Конспект урока "Ленинградская"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Наталия Ивановна Сахарова

Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича. Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда.

Урок проводится в Музее Боевой Славы, что создает особую обстановку урока. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningradskaya.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальный образ»

«Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича»

Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;

-Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;

-Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ

Развивающие:

-Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения;  связей музыки с литературой, историей.

-Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;

- Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.

Воспитательные:

-Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;

-Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: портрет композитора, схема анализа музыкального произведения, презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор.

Музыкальный материал:

Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича.

Песня  «О той весне».

Методы:

Словесные, наглядные, метод эмоциональной драматургии, интонационный анализ художественных произведений.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме, вокально-хоровая работа, составление синквейна, рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(2 мин)

У: Добрый день, дорогие ребята!

Сегодняшний урок, я хотела бы начать с эпиграфа, записанного на доске

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» (Д.Шостакович).

Постановка проблемного вопроса

- Посмотрите на иллюстрации. Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?

(Творчеству Д.Д. Шостаковича, военным песням, Симфонии №7)

Основная часть:

Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.

Видеоролик (фрагменты ВОВ)

Учитель: Ребята, вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1-15)

Ученица читает стих

22 июня

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть… (Д. Попов)

Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам…» оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович.

Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича)

3). Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Композитор жил в те дни в здании консерватории на казарменном положении. Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал, укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 16-17) 

Учитель: Настоящими героями этой войны были дети, которые в эти страшные годы не прекращали учёбу. (слайд 17-22)

В душе композитора, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей «Седьмой симфонии». (слайд 23)

 (дети читают статью о создании Симфонии №7)

Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. слайд 24 

« Моему родному городу Ленинграду посвящается», - было написано  Шостаковичем  на партитуре 7-ой Симфонии).

В августе 1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.

(слайд 25-28)

 (дети читают статью о первом исполнении Симфонии №7)

Слушание

Учитель: Слушаем  Седьмую Симфонию (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.

4) Первичная проверка понимания

1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент?

2. Сколько вы услышали музыкальных образов в этом произведении?

3. Какие чувства передаются в музыке?

4. Как изменяется тема?

5. Какой главный инструмент?

6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Анализ музыкального произведения

Учитель: Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенная. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

5). Первичное закрепление.

  • Повторное слушание
  • Составление Синквейна

Учитель: В память о блокаде Ленинграда написано много строк, песен и воздвигнуто огромное количество памятников и мемориалов. (слайд 29-36)

Давайте и мы почтим память погибших ВОВ.

(минута молчания)

Чтение стихотворения учащейся 

«Верим в Победу»

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,

А своё получит от войны:

Скоро даже дни, не только ночи,

Станут, станут для него черны!

(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)

Слушание песни «Ленинградки»

6). Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни

«О той весне».

Исполнение песни “О той весне” – видео

7). Рефлексия (2 мин)

Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения:

Для меня было открытием то, что ……

Особенно мне понравилось…….

Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...