РАБОТА С ТЕКСТОМ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Вашему вниманию предлагаю мастер- класс по работе с текстом на уроке обществознания по теме «Глобальные угрозы современности»
Практическая работа.
- Внимательно прочтите текст и разделите на смысловые части. Составьте тезисный план к тексту.
Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями,порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.
Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что необходимо предпринять для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития.
Современный экологический кризис выражается в загрязнении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении многих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель.
Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование социальной системы.
Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз.. Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых — огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.
Предотвращение мировой войны предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;
Преодоление экономического и культурного неравенства между народами, населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха.
Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах.
- Выпишите из текста новые термины. С помощью учебника, ресурсов Интернет найдите определение.
- На основе текста заполните таблицу.
Глобальные проблемы | Сущность | Пути решения |
- На основе текста дополните схему
- Проанализируйте диаграмму и сформулируйте три возможных вывода
- На основе текста попробуйте показать взаимосвязь глобальных проблем
- Подберите аргументы за и против, к представленному суждению:
«Человек уже не способен приостановить нарастающую угрозу экологических проблем?»
Аргументы за | Аргументы против |
Рабочий лист
Задание №1
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимально 2 балла _____________________
Задание №3
Глобальные проблемы | Сущность | Пути решения |
Максимально 12 баллов___________________
Задание №4
Максимально 4 балла ________________________
Задание №5
1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимально 6 баллов _____________________________
Задание №6
Максимально 3 балла ________________________
Задание №7
«Человек уже не способен приостановить нарастающую угрозу экологических проблем?»
Аргументы за | Аргументы против |
С заданием не справился | Было сложно | Задание не вызвало затруднений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...