из каждой пары по одной картинке и разложи так, чтобы они все были видны малышу а остальные перемешай. Затем попроси ребенка найти «убежавшую» пару к каждой картинке.

«Собери картинку»

Возьмите две пары одинаковых картинок, разрежьте по одной картинке из каждой пары на несколько частей и перемешай. Затем покажи ребенку один из кусочков и попроси угадать, к какой из картинок этот фрагмент относится и где он должен лежать. Совсем маленькому ребенку предложи накладывать кусочек на целую картинку, более старшему собирать картинку, глядя на образец. Для этой игры можно также использовать пазлы с небольшим количеством достаточно крупных деталей.

«Горячо-холодно»

 Попросите ребенка выйти из комнаты, а сама в это время спрячь куда-нибудь игрушку.  Задача ребенка — найти игрушку, ориентируясь на твои подсказки. Если малыш приближается к игрушке, говорите “тепло” или “горячо” , если удаляется — “холодно”. Эта игра не нова, но очень полезна: она позволяет малышу научиться быть внимательным не только «зрительно», но и «на слух». Кроме того, в ходе этой игры можно развить еще одно важное умение — управлять своим поведением в зависимости от услышанного.

По мере того как ребенок освоит простые задания, предлагай более сложные варианты, но не отказывайте ему в помощи, если ему это понадобится. Результаты занятий не появятся сразу же, но со временем вы заметите, что малыш стал собраннее, усидчивее. А когда он пойдет в школу, то сосредоточиться на уроке для него не составит особого труда.

Многие родители считают, что развивать у ребенка внимание и память нужно накануне поступления в школу. Однако это не так: если с детства не учить малыша быть внимательным, то накануне первого класса сдёлать это будет очень непросто. Между тем развить навыки внимания у малыша по силам любой маме.

Почему один первоклассник внимательно слушает весь урок, а другой — все время отвлекается?




Предварительный просмотр:

ПОБЕГ В САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Из благополучных семей дети уходят не часто. Однако время от времени это случается. В чем же причина? Разумеется, у каждого конкретного побега своя предыстория, но есть, то, что их в большей или меньшей степени объединяет.

В поисках приключений

Иногда основным побудительным мотивом  становится потребность ребенка в новых, необычных впечатлениях. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, сначала придумывает невероятные истории о каких-то дальних путешествиях, непосредственным участником которых является он сам. И с каждым разом его рассказы становятся все красочнее. Нередко бывает и так, что в какой-то момент выдумки настолько захватывают его, что он уже не чувствует границ, отделяющих игру от реальности. И тогда, собрав все необходимое для похода, он втайне от родителей и, как правило, в компании с такими же сорвиголовами и мечтателями уходит в плаванье по местной реке, уезжает в дальние края или отправляется на поиски какого-нибудь клада.

В данном случае лучшей профилактикой побегов из дома является ваше внимание к юному искателю приключений. Почему бы, например, вам самим не придумать для него какие-нибудь приключения? Ничего сложного в этом нет. Просто мысленно вернитесь в детство и поиграйте с ним в индейцев или устройте тайник в доме. Если есть дача, то можно построить для ребенка шалаш. Если и на это нет времени, то поставьте во дворе палатку. Она станет и замечательным местом для детских игр, и той суверенной территорией, где ребенок сможет почувствовать себя свободным и в какой-то мере самостоятельным.

Меня не понимают!

Стремление убежать из дома «В знак протеста» чаще всего возникает в возрасте 11-14 лет. В этот период для подростков типично стремление противопоставлять свои суждения и вкусы родительским. Они считают себя взрослыми и вполне самостоятельными и поэтому реагируют на любые, как им кажется, ограничения свободы. Считают, что родители распоряжаются их временем и постоянно опекают. К сожалению, иногда родители выбирают не самую лучшую позицию. На упрямство подростка отвечают раздражительностью. В результате – едва не ежедневные ссоры и обоюдные упреки. И наступает момент, когда ребенок видит только один способ, что отстоять своя «я», - уйти из дома. Туда, где больше никто не будет указывать, как жить дальше, выяснять на что тратишь деньги и с кем дружишь.

