Диагностика метапредметных результатов
статья на тему

Кузьмина Ольга Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования…»

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_uud.docx49.78 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика

метапредметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования…»

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.  

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи. 

Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

Виды метапредметных результатов

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок.

Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д.

Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Работать с прослушанным/прочитанным текстом: определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

Выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

Осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

Оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);

Сделать электронную презентацию.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми.

Владение монологической и диалогической формами речи.

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

 

При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД. Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

Цели и задачи проведения диагностики

Цель диагностики уровня сформированности УУД -получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи:

  1. Изучить сформированность УУД учащихся в разных возрастных группах.
  2. Определить уровни развития основных УУД.
  3. Выявить «группу риска» учащихся в разных возрастных группах.
  4. Выявить условия, способствующие формированию и наилучшему развитию основных УУД учащихся на разных этапах обучения.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состояниии проблемах,имеющихся в образовании ребенка. 

Результаты диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты диагностики дают возможность учителю:

  • скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
  • определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД);
  • увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

При составлении диагностической работы необходимо подбирать задания чтобы отследить сформированность УУД.

·   

Познавательные УУД

Задание 1. Пользуясь картами атласа, определите географические координаты объектов. Данные занесите в таблицу.

Название географического объекта

Географические координаты

широта

долгота

г. Якутск

влк. Везувий

г. Народная (Урал)

г. Москва

г. Сидней

Задание 1 проверяет умение из отдельных деталей сложить целостный объект.

Ключ оценивания

0 - Не осуществляет составления целого из частей

1- Осуществляет составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов с незначительными ошибками

2 - Осуществляет составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Задание 2. Пользуясь картами атласа, определите по уже имеющимся координатам название географического объекта. Данные занесите в таблицу.

Название географического объекта

Географические координаты

широта

долгота

00 с. ш.

50з. д.

300 с. ш.

32в. д.

340 ю. ш.

20в. д.

160 ю .ш.

52в. д.

340 ю. ш.

19в. д.

Задание 2 проверяет умение из отдельных деталей сложить целостный объект.


Регулятивные УУД;

Задание 1. Прочитайте  и определите, о чем идет речь.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звёзды –

В нем всё отражается…

Как это зеркало называется?

Задание 1 проверяет умение строить действие в соответствии с целью.

Задание 2. Попробуйте сами записать термин, что такое озеро.

Озеро – это…

Задание 2. проверяет умение выполнять действия по задуманному плану самостоятельно.

Ключ оценивания

0 – Не может оценить правильность выполнения учебного действия, соотнести результат с поставленной целью

1 – Есть расхождения между внешней и личной оценкой полученного результата и его соответствия цели учебного действия

2 - Есть осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; есть осознание качества и уровня усвоения; адекватно оценивает правильность выполнения действия

Коммуникативные УУД по всем предметам

Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему. «подготовь рассказ...»;
«опиши устно...»;
«объясни...» и т. д. 

.

Регулятивные УУД

  1. а) Ученик решал уравнение 8 · 2х = 4 так:

 8· 2х=4;

2х =8: 4 ;

  2х = 4;

 х = 4: 2;

  х = 2.

Найди ошибку в решении.

б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:

2(х+1)=18                         2(х+1)=18

2х+1=18                            2х+2=18

2х=18-1                            2х=18-2

2х=17                                2х=16

х=17: 2                              х=16: 2

х=8,5                                 х=8

Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.


Познавательные УУД

1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

2. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

.


Диагностика считается неотъемлемым компонентом образовательного процесса, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление образовательным процессом.

Не менее важным является анализ результатов диагности – лн направлен не на выявление ЗУН , а на сформированность УУД


Анализ входной диагностической работы в 6 классе

Класс  6

Учитель____ ___________

В классе по списку____ человека.

Писали работу______ человека.

Отсутствовали _____  человек.

Цель работы – выявить уровень форсированности метапредметных УУД

Задачи - установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения

Распределение заданий по формированию УУД:

познавательных и регулятивных.

Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД).

Задания В1 – В4 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях).

Задания С – задание с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).

Задания, контролирующие сформированность универсальных учебных действий:

Кол-во

баллов

Познавательные УУД

 

А1 – А10;  часть 2 1-4

Регулятивные УУД

 

А1 – А10

Коммуникативные УУД

 

Часть 2 1-4  часть 3


 

Познавательные УУД

0- 6 баллов - низкий уровень сформированности

7-18 баллов - базовый уровень сформированности

19-23 баллов – повышенный уровень сформированности

Регулятивные УУД

0-1 баллов - низкий уровень сформированности

2 – 6 баллов - базовый уровень сформированности

7 -10 баллов – повышенный уровень сформированности

Коммуникативные УУД

0-2 баллов - низкий уровень сформированности

3 – 7 баллов - базовый уровень сформированности

8 -11 баллов – повышенный уровень сформированности

п/п

ФИ

ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Личностные УУД

1.

2.

3.

Итого по классу в %

Уровень сформированности УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Личностные УУД

повышенный

%

%

%

%

базовый

Низкий

Вывод: из таблицы видно, что учащиеся в целом справились с предложенной работой и показали высокий и достаточный уровень сформированности предметных и метапредметных результатов

Показали повышенный уровень  сформированности УУДучащихся,

базовый уровень - учащихся,

низкий уровень -  учащихся

Из таблицы видно, что учащиеся показали достаточный уровень сформированности метапредметных результатов.

К возможным причинам затруднений при выполнении заданий, предполагающих решения учебно-практических и учебно-познавательных задач можно отнести следующее:

умение находить в тексте и структурировать информацию (процент сформированности - 67%);

умение приводить примеры из исходного текста для заполнения таблицы (процент выполнения - 59%); при решении задач использование знако-символических средств,

 составление  кластера (процент выполнения - 67%);

умение определять последовательность действий и составлять план,

уметь осуществлять анализ,обобщать, сравнивать, выявлять аналогии (процент сформированности - 67%)

Выводы и рекомендации.


Чтобы проанализировать работу необходимо разработать критерии.


Критерии диагностики данной работы

   

Входная  диагностическая работа нацелена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий.

Вид контроля: контроль входной

Форма контроля:  комплексный тест

     Контроль познавательных УУД:

а)  представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы) – задания № 1,   2,   3,   5,  7,  11,;

б)  сравнивать объекты и умение устанавливать соответствие между разными объектами – задания № 4,  10,  12;

в)  умение группировать, классифицировать – задание № 6;

г)  установление причинно-следственных связей – задание № 8.

     Всего:  11 заданий (29 баллов – 100%).

Повышенный уровень познавательных УУД:  29-22 баллов (100% - 80%);

Базовый 12-21 баллов (75% - 50%);

низкий :  11 и меньше (45% и меньше).

     Контроль регулятивных УУД:

а)  умение работать по плану, сверяясь с целью – задания № 3,  4,  5;

б)  определять цель, планировать деятельность в учебной ситуации – задание № 9;

     Всего:  4 заданий (12 баллов – 100%).

 Повышенный уровеньрегулятивных УУД:  12 – 10 баллов (100% - 80%);

Базовый :  7-6 балла (75%-50%);

Низкий   5 и меньше (45% и меньше).

     Контроль коммуникативных УУД:

а)  сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (работа в паре, группе) – задания № 4,  7,  11;

б)  умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами –

задания № 6,  8,  9.

     Всего:  6 заданий  (16 баллов – 100%).

 Повышенный коммуникативных УУД:  16 – 13 баллов (100% - 80%);

Базовый    12 – 8 баллов (75% - 50%);

Низкий7 балла и меньше (45% и меньше).

     Контроль личностных УУД:

а)  аргументировано оценивать свои и чужие поступки – задания №  9;

б)  эстетическое выполнение задания (рисунок) – задание № 3;

в)  знание основных моральных норм (нравственно-этическая ориентация), умение выбирать, как поступить –задание № 11;

г)  умение адекватно оценивать результаты своей деятельности по заданным критериям (самоопределение) –задание № 13;

     Всего:  4 заданий (10 баллов – 100%).

Повышенный личностных УУД:  10 – 8 баллов (100% - 80%);

Базовый :  7 – 5 баллов (75% - 50%);

Низкий 4 балла и меньше (45% и меньше).

п/п

ФИ ученика

Познавательные  УУД

Регулятивные УУД

Коммуникатив-ные  УУД

Личностные УУД

п

б

н

п

б

н

п

б

н

п

б

н

1.

2.

Итого по классу в %

 

 

 

 


на основе анализ составляется план работы по коррекции  УУД на учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией (вариант 1).

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6576080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"326"}}]]      [[{"type":"media","view_mode":"media_...

Диагностика метапредметных результатов 5 класс 2016-2017 уч.год

Какие же появляются новые формы и методы оценки в соответствии с ФГОС?    Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь, вместо репродуктивных заданий (воспроизведен...

Справка по диагностике метапредметных результатов ООП ООО

Справка по диагностике метапредметных результатов ООП ООО...

Диагностика метапредметных результатов

Диагностика Метапредметных УУД Методика  П.Ч.Гальперин, С.Л.КобыльницкаяМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...

Диагностика метапредметных результатов.

С помощью различных методик, в программе Microsoft Excel, проведена диагностика метапредметных результатов,одного класса на протяжении трех лет....

Диагностика метапредметных результатов

Как проводится диагностика метапредметных результатов...