Мастер производственного и личностно-ориентированный подход в обучении.
материал на тему
Повышение требований к подготовке квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования вызывает необходимость применения таких средств и методических приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием учебного материала), во-вторых целенаправленно формировать умственные компоненты трудовой деятельности, воспитывать творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для производства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_master.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Мастер производственного обучения и личностно-орентированный подход в обучении»
1.Введение
Актуальность и перспективность:
Повышение требований к подготовке квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования вызывает необходимость применения таких средств и методических приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием учебного материала), во-вторых целенаправленно формировать умственные компоненты трудовой деятельности, воспитывать творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для производства.
В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешное формирование у них технического мышления, профессионального мастерства, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.
Формирование этих черт обеспечит осознанное восприятие учащимися учебного материала, способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решения в разнообразных производственных ситуациях.
Универсальных методов обучения не существует. Однако при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать привлечению учащихся к активной творческой самостоятельной деятельности при личностном подходе к ним.
2.Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учащихся. Признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, суть личностно-ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современного профессионального образования. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:
1)использование субъектного опыта учащегося;
2)актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания;
3)вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
4)обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта мастера и учащихся на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения;
5)создание ситуации успеха (на каждом уроке учащийся должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
6)создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны мастера, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).
3.Основополагающие принципы.
- научность;
- системность;
- открытость;
- перспективность;
- проведение уроков производственного обучения на основе применения элементов личностно-ориентированных технологий;
- развитие, воспитание личности учащихся, реализация творческого потенциала личности учащихся;
- создание условий для познавательной активности и творческой деятельности учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
4.Система работы
Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках производственного обучения и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
В наше время личностно - ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
В последние годы получила распространение модель развивающего образования, в которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к учащимся – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической школы.
5. Создание развивающей среды на уроках производственного обучения и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.
На уроках производственного обучения (Приложение 1) активно применяются современные педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, где акцент делается на личность учащегося, развитие его творческого потенциала, самостоятельности, формирование устойчивого познавательного интереса к выбранной профессии, разные формы контроля деятельности учащихся (тестирование, фронтальный опрос, заполнение карточек-заданий, зачет по изученным темам, семинарские занятия). Внеклассные мероприятия также способствуют формированию и развитию общих компетенций учащихся, это:
- участие в олимпиаде профессионального мастерства по профессии, где учащиеся показывают достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций,
- участие в предметной неделе кулинарии и товароведения, где учащиеся участвуют в выставке «Дары осени», выполняя поделки из природного материала, оформляют тематические альбомы и рефераты;
- участие в городском конкурсе «Моя профессия»,
- участие учащихся в мероприятиях, профессиональной направленности, проводимых мастером: которые способствуют расширению представлений о выбранной профессии.
6.Результативность:
Интерес к профессии успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учащимся посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний:
Также поможет повысить уровень профессионального образования учащихся.
Список используемой литературы литературы
1. Адамский А., Днепров Э., Кинелев В. Как реформировать образование?: Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Учит, газета. - 1997. - № 33-34. -С. 3-8.
2. Алексеев H.A. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. унта, 1996.- 216 с.
3. Алексеев H.A. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. . д-ра пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. - 40 с.
4.Е.Л., Теребулина H.A., Хаев Б.Е. Основы проектирования эффективности учебного процесса. М.: НПП «Просвещение», 1992.- 42 с.
5.Железнякова Т.П., Яшканова В.И. Личностно-ориентированное обучение // Проф. образование – № 8, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.
В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....
Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения
Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...