ЗПР
консультация на тему

Марченко Ольга Викторовна

Что нужно знать о ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, воображение, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Что страдает:

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Особенности развития детей с ЗПР:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы -ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания:  неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность) обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
  • нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • особенности памяти –   дети с ЗПР лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.
  • проблемы речи – недостаточный темп развития речи. Особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение её лексико-грамматической стороны.
  • отставание в развитии всех форм мышления –обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Кто эти дети:

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два «лагеря»:

  1. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжёлые условия жизни).
  2. Другие авторы связывают отставание в развитии с лёгкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Правильнее всего учитывать и те, и другие факторы. Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие:

  • неблагоприятное течение беременности:
  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
  • патология родов:
  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.
  • Социальные факторы:
  •     педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Типы задержки:

  1. ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы (психический инфантилизм). Такой ребенок несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в её отсутствие чувствует себя беспомощным. Ребёнку трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой ребёнок может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
  2. ЗПР соматогенного происхождения –ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние ребёнка тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.
  3. ЗПР психогенного происхождения – основная роль отводится социальной ситуации развития ребёнка. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребёнку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере ребёнка таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения – основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место минимальная мозговая дисфункция –  комплекс лёгких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности. Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР:

  1. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчётливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса (злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает).
  2. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Обязательно давать некоторое время для обдумывания на поставленный вопрос.
  4. Большой и сложный материал необходимо разделять на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать воспитанника на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить деятельность на занятии использованием зрительных опор  (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия  и внимания снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10.   Необходима тщательная подготовка перед каждым этапом занятия. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11.   Помнить об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз       (через 7-10 минут).
  12.   Не нужно давать на занятии более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  13.    Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приёмы неожиданности (стук, хлопки, колокольчик и т.п.).
  14.    Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях  игровую ситуацию.
  15.    Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  16.    Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
  17.    Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ЗПР.
  18.    Все приёмы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

Успеха и крепчайшего здоровья,

дорогой педагог!

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=178575804-32-72&n=21

Информация подготовлена

педагогом-психологом

МБДОУ  №5 «Звёздочка» г. Охи

О.В. Марченко