Конспект урока "Ленинградская"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича. Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда.
Урок проводится в Музее Боевой Славы, что создает особую обстановку урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leningradskaya.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыкальный образ»
«Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича»
Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;
-Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;
-Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ
Развивающие:
-Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; связей музыки с литературой, историей.
-Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;
- Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.
Воспитательные:
-Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;
-Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: портрет композитора, схема анализа музыкального произведения, презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор.
Музыкальный материал:
Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича.
Песня «О той весне».
Методы:
Словесные, наглядные, метод эмоциональной драматургии, интонационный анализ художественных произведений.
Виды деятельности учащихся: слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме, вокально-хоровая работа, составление синквейна, рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(2 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята!
Сегодняшний урок, я хотела бы начать с эпиграфа, записанного на доске
«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» (Д.Шостакович).
Постановка проблемного вопроса
- Посмотрите на иллюстрации. Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?
(Творчеству Д.Д. Шостаковича, военным песням, Симфонии №7)
Основная часть:
Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.
Видеоролик (фрагменты ВОВ)
Учитель: Ребята, вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1-15)
Ученица читает стих
22 июня
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть… (Д. Попов)
Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам…» оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович.
Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича)
3). Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Композитор жил в те дни в здании консерватории на казарменном положении. Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал, укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 16-17)
Учитель: Настоящими героями этой войны были дети, которые в эти страшные годы не прекращали учёбу. (слайд 17-22)
В душе композитора, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей «Седьмой симфонии». (слайд 23)
(дети читают статью о создании Симфонии №7)
Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. слайд 24
« Моему родному городу Ленинграду посвящается», - было написано Шостаковичем на партитуре 7-ой Симфонии).
В августе 1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.
(слайд 25-28)
(дети читают статью о первом исполнении Симфонии №7)
Слушание
Учитель: Слушаем Седьмую Симфонию (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.
4) Первичная проверка понимания
1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент?
2. Сколько вы услышали музыкальных образов в этом произведении?
3. Какие чувства передаются в музыке?
4. Как изменяется тема?
5. Какой главный инструмент?
6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку?
Анализ музыкального произведения
Учитель: Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенная. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
5). Первичное закрепление.
- Повторное слушание
- Составление Синквейна
Учитель: В память о блокаде Ленинграда написано много строк, песен и воздвигнуто огромное количество памятников и мемориалов. (слайд 29-36)
Давайте и мы почтим память погибших ВОВ.
(минута молчания)
Чтение стихотворения учащейся
«Верим в Победу»
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)
Слушание песни «Ленинградки»
6). Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни
«О той весне».
Исполнение песни “О той весне” – видео
7). Рефлексия (2 мин)
Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения:
Для меня было открытием то, что ……
Особенно мне понравилось…….
Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...