«Музыкотерапия в детском саду»
материал на тему
Сообщение к семинару-практикуму «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.doc | 80 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Ладушки»
«Музыкотерапия в детском саду»
Сообщение к семинару-практикуму
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Подготовил:
музыкальный руководитель
Веснина Т.А.
Согласовано: старший воспитатель Топчиева Т.Ф.
г.Камень-на-Оби
2016г.
Понятие музыкотерапии
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических
заболеваний.
Музыкотерапия в детском саду
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка? В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй! ». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».
М. Л. Лазарев считает, что, во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
- Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.
- Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма - такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.
- Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен
значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.
В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.
Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.
Музыка развивает экспрессию человека - двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.
Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. v Согласно мнению медиков, таким дегям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.
А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро»,\ «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Николо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Музыкотерапия, как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка, включает такие направления, как вокалотерапия (пение), музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры), музицирование на музыкальных инструментах и другие.
Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.
Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.
Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказываег высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»); музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа); обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»); Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку . Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно- психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие, ( Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр); «Времена года» П. И. Чайковского; Бетховен соната № 14 «Лунная».
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»; Бах «Органные произведения»; Вивальди «Времена года»; «Голоса природы».
Особенности использования музыкотерапии:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Использование музыкотерапии в режимных моментах
Режимные моменты | Для чего используется | Результат воздействия | Предлагаемый музыкальный репертуар |
Утро Приём детей. Утренняя гимнастика. | Используется для создания эмоционального фона. Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости. | Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей - вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке». В.Моцарт «Маленькая ночная серенада». М.И.Глинка «Вальс фантазия». П И. Чайковский «Апрель». Г.В. Свиридов «Музыкальный ящик». Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда». И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае». Музыкальное сопровождение музыкальным руководителем. |
Прогулка (в теплое время года). Наблюдения, в процессе трудовой деятельности, после игр | Задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональный отклик при | Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. | Наблюдения: С.В.Рахманинов «Итальянская полька»; В.Агафонников. «Сани колокольчиками». Труд детей'. Р.н.п. «Ах вы. сени...» И.Штраус. Полька «Триктрак». Расслабление'. Н.А.Римский- Корсаков. Опера |
большой подвижности | наблюдениях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки. | «Снегурочка», песни, пляски птиц. | |
Сон (засыпание и пробуждение) | Используется для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребенка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть. | Нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание. | Колыбельные: «Тише. Тише» «Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай». Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная». В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский - Корсаков. «Три чуда. Белка», П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей». |
Индивидуальная музыкотерапия | Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактивности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способностей при индивидуальной деятельности. | Нормализация эмоционального состояния, снятие физического и эмоционального напряжения, повышение творческой работоспособности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность. | А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс». А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки». П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор. JI.B.Бетховен. «Сурок». Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки. Н.А.Римский - Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»). К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» Р.Щедрин. Юмореска. |
Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности
Виды деятельности | Для чего используется | Результат воздействия | Используемый музыкальный репертуар. |
Музыкальные занятия | Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. | Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения. | А.К. Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная». М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени...» М И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка». П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька» |
Физкультурные занятия | Метод релаксации - используется для расслабления детей и восстановления дыхания. | Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния. | И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель»,А. Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае». |
ИЗО | Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определенного психологического и эмоционального настроя, ассоциативных связей. | Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества. | Русские народные мелодии, Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». |
Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами) | Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа. | Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств. | Шопен. Ноктюрн №1,2, П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К. Синдинг «Шелест весны», К. Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей». |
Пример вокалотерапии на музыкальном занятии.
На зеленой кочке мокрой Прыгает лягушка.
Скучно ей и одиноко,
И грустит квакушка.
Лягушка:
У меня с утра хандра:
Простудилась я вчера.
М. рук.: Бедная лягушка! Как же мы ей поможем, ведь мы же с вами не врачи? Я придумала! Не печалься, лягушка, еегь такие упражнения, которые помогут вылечить твое горлышко. А вы, ребята, знаете? Нет, тогда повторяйте за мной.
Комплекс упражнений для горла «Лягушка» (О. Н. Арсеневская)
На лесной опушке - Ква-ква! Глиссандо ееерх - вниз.
Прыгала лягушка -
Ква-ква-ква-ква! Отрывисто пропевают то вверху, то внизу.
То увидит комара -
З-з-з-з! Произносят звук «з» держа руку на шее.
То мохнатого шмеля -
Ж-ж-ж-ж! Произносят звук «ж», держа руку на груди.
То камыш под камень спрячет - Ква-а-а! Штро - бас.
Потеряет и заплачет - Ква-а-а! Имитируют плач.
Ах ты, рева!
Ай-ай-ай! Обращаются к лягушке.
Лучше песню запевай!
Лягушка:
Голос громкий мой опять!
Буду песни распевать!
Упражнение на дыхание «Осенний ветерок»
М. рук.: А сейчас возьмем вдох и на выдохе споем гласные а, э, и, о, у. Словно волны у реки, звуки гласные легки.
Будто птицы на лету (взяли вдох) — а... э... .и... о... у! (дети поюг звуки на одной ноте, вверх и вниз по полутонам).
Ребята, представляете, а с помощью некоторых согласных звуков мы можем даже сами себя вылечить. Они так и называются - «целебные звуки».
Вот, например звук «В» - поможет нам, когда у нас начинается насморк (ставим указательные пальцы на переносиц и пропеваем звук «в»)
Звук «3» поможет нам, когда болит горло (кладем руку на шею и пропеваем
звук «з»)
Звуком «Ж» - можно излечить кашель (руку кладем на грудь)
Звук «Н» - излечивает головную и зубную боль (кладем руки на голову) Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению (кладем руки на живот).
Звук «Р» (Тр) - помогает снять усталость в конце дня.
Звуки «С», «Ш» - помогают отдохнуть, расслабиться.
Ну, вот, лягушка, мы готовы петь.
Здорово, правда! Ребята, а вы хотите разучить новую песню? Представляете, она так и называется «Целебные звуки».
А ты, лягушка, слушай внимательно и учись.
Разучивание песни «Целебные звуки» (МЛ. Лазарев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Сценарий предназначен для проведения и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...
Методическая разработка спортивного праздника в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников № 51 « Олимпийцы в детском саду»
Спортивный праздник для детей стершей группы...
"Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма"
Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма....
Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.
Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...
консультация "Музыкотерапия в детском саду и дома"
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Вокалотерапия, как раздел музыкотерапии в детском саду
Методы ВОКАЛОТЕРАПИИ (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (нав...
Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"
Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"...