Развитие мелкой моторики рук на занятиях бисероплетения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук на занятиях бисероплетения
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пытают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
(В.А. Сухомлинский)
Одним из немаловажных аспектов развития школьников младших классов является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей младшего школьного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из видов такого рукоделия является работа с бисером.
Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия.
Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. Как только ни называют бисер - волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер — это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Бисероплетение - занятие увлекательное и полезное, доступно детям младшего школьного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.
Значение этого увлекательного процесса очень велико, занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.
Составляя план работы с младшими школьниками, необходимо, учитывать уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого - к сложному», разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивацию изготовления поделок.
Работу необходимо начинать с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Осваивание техники плетения необходимо начинать из мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки.
Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. После чего как дети освоят простое низание, идет усложнение и знакомство с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники плетения дети учатся работать со схемой, проговаривать свои действия, упражняться в счете.
Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, произвольно направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.
Таким образом, занятия