Проведение специальной оценки условий труда и порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий
методическая разработка на тему
Эффективность специальной оценки условий труда (СОУТ) в части достоверности и рационального использования ее результатов, осуществляемого на основе соблюдения законодательных положений о СОУТ, в значительной степени зависит от уровня компетентности в вопросах СОУТ одного из основных ее участников - комиссии, создаваемой работодателем для организации и проведения специальной оценки условий труда в каждой организации. Поэтому основной целью настоящих методических рекомендаций является систематизация и разъяснение отдельных законодательных положений СОУТ, связанных с ее проведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs_spets_otsenka_2017.docx | 127.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тевдорошвили М.С.
Проведение специальной оценки условий труда и порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детский дом «Ласточкино гнездышко»
Тевдорошвили М.С.
Проведение специальной оценки условий труда и порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий
(методические рекомендации)
Составитель - М.С.Тевдорошвили, методист Муниципального бюджетного учреждения «Информационно – методический центр»
Рецензент: Лазарев Сергей Юльевич, директор АНО ДПО «Мариинский центр охраны труда»
Эффективность специальной оценки условий труда (СОУТ) в части достоверности и рационального использования ее результатов, осуществляемого на основе соблюдения законодательных положений о СОУТ, в значительной степени зависит от уровня компетентности в вопросах СОУТ одного из основных ее участников - комиссии, создаваемой работодателем для организации и проведения специальной оценки условий труда в каждой организации.
Поэтому основной целью настоящих методических рекомендаций является систематизация и разъяснение отдельных законодательных положений СОУТ, связанных с ее проведением.
Содержание
- Введение .......................................................................................................... 6
- Формирование комиссии по проведению СОУТ и графика проведения СОУТ ............................................................................................................... 12
- Формирование и утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест .................................................... 14
- Выбор организации, проводящей СОУТ, заключение договора .............. 16
- Формирование перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям .............................. 18
- Проведение исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов. Оценка условий труда на рабочих местах ................................ 20
- Разработка и реализация мероприятий по приведению в штатный режим производственных процессов и деятельности работодателя .................... 22
- Декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда ................................................... 24
- Составление отчета о проведении СОУТ .................................................... 26
- Гарантии и компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда ............................................................................................... 28
- Сокращенная продолжительность рабочего времени .............................. 29
- Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск ............................... 31
- Повышенный размер оплаты труда ........................................................... 32
- Определение размеров дополнительных страховых тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ............................... 33
- Определение размеров скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ...................................... 35
- Порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий ...38
- Виды финансируемых мероприятий ........................................................... 39
- Прием заявлений и документов на финансовое обеспечение предупредительных мер ................................................................................ 41
- Причины для отказа ..................................................................................... 49
- Отчетные документы .................................................................................... 50
- Список литературы ...................................................................................... 52
Введение
СОУТ - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по выявлению на рабочих местах, идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника с учетом применения средств индивидуальной и коллективной защиты с целью разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда работника, а также предусмотренных Трудовым законодательством мер компенсационного и профилактического характера.
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными в установленном порядке к проведению СОУТ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Функции работодателя по проведению СОУТ осуществляются создаваемой им комиссией, председателем которой является либо сам работодатель, либо его представитель.
Периодичность проведения СОУТ - не реже одного раза в 5 лет со дня утверждения отчета о предыдущей СОУТ.
В случаях, перечисленных в ст. 17, ч.1 Федерального закона от 28.12.2013 №426 «О СОУТ», проводится внеплановая оценка условий труда в течение шести месяцев со дня их наступления.
К таким случаям относятся:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона «О СОУТ»;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места за исключением рабочих мест надомников (определение такой категории работников приведено в ст.310 Трудового Кодекса Российской Федерации), дистанционных работников (см. ст.312 Трудового Кодекса Российской Федерации), а также работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
СОУТ проводится в соответствии с «Методикой ...», утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014г. №33н.
Проведение СОУТ на рабочих местах государственных, гражданских и муниципальных служащих регулируется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
При проведении СОУТ на рабочих местах работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или охраняемой законом тайне, должны учитываться требования законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
По перечню рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014г. №290, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых Минтруда России.
К таким рабочим местам относятся:
- рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;
- рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- рабочие места отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;
- рабочие места медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
- рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда;
- рабочие места работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта;
- рабочие места работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007г. №252 « Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым Кодексом Российской Федерации»;
- рабочие места работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений;
- рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ремонтно-восстановительные работы;
- рабочие места водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;
- рабочие места, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного и (или) пониженного давления газовой и воздушной среды;
- рабочие места работников, занятых на подземных работах.
До установления Минтрудом России особенностей СОУТ на указанных рабочих местах она проводится в общем порядке.
При проведении СОУТ используется следующая классификация условий труда. По степени вредности и (или) опасности условия труда на рабочих местах подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальными (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работников производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают значений, установленных гигиеническими нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных гигиеническими нормативами, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные гигиеническими нормативами, в том числе:
- подкласс 3.1 (вредные условия труда степени 1) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), времени и увеличивается риск повреждения здоровья;
- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающие после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более дет);
- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасными (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Формирование комиссии по проведению СОУТ и графика проведения СОУТ.
Федеральным законом от 28.12.2013г. №426 - ФЗ установлено, что «для организации проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. В состав комиссии включаются представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» (ст.9, ч.1 и 2).
В состав комиссии, которую возглавляет сам работодатель или его заместитель, кроме специалиста по охране труда, членство которого в комиссии является обязательным, рекомендуется включать главных специалистов (механика, энергетика, технолога, эколога и др.), специалистов кадровой службы, отдела труда и заработной платы, заводской измерительной лаборатории и других по усмотрению работодателя в зависимости от специфики организации.
Со стороны выборного органа первичной профсоюзной организации, представительство которого в комиссии также является обязательным, в ее состав могут включаться уполномоченные по охране труда, член комитета первичной профсоюзной организации, ответственный за охрану труда, председатель комитета и др.
Одновременно с созданием комиссии формируется график проведения СОУТ, рекомендуемые форма и содержание которого приведены ниже.
«Утверждаю» должность работодателя подпись Ф.И.О дата
График проведения СОУТ
№ п.п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Формирование и утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест. | Члены комиссии (специалисты кадровой службы, отдела охраны труда). | ||
2 | Выбор организации, проводящей СОУТ, заключение договора на проведение СОУТ | Работодатель | ||
3 | Формирование перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям. | Члены комиссии, эксперты организации, проводящей СОУТ. | ||
4 | Разработка и реализация мероприятий по приведению в штатный режим осуществления производственных (технологических) процессов и деятельности работодателя (при необходимости). | Работодатель, Члены комиссии. | ||
5 | Проведение исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов. Оценка условий труда на рабочих местах. | Испытательная лаборатория, эксперты и иные работники организации, проводящей СОУТ. | ||
6 | Составление отчета о СОУТ | Организация, проводящая СОУТ | ||
7 | Принятие решения о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованием охраны труда. При положительном решении - оформление и подача декларации. | Работодатель, Члены комиссии, эксперт. |
Формирование и утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест
В связи с тем, что специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, за исключением указанных в разделе «Общие положения», при формировании перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, за основу следует использовать действующее штатное расписание организации. На практике встречаются случаи, когда в трудовых отношениях с работодателями состоят «сверхштатные» или «внештатные» работники, чьи рабочие места также подлежат включению в рассматриваемый перечень. СОУТ «вакантных» рабочих мест проводится при заполнении вакансий в рамках внеплановой специальной оценки условий труда.
Перечень формируется путем заполнения граф 1-3 таблицы раздела II приложения №3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014г. №33н с учетом положений «Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда», приведенной в приложении №4 к указанному приказу.
При выделении в сформированном перечне аналогичных рабочих мест необходимо руководствоваться следующими законодательными положениями. Для целей специальной оценки условий труда аналогичными являются рабочие места:
- которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- которые оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых работники:
- работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
- осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, сырье и материалы;
- обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Выделение аналогичных рабочих мест осуществляется с целью сокращения объемов работ при проведении СОУТ: оценка условий труда на аналогичных рабочих местах проводится на 20% из них (но не менее двух), а результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места. При этом, если результаты оценки условий труда хотя бы на одном из 20% рабочих мест, отобранных из числа аналогичных для проведения оценки, отличается в значимой степени, т.е. на один класс (подкласс) и более от остальных результатов оценки, СОУТ проводится на всех рабочих местах, ранее признанных аналогичными. Следует отметить что в законе «О СОУТ» (ст.16 ч.5) выше приведенный принцип сформулирован не вполне корректно. Ситуация, при которой в ходе проведения специальной оценки условий труда выявлено рабочее место, не соответствующее признакам аналогичности, означает единственное: при выделении аналогичных рабочих мест допущена ошибка; такое рабочее место должно быть исключено из числа аналогичных.
На аналогичные рабочие места составляется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий труда работников.
После выделения аналогичных рабочих мест, заполняется графа 4 вышеуказанной таблицы.
К выполнению настоящего этапа СОУТ рекомендуется привлекать специалиста кадровой службы, специалиста по охране труда, руководителей структурных подразделений организации.
Сформированный перечень визируется членами комиссии, принимавшими участие в его формировании. Подписывать (утверждать) перечень всеми членами комиссии, в том числе и председателем, целесообразно после окончательного заполнения всех граф упомянутой выше таблицы на последующих этапах проведения СОУТ.
Выбор организации, проводящей СОУТ. Заключение гражданско-правового договора на проведение специальной оценки условий труда в организации
При выборе организации, с которой предстоит проводить специальную оценку условий труда (подрядчика), прежде всего следует убедиться в том, что потенциальный подрядчик допущен в установленном порядке к деятельности по проведению СОУТ, т. е. что он зарегистрирован в реестре организации, проводящих СОУТ, который формируется и ведется Минтрудом России (на переходный период до 31декабря 2018г. - в реестре аттестующих организаций Минтруда России). Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет».
Основанием для включения в реестр является соответствие потенциального подрядчика следующим требованиям:
- наличие в его уставных документах указания в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности проведения СОУТ;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Федеральной службой по аккредитации (на переходный период - аккредитована в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании);
- наличие в штате не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в т.ч. не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по гигиеническому направлению. На переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие у потенциального подрядчика по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» к работе по исследованиям и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов (как правило, это лица, сведения о которых приведены в «Паспорте» или «Положении» об аккредитованной измерительной лаборатории).
Вторым важнейшим критерием при выборе подрядчика является: соответствие области аккредитации входящей в его состав аккредитованной испытательной лаборатории предполагаемому перечню вредных факторов условий труда, подлежащих измерениям (исследованиям) при проведении СОУТ. Особенно это касается перечня инградиентов, входящих в состав химического фактора. Безусловно, что предпочтение должно отдаваться подрядчику с областью аккредитации в полной мере соответствующей перечню вредных факторов, присутствующих на рабочих местах организации, где будет проводиться СОУТ.
При выборе подрядчика следует, по возможности, оценить его имидж (репутацию) на рынке оказания услуг по оценке условий труда на рабочих местах. Для этого следует использовать информацию о результатах государственной экспертизы качества работ, выполненных ранее подрядчиком, об отзывах о его деятельности других однопрофильных организаций, о наличии в перечне его заказчиков крупных государственных компаний, где отбор исполнителей проводится, как правило, на основе серьезных конкурсных процедур и т. п.
При решении рассматриваемого вопроса серьезное внимание должно уделяться соблюдению принципов независимости должностных лиц и экспертов подрядчика от должностных лиц заказчика, что достаточно подробно изложено в ст.22 ч.2 Федерального закона «О специальной оценки условий труда».
Заключительным критерием выбора подрядчика является предлагаемая им стоимость проведения работ. Исходя из анализа цен на рынке оказания услуг по оценке условий труда, предлагается ориентироваться на следующие усредненные цены проведения СОУТ на рабочих местах в зависимости от их сложности.
Формирование перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Указанный перечень «формируется комиссией, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников» (ФЗ от 28 декабря 2013 г. №426- ФЗ, ст. 12, часть 2.). При этом комиссии следует иметь в виду, что измерения уровней производственных факторов в соответствии со ст. 10, часть 6 того же закона в обязательном порядке проводится на рабочих местах:
работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
в связи с работами на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Перечень подлежащих исследованиям и измерениям вредных и (или) опасных факторов на перечисленных рабочих местах определяется экспертом организации- подрядчика.
Кроме того, при формировании рассматриваемого в настоящем разделе перечня комиссии следует учитывать заключение эксперта организации-подрядчика об отсутствии на отдельных рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, оформляемого им по результатам идентификации.
На основании вышеизложенного комиссией с учетом положений инструкции по заполнению форм отчета о проведении СОУТ (приложение №4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. №33 н) заполняются по каждому рабочему месту графы 5-20 таблицы раздела II отчета о проведении СОУТ. При этом продолжительность воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работников в течение рабочего дня (смены) определяется на основании локальных нормативных актов организации-заказчика, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, использования данных о результатах хронометрирования.
Заполненная таблица дополнительно визируется членами комиссии, принимавшими участие в ее заполнении, экспертом и вместе с его заключением (заключениями) передается организации-подрядчику для использования на последующих этапах проведения СОУТ. Подписывать таблицу (перечень) председателем комиссии, ее членами и экспертом целесообразно после завершения этапа СОУТ «Проведение исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов»: как показывает практика, на этом этапе в перечень могут вноситься коррективы.
К работе по формированию перечня рекомендуется привлекать таких членов комиссии, как гл. технолог, гл. механик, гл. энергетик, гл. эколог, специалист по охране труда, руководители структурных подразделений (начальники отделов, цехов, участков и т. п.). С целью исключения конфликта интересов в работе на данном этапе должны участвовать представители первичной профсоюзной организации или иные уполномоченные работниками лица.
Проведение исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов. Оценка условий труда на рабочих местах
Работа на этом этапе СОУТ проводится специалистами организации - подрядчика (экспертами и иными ее работниками). При этом комиссия должна осуществлять контроль за тем, чтобы исследования и измерения были проведены на всех рабочих местах и по всем факторам условий труда, вошедшим в ранее сформированный перечень. Поэтому членам комиссии (специалисту по охране труда, представителю первичной профсоюзной организации) необходимо присутствовать при проведении исследований и измерений. При этом членам комиссии необходимо знать и руководствоваться следующими законоположениями о СОУТ.
- Организация - подрядчик самостоятельно определяет методы и методики исследований и измерений и состав специалистов проводящих исследования и измерения.
- Для целей СОУТ могут быть использованы результаты исследований и измерений, выполненных не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ аккредитованной испытательной лабораторией при осуществлении в установленном порядке на рабочих местах организации-заказчика производственного контроля за условиями труда.
Решение об этом принимает комиссия на основании заключений эксперта. На практике такое решение реализуется путем использования для целей СОУТ копий протоколов исследований и измерений при производственном контроле, заверенных подписью председателя комиссии или одного из ее членов по поручению председателя, с приложением к каждой из них заключения эксперта.
- Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений, если их осуществление на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, лиц, проводящих исследования и измерения, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному (4-му) классу без проведения соответствующих исследований и измерений. Такое решение оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование этого решения. Протокол включается в состав отчета о СОУТ. Копия протокола в течение 10 рабочих дней со дня его подписания направляется работодателем в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения.
- Оценка условий труда на рабочем месте, т. е. отнесение условий труда по результатам исследований и измерений к классам (подклассам) условий труда осуществляется экспертом организации подрядчика; результат фиксируется в протоколе проведения исследований и измерений.
- Работник имеет право присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте.
Разработка и реализация мероприятий по приведению в штатный режим осуществления производственных (технологических) процессов и деятельности работодателя
Методикой проведения СОУТ (пункт 15), утвержденной приказом Минтруда России от 25.01.2014г. №33н, установлено, что исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работниками производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.
Поэтому перед проведением исследований и (или) измерений факторов условий труда, выполняемыми организацией, проводящей СОУТ, комиссии следует провести проверку, в ходе которой установить, что все технологическое и вспомогательное оборудование, средства коллективной защиты, используемые на рабочих местах приспособления, инструмент, сырье и материалы и др., т.е. все, что может оказать влияние на состояние условий труда на рабочих местах, по их составу, режимам и параметрам функционирования, эксплуатации и т. д. соответствует требованиям проектной, технологической, эксплуатационной и др. документации. В противном случае разрабатываются и реализуются мероприятия по устранению выявленных недостатков. К ним могут относиться мероприятия по чистке, смазке, отладке, регулировке, ремонту, замене частей и элементов технологического и другого оборудования, средств коллективной защиты. Например, чистка светильников и замена перегоревших ламп в системах освещения, очистка или замена фильтров в системах приточной вентиляции, рециркуляции и кондиционирования воздуха и т.п.
Рекомендуется работу комиссии на данном этапе проведения СОУТ задокументировать, например, в виде протокола проверки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Разработчик вышеупомянутой методики не приводит толкования впервые встречающегося в нормативных правовых актах термина «штатная деятельность работодателя». Можно предположить, что применительно к проведению СОУТ под этим следует понимать системную деятельность по выполнению работодателем обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, возложенных на него Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст.212). Поэтому при проведении указанной проверки комиссии рекомендуется уделять должное внимание таким вопросам, как обеспечение работодателем:
- создания и функционирования системы управления охраны труда;
- режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;
- приобретения и выдачи за счет собственных средств СИЗ, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
- обучения безопасным методом и приемом выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
- проведения за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- санитарно бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников;
- обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
При принятии работодателем (комиссией) решения о декларировании соответствия рекомендуется учитывать следующее. Декларирование соответствия - одна из двух (наряду с сертификацией) форм подтверждения соответствия объекта (в нашем случае - условий труда на рабочем месте) государственным нормативным требованиям, при которой заявитель (работодатель) путем оформления декларации гарантирует под свою личную ответственность соблюдение этого соответствия.
В законе «О СОУТ» содержится норма о том, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем (на практике - комиссией) оформляется и подается в территориальные органы Роструда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Следует подчеркнуть, что если на каком-либо рабочем месте соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено не по результатам идентификации, а по результатам исследований и измерений факторов условий труда (условия труда по всем факторам отнесены ко 2-му допустимому классу), то работодатель не вправе оформлять и подавать декларацию соответствия по этому рабочему месту. Это представляется не логичным, в определенной степени противоречит законодательным положениям о декларировании, и на практике приводит к тому, что процедура декларирования используется крайне редко.
При принятии положительного решения об оформлении и подачи декларации следует руководствоваться приказом Минтруда России от 07.02.2014г. №80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, ...».
Срок действия декларации соответствия составляет пять лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Если в течение этого срока на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, с работником не произошел несчастный случай и (или) не выявлено профессиональное заболевание, причиной которых могло явиться воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, действие данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
В случае наступления указанных событий действие декларации в отношении этого рабочего места прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Составление отчета о проведении СОУТ
Отчет о проведении СОУТ составляет организация - подрядчик. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014г. №33н. Отчет содержит следующие разделы:
Раздел I. Сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда. Подписывает руководитель организации-подрядчика.
Раздел II. Перечень рабочих мест на которых проводилась специальная оценка условий труда. Подписывает председатель и члены комиссии, а также эксперт организации - подрядчика.
Раздел III. Карты специальной оценки условий труда (с приложением к каждой из них соответствующих протоколов исследований и измерений). Подписывается председателем и членами комиссии, экспертами организации - подрядчика, а также работником при ознакомлении с условиями труда на его рабочем месте.
Раздел IV. Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте. Подписываются председателем и членами комиссии, а также экспертами организации - подрядчика. Составляются после вступления в силу приказа Минтруда России об утверждении Методики оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Кроме того, указанная Методика распространяется на ограниченное количество видов СИЗ (на СИЗ для защиты от химических факторов, от повышенных и(или) пониженных температур). Поэтому по договоренности сторон, что должно отражаться в гражданско-правовом договоре на проведение СОУТ, протоколы могут составляться лишь в части оценки обеспеченности СИЗ т.е. без заполнения пунктов 5, 6, 7б, 7в.