Предотвратить побег в этом случае тоже можно. Ваши верные союзниками должны стать любовь, терпение и желание не воспитывать, а понять ребенка. Если он воспринимает себя как равного вам,  не старайтесь «поставить его на место». Воздерживайтесь от фраз таких как: «А твое мнение никого не интересует». Хочет быть взрослым? Так и отнеситесь к нему как к взрослому. Почаще советуйтесь с ребенком, давайте ему такие поручения, выполняя которые он может почувствовать свою значимость.

По мнению психологов, чаще всего ребенок прибегает к угрозе: «Вот уйду из дома, тогда поплачете!», когда хочет обратить на себя внимание. На самом деле он никуда не стремится уйти. Внимательно читая между строк, вы можете услышать: «Вот уйду, тогда вы поймете как меня не хватает».

 Дорогие родители, подумайте, может быть, вы действительно уделяете ему мало внимания? Ведь иногда ребенку нужно просто посидеть с вами рядом, рассказать о чем-то своем детском, очень важном. Смотрите на ребенка его глазами и с его позиции.

Старайтесь стать ему такими родителями, о каких вы сам мечтали!

Желаем успехов!

Почему дети убегают из дома, где есть красивые игрушки, вкусная еда и хорошие условия жизни?



Предварительный просмотр:

«МАМА И ПАПА ОПЯТЬ

 ПОССОРИЛИСЬ…»

Баталии взрослых очень

травмируют детей.

Худой мир лучше ссоры? Можно ли вообще уберечь малютку от конфликтов, возникающих между родителями? Хотим мы того или нет, но это почти неизбежный элемент в любых отношениях. Но одно дело, когда происходит небольшая размолвка, и совсем другое — когда одна из сторон упорно не желает «поступиться принципами» и сдерживать свою агрессию. В этих конфликтах страсти накаляются до предела. И волей-неволей малыш, оказывается, втянут в водоворот событий.

Психологи нередко слышат от маленьких детей высказывания типа: «Папа любит меня, но не любит маму” или «Мне нравится быть дома с мамой, потому что, когда приходит папа, он всегда ругается». В семье, где взрослые живут в состоянии скрытой агрессии, но сохраняют отношения «ради ребенка», дети, как правило, растут нервными, неуправляемыми и агрессивными, потому что они никогда не чувствуют себя по-настоящему защищенными, спокойными и довольными. Это только в поговорке «худой мир лучше доброй ссоры», хотя иногда двум людям удается прийти к компромиссу. Так, например, удачнее всего избегают ссор при ребенке супруги, строящие свои отношения спокойно, по-деловому и поэтому - ровно.

Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов и ссор, они происходят за закрытой дверью и маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые — это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Ложь во спасение?

К сожалению, не всегда удается сохранить семью. Что говорить малышу? Как готовить его к переменам в жизни? Как объяснить то, что происходит в семье? Эти и другие вопросы встают перед каждым родителем накануне развода. Прежде всего, не следует обманывать сына или дочь. Труднее всего дети прощают взрослым ложь, потому что они воспринимают ее как предательство. Конечно, не всегда и не все можно объяснять маленькому человечку, но вы должны сказать ему, что он ни в чем не виноват, что взрослые имеют право на собственные отношения, что реальная жизнь зачастую складывается непросто.

Не используйте ребенка как средство манипуляции, не настраивайте его против папы или мамы. Старайтесь после развода построить свои отношения таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и ему не нужно было бы скрывать свои чувства по отношению к одному из родителей. Если у вас в связи этой проблемой возникают вопросы, обратитесь к специалистам

Нередко дети как бы повторяют жизнь своих родителей. Известный американский психоаналитик Эрик Берн назвал это «сценарием жизни». По его определению, сценарий — это своего рода план жизни, который начинает складываться еще в детстве под значительным влиянием родителей. Поэтому если ребенок живет в атмосфере скандалов и ссор либо видит, что родители холодны и сдержанны по отношению друг к другу, то, скорее всего, ему сложно будет создать собственную гармоничную семью. Вспомните свое детство. Проанализируйте, не «пишете» ли вы сценарий по второму кругу? Если это так, то не разумнее ли что-то изменить в жизни?

Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов и родителей

Информационный буклет для педагогов и родителей, разработанный в рамках акции "Молодежь против насилия над детьми"....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

буклеты "В помощь педагогам и родителям"

Раздаточный материал. Буклеты "В помощь учителям и родителям"...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...

Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребен...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми....