Возможности применения песочной терапии с ОВЗ и ТМНР в индивидуальной и групповой работе
статья по психологии

Архипова Анна Дмитриевна

Краткое описание методической разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozm.prim_._p.t.docx360.53 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Методическая разработка авторской развивающей программы: «Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР»

Выполнила Архипова Анна Дмитриевна,

Педагог-психолог, член Ассоциации песочной терапии СПБ.

 «Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР»

 «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». К. Г.Юнг

     «Выражение человеком своих чувств - важный показатель понимания им мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития». Чаще всего раскрываться человеку мешает застенчивость, неконтактность,  агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний человека. У человека создается свой маленький, но безопасный мир. И в этом мире можно увидеть все мысли и эмоции человека, его отношение к окружающему миру, его эмоциональное состояние. 

   Как мы знаем, человек особенно может нуждаться в помощи психолога или психотерапевта, если:

  • у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;
  • возникают нервные тики и неврозы;
  • неадекватное поведение;
  • заниженная самооценка;
  • сложные отношения с родителями, с детьми, с семьей и т.п.
  • бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;
  • перенесенная психологическая травма или насилие.

Хотелось бы показать и следующее - для того чтобы раскрыться эмоциями, не дать «углубиться» в себя до потери оптимизма и радости к жизни помогает общение с психологом через «игру в песок». Песок обладает способностью струиться и уводить в землю негативные переживания и страхи. Поэтому результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи  психотерапевта или психолога, который ненавязчиво подталкивает человека к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку человека и помогают ему самоутвердиться в обществе. Песочная терапия не ставит цель переделать человека, а позволяет через игру научиться быть самим собой.

Психологическая  целесообразность   песочной терапии в том,                                                       что   по мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир человека. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет такому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие человеку. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения человека в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.

      Проводившиеся занятия в 2017 году по психологическому консультированию, развитию использовалась песочная терапия в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района с ОВЗ и ТМНР в индивидуальной и групповой работы. На основании этих занятий была разработана авторская программа по песочной терапии с ОВЗ и ТМНР. Работая по этой программе отмечает  хорошее  и благоприятное влияние на  психическое и эмоциональное состояние реабилитуемого. Исследуя и работая с ОВЗ и ТМНР было замечено, что на песке клиентам легче воспринимать такие разделы как:

-«Песочная геометрия»

-«Сказочные буквы»

-«Веселый счет»

-«Подводный мир»

-«Я и мое отражение»

-«Времена года»

 Здесь представлены только некоторые разделы данной программы. Такие занятия можно использовать, как развивающие игры.

      Для осуществления этой программы были поставлены следующие цели и задачи песочной терапии для работы с ОВЗ и ТМНР:

Цель и задачи песочной терапии.

Цель песочной терапии - стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния и развитие высших психических функций.

 Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, человек создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных людей).
  • формирование навыков саморегуляции.

И для того, чтобы видеть на сколько быстро продвигается осуществление целей и задач у клиентов с ОВЗ или ТМНР ведется дневник наблюдений. Как вы видите, возможностей применения песочной терапии на самом деле различны. Важно какую цель и какие задачи вы поставите и хотите осуществить. Так же данная программа может использоваться для любого возраста с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Презентация к уроку:" Организация индивидуальной и групповой работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола"

Презентация к уроку английского языка в 5 классе. На уроке систематизируются и обобщаются изученные времена английского гланола....

Использование интерактивной доски на уроках английского языка как методическая проблема. Выбор: индивидуальная или групповая работа?

В этой статье я представляю свой опыт работы в группе с  использованием  интерактивной доски  и мобильного класса....

«Особенности применения песочной терапии при обучении детей с ОВЗ»

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с данным видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика по всем странам мира. В результате, на первый пл...

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В статье раскрывается значение и методика организации коррекционно-развивающих занятий с применением песочной терапии для детей с расстройствами аутистического спектра, которые позволяют снижать трево...