Раздел V. Сводная ведомость о результатах проведения специальной оценки условий труда. Подписывается председателем и членами комиссии, а также экспертом (экспертами) организации подрядчика.
Раздел VI. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшении. условий труда. Подписывается председателем и членами комиссии, а также экспертом (экспертами) организации подрядчика.
В целом весь отчет на заглавном листе подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателям.
Член комиссии, который не согласен с результатами СОУТ вправе при подписании отчета сделать пометку с «особым мнением» и письменно сформулировать его с указанием причин несогласия. Особое мнение прилагается к отчету.
Член комиссии - автор особого мнения - вправе направить его на рассмотрение в Роструд или его территориальный орган, решение которых может быть обжаловано в судебном порядке.
В срок не более 30 календарных дней со дня утверждения отчета о СОУТ работодатель организует ознакомление работников с результатами оценки условий труда под роспись в карте СОУТ. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождение его в отпуске или командировке, периоды межвахтового отдыха.
Также в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения отчета о СОУТ работодатель с учетом требований законодательства о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах (сводной ведомости результатов проведения СОУТ) и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилось СОУТ.
Гарантии и компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст.219) к таким гарантиям и компенсациям относятся:
- сокращенная продолжительность рабочего времени;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
- повышенный размер оплаты труда.
Следует иметь в виду, что в случаях обеспечения на рабочих местах условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (классы условий труда 1 или2), что должно подтверждаться результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Если реализуемые компенсационные меры по конкретному работнику установлены до 1 января 2014г., то порядок и условия их назначения по результатам проведения СОУТ не могут быть ухудшены, а размеры уменьшены при условии сохранения условий труда этого работника (ФЗ от 28.12.2013г. №421 ст.15 ч.3). Например, по результатам проведения в 2010г. аттестации рабочих мест работнику за работу во вредных условиях труда, отнесенных к классу 3.1, по действовавшему в то время Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.11.2008г.№870 назначены 3 вида компенсаций:
- повышенный размер оплаты труда на 4%,
- дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней,
- сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю.
По результатам проведенной в 2015г. специальной оценки условий труда, если условия труда у этого работника не изменились, т. е. по прежнему остались в классе 3.1, назначенные ему компенсации должны быть сохранены, хотя по действующему в 2015г. Трудовому Кодексу Российской Федерации этому работнику положен один вид компенсации - повышенный размер оплаты труда.
Сокращенная продолжительность рабочего времени
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст.92) работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, отнесенных по результатам СОУТ к классам 3.3, 3.4 или 4, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Размер этой компенсации для конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора. При наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, а также если это оговорено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре, указанная выше продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором. Следует еще раз особо подчеркнуть, что для решения вопросов, затронутых в настоящем абзаце, необходимым условием является наличие трех документов, в которых эти вопросы должны быть оговорены: отраслевое (межотраслевое) соглашение, участником которого является организация, коллективный договор и трудовой договор (отдельное соглашение к нему).
В соответствие со ст.94 Трудового Кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
- при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
- при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
При условии, что это оговорено во всех трех вышеперечисленных документах, и при наличии согласия работников, допускается увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (36 часов):
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст.117) дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда классов 3.2, 3.3, 3.4 и 4, и по продолжительности составляет не менее 7 календарных дней.
Продолжительность этого отпуска для конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ. При наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть отпуска, превышающая 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами. Замена денежной компенсации минимального размера дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней) не допускается за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (ст.126 ТК РФ).
При исчислении стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, учитывается только фактически отработанное в этих условиях труда время (ст.121 ТК РФ).
Дополнительный оплачиваемый отпуск, как правило, приурочивается к основному ежегодному оплачиваемому отпуску. Их суммарная продолжительность не ограничивается.
Повышенный размер оплаты труда
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст.147) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, т.е. с условиями труда отнесенными по результатам СОУТ к классам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 4 устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4% тарифной сетки (оклада) работников с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации), либо коллективным договором, трудовым договором.
Определение размеров дополнительных страховых тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Федеральным законом от 03.12.2012г. №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» с 2013г. установлены дополнительные страховые тарифы с выплат работникам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Размеры этих дополнительных тарифов составляют:
- в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 ст.30 закона №400-ФЗ, в 2013г. 4%; в 2014г. 6%; в 2015г. 9%;
- в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2-18 части 1 ст.30 закона №400-ФЗ, в 2013г. 2%; в 2014г. 4%; в 2015г. 6%;
Кроме того, Федеральным Законом от 28.12.2013г. №421-ФЗ с выплат работникам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, с 2014г. введена в действие вторая группа дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, зависящих от классов условий труда, установленных по результатам СОУТ. Их размеры составляют (в процентах от выплат работникам):
Классы условий труда по результатам СОУТ и размеры доп. Тарифов | ||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 |
0 | 0 | 2 | 4 | 6 | 7 | 8 |
Федеральным законом от 28.12.2013г. №426_ФЗ «О СОУТ» (ст.27 ч.4) определено, что эти же дополнительные тарифы должны применяться и организациями, которые до 2014г. провели аттестацию рабочих месть по условиям труда в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего закона.
В настоящее время действуют две группы дополнительных тарифов:
1-я для организаций, в которых не проводилось ни аттестация рабочих мест, ни специальная оценка условий труда;
2-я для организации, где проведена либо АРМ, либо СОУТ.
При этом необходимо иметь в виду следующее. Согласно ФЗ №421-ФЗ (ст.15 ч.4) установление по результатам АРМ оптимального (первого) и (или) допустимого (второго) класса условий труда работников, занятых на работах, перечисленных, в пунктах 1-18 части 1 ст.30 закона №400-ФЗ, не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов занятости работника на выше указанных работах , при условии начисления и уплаты страхователям (работодателям) за таких работников взносов с учетом дополнительных тарифов первой группы (9% или 6% в 2015г.). В противном случае рост стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии таким работникам, приостанавливается, так же, как и по работникам, условия труда которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам СОУТ и по ним принят нулевой дополнительный тариф.
Определение размеров скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве В соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер страхового взноса страхователя (работодателя) по этой системе страхования определяется размером страхового тарифа, уменьшенным (увеличенным) на размер скидки (надбавки). Страховые тарифы дифференцируются по группам видов экономической деятельности в зависимости от классов профессионального риска и ежегодно (один раз в три года) устанавливается Федеральным законом. В настоящее время все виды экономической деятельности, а соответственно им - организации распределены по 32 классам профессионального риска, для каждого из которых установлен размер страхового тарифа: от 0,2% от начисленной оплаты труда для первого класса профессионального риска до 8,5% для 32 класса профессионального риска. Размер скидок (надбавок) к страховому тарифу в соответствии с законом №125-ФЗ составляет до 40% от страхового тарифа и определяется по «Методике расчета скидок и надбавок...», утвержденной приказом Минтруда России от 01.08.2012г.№39н, страховщиком (Фондом социального страхования Российской Федерации и его региональными отделениями) на каждый очередной финансовый год по итогам деятельности страхователя за три предыдущих года. Расчет проводится на основе следующих показателей:
- показатель «а» - отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по данной системе страхования;
- показатель «в» - количество страховых случаев у страхователя на 1000 работающих;
- показатель «с» - количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом;
- отношение разницы числа рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, и числа рабочих мест, отнесенных по результатам СОУТ к вредным и (или) опасным классам условий труда, к общему количеству рабочих мест страхователя (коэффициент q1);
- отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра у страхователя (коэффициент q2).
Скидка или надбавка устанавливается в случае, если показатели «а», «в», «с» меньше (скидка) или больше (надбавка) значений трех аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя. Показатели рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Минтруда России в соответствии с пунк.6 «Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012г. №524.
Для страхователей, показатели которых соответствуют вышеотмеченным условиям установления надбавки, ее размер рассчитывается по следующей формуле:
Р(%) { (астр/авэд+встр/ввэд+сстр/свэд)/3 -1}х(1^1 )х(1^2)х 100.
При расчетных значениях (1-q1) и (или) (1-q2) равных нулю их значение устанавливаются в размере 0,1.
При Р > 40% надбавка устанавливается в размере 40%.
Для страхователей, показатели которых соответствуют условиям установления скидки, ее размер рассчитывается по формуле:
С(%) {1-(астр/авэд+встр/ввэд+сстр/свэд)/3} х^1 х^2х 100.
При С > 40% скидка устанавливается в размере 40%.
При наличии в предыдущем году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной год скидка не устанавливается.
Порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий
Финансирование предупредительных мер на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и финансовое обеспечение производится за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в текущем году и не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за прошедший год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в прошедшем году.
Сумма разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за год в целом, а именно, начисленные страховые взносы за текущий финансовый год за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации).
Виды финансируемых мероприятий
- проведение специальной оценки условий труда;
- реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- обучение по охране труда следующих категорий работников:
- руководителей организаций малого предпринимательства;
- работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее — типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г. № 13796);
- приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
- приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Прием заявлений и документов на финансовое обеспечение предупредительных мер
Представить заявление в Фонд социального страхования России возможно в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
C заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
К заявлению прилагаются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования (при согласовании с Фондом суммы финансирования предупредительных мер превышающей 8 млн. руб.);
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе:
Проведение специальной оценки условий труда
- Копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
- Копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.
- Страхователь вправе предоставить сведения о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
- Копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991) порядком, не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда).
- Копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах.
- Копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, не требующих приобретения оборудования — копию договора на проведение соответствующих работ.
Обучение по охране труда следующих категорий работников
- Список работников, направляемых на обучение по охране труда.
- Копия договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда и аккредитованной в установленном порядке, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н.
- Страхователь вправе предоставить копию уведомления Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны.
- Копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства.
- Копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке.
Одновременно со списками работников, направляемых на обучение по охране труда, работодатель представляет в региональное отделение Фонда документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников, к той или иной категории застрахованных, а именно:
- руководители организаций малого предпринимательства и работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек):
- копии приказов о назначении на должность руководителей организаций малого предпринимательства;
- справку о средней численности работников малого предприятия за прошедший календарный год;
- копии приказов о возложении на работников организаций малого предпринимательства обязанностей специалиста по охране труда;
- руководители (в т.ч. руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений:
- копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений;
- руководители и специалисты служб охраны труда организаций:
- копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- члены комитетов (комиссий) по охране труда:
- копии приказов работодателя об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иные уполномоченные работники представительных органов:
- выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств
- - перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
- - перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991) порядком, не истек, то с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда), с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
- - копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации (декларированию).
Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
- Заключительный акт по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.
- Списки работников, направляемых на санаторно — курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте.
- Страхователь вправе предоставить копию лицензии организации, осуществляющей санаторно — курортное лечение на территории.
- Копии договоров (счетов) на приобретение путевок.
- Калькуляция стоимости путевки.
Проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
- Копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного работодателем в установленном порядке.
- Копию договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
- Страхователь вправе предоставить копию лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, для которых указанное питание и витаминные препараты предусмотрены Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания и бесплатную выдачу витаминных препаратов в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н
- Перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня.
- Номер рациона ЛПП.
- График занятости работников, имеющих право на получение ЛПП.
- Копии документов о фактически отработанном работниками времени в особо вредных условиях труда.
- Копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП на планируемый период.
- Копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в подразделениях страхователя.
- Копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП.
Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры)
- Копию локального нормативного акта о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников.
- Страхователь вправе предоставить копию лицензии страхователя на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников или копию договора с организацией, оказывающей услуги по проведению предсменных (предрейсовых) осмотров работников с приложением лицензии на право осуществления указанного вида деятельности.
- Копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров.
Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)
- Страхователь вправе предоставить копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок (при наличии) и (или) копию документа, подтверждающего соответствующий вид экономической деятельности страхователя.
- Перечень транспортных средств (далее — ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием их государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении ТС последнего технического осмотра.
- Копии паспортов ТС.
- Копию свидетельства о регистрации ТС в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
- Копии счетов на оплату приобретаемых тахографов.
Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи
- перечень приобретаемых медицинских изделий с указанием количества и стоимости приобретаемых медицинских изделий, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектацией аптечками (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2011 г. № 20452)».
Копии документов должны быть заверены печатью страхователя.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении (далее — решение) принимается:
а) по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 000, 00 тыс. рублей включительно — территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
б) по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 000, 00 тыс. рублей — территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.
Причины для отказа
Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
- Если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
- Представленные документы содержат недостоверную информацию;
- Если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
- При представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа текущего года, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с приложением полного комплекта документов.
Отчетные документы
Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.
Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Список литературы
- Федеральный закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
- Трудовой Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 января 2014г.).
- Приказ Минтруда России от 24 января 2014г. №33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014г. №290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти особенностей».
- Приказ Минтруда России от 07.02.2014г. №80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условия труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
- Федеральный Закон от 28.12.2013г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О специальной оценки условий труда».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».
- Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.02.2014г. №НП-30- 26/1707.
- Федеральный Закон Российской Федерации от 03.12.2012г. №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- Приказ Минтруда России от 01.08.2012г. №39н «Об утверждении методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное специальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2012г. №524 «Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон от 14.12.2015 № 383-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год»;
- Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 № 580н (далее Правила);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.09.2014 № 598н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Наименование организации
ПРИКАЗ
от г №
Об утверждении состава комиссии по
проведению специальной оценки условий
труда и графика проведения специальной
оценки условий труда
В целях реализации положений Трудового Кодекса РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Создать постоянно действующую комиссию по проведению специальной оценки условий труда в составе*:
Председатель комиссии | _________________________________________ (ФИО, должность) |
Члены комиссии | _________________________________________ (ФИО, должность) |
_________________________________________ (ФИО, должность) | |
_________________________________________ (ФИО, должность) | |
_________________________________________ (ФИО, должность) |
2. Утвердить график проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
3. Комиссии организовать работу по проведению специальной оценке условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.
4. Руководителем структурных подразделений предоставлять всю необходимую информацию и документацию для проведения специальной оценки условий труда.
5. Обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации относящейся к целям специальной оценки условий труда.
6. Завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении не позднее «____» ______________г.
7. Контроль выполнения приказа оставляю за собой.
Директор
С приказом ознакомлен:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
«Утверждаю» ____________
«__» ________ 20__г.
График
проведения специальной оценки условий труда
№ п/п | Этапы работ | Сроки |
1. | Начало проведения работ по специальной оценке условий труда | |
2. | Подготовка и утверждение перечня рабочих мест на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Подготовка материалов, справок и иной документации для организации – исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом. |
|
3. | Декларирование соответствия условий труда | |
4. | Проведение экспертами выбранной организации-исполнителем идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (измерений) идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости). | |
5. | Рассмотрение и утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда. | |
6. | Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Протокол №
от года
Заседания комиссии по утверждению перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда
Комиссия в составе:
Председатель комиссии: | |
Члены комиссии: | |
Рассмотрели вопрос об утверждении перечня рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда.
Комиссия путем рассмотрения всех рабочих мест пришла к выводу утвердить следующий перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте.
№ п.п | Рабочее место | Количество рабочих мест | Количество аналогичных рабочих мест |
1 | Директор | 1 | |
2 | Главный бухгалтер | 1 | |
3 | Бухгалтер | 1 | 1 |
4 | Специалист по кадрам | 1 | |
5 | Воспитатель (группа №2) | 1 | 2 |
6 | Младший воспитатель (группа №2) | 1 | 2 |
7 | Библиотекарь | 1 | |
8 | Зам. директора по УВР | 1 | |
9 | Социальный - педагог | 1 | 1 |
10 | Педагог - психолог | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Заявление
Сведения о страхователе _______________________________________________________
(полное наименование страхователя в соответствии с учредительными документами)
Регистрационный номер страхователя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н прошу разрешить финансировать в 2014__ году в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников согласно представленному плану финансирования в размере _______________ рублей.
Обязуюсь обеспечить целевое использование средств и документально подтверждать обоснованность произведенных расходов в ежеквартальных отчетах по установленной форме, представляемых в
________________________________________________________________________________
Наименование филиала ГУ - НРО ФСС РФ
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. План финансирования предупредительных мер на 2014 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на ______ листах.
2. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда в организации (учреждении), проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ..
Руководитель
____________________ _________________ __________________________
наименование страхователя подпись Фамилия и инициалы
"_____" __________20__ г.
М.П.
Заявление принял
____________________ _________________ "_____"______________20__ г.
Фамилия и инициалы подпись дата приема заявления
Штамп исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации, который принял заявление
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
План
финансирования в 201__ году предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
______________________________________________________________
(наименование страхователя)
№ п/п | Наименование предупредительных мер | Обоснование для проведения предупредительных мер (приказ страхователя, коллективный договор, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и т.п.) | Срок исполнения | Планируемые расходы, руб. | ||||
всего | в том числе по кварталам | |||||||
I | II | III | IV | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Руководитель Главный бухгалтер
_______________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
"___" _________20__ год
СОГЛАСОВАНО
Руководитель___________________________________ __________________
(наименование исполнительного органа Фонда (подпись) (Ф.И.О.)
социального страхования Российской Федерации)
"___" _________201__ год
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
«СОГЛАСОВАНО» | “УТВЕРЖДАЮ” | ||||||||||||||||
Председатель профсоюзной организации | Руководитель образовательного учреждения | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
(подпись) | (Ф.И.О.) | (подпись) | (Ф.И.О.) | ||||||||||||||
“ | ” | 200 | г. | “ | ” | 20 | __г. | ||||||||||
Председатель комитета (комиссии) по охране труда | |||||||||||||||||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||||||||||||||||
“ | ” | 20 | г. |
Наименование подразделения, рабочего места | Наименование мероприятия | Назначение мероприятия | Источник финансирования | Ответственный за выполнение мероприятия | Срок выполнения | Службы, привлекаемые для выполнения мероприятия | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по улучшению и оздоровлению условий труда в организации
Председатель аттестационной комиссии | ||||
(подпись) | (Ф.И.О.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Перечень профессий и должностей работников учреждения (организации), которых в соответствии с типовыми отраслевыми нормами необходимо обеспечить в 20___ году средствами индивидуальной защиты, смывающими или обезвреживающими средствами
Профессия или должность | Наименование СИЗ | Норма выдачи на одного работающего | Всего работающих по указанной профессии или должности | Всего планируется приобрести СИЗ | Основание ( №, дата постановления Минтруда, пункт типовых отраслевых норм) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Итого | Х | Х |
|
| Х |
«СОГЛАСОВАНО» | “УТВЕРЖДАЮ” | ||||||||||||||||||
Председатель профсоюзной организации | Руководитель образовательного учреждения | ||||||||||||||||||
(подпись) | (Ф.И.О.) | (подпись) | (Ф.И.О.) | ||||||||||||||||
“ | ” | 200 | г. | “ | ” | 200 | г. | ||||||||||||
Председатель комитета (комиссии) по охране труда | |||||||||||||||||||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||||||||||||||||||
“ | ” | 200 | г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗДЕЛ 5. Организация работ по охране труда Тема 5.1. Особенности обеспечения безопасности условий труда
Содержание:¨Травматизм. Производственный травматизм¨Анализ причин травматизма¨Классификация производственных травм , несчастных случаев¨Причины НС...
Специальная оценка условий труда
28 декабря 2013 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и Федеральный закон N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акт...
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он заменил аттестацию рабочих мест новой процедурой. Но, как и в любом друг...
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он заменил аттестацию рабочих мест новой процедурой. Но, как и в любом друг...
Презентация Специальная оценка условий труда. Нормативная база и основные процедуры.
Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей Об утверждении Порядка ф...
Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Сестринское дело курс 1 2018-2019
Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Се...
Опорные конспекты для проведения занятий по дисциплине ОУД. 13 Основы финансовой грамотности для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Опорные конспекты для проведения занятий по дисциплине ОУД. 13 Основы финансовой грамотности для специальности 34.02.01 Сестринское дело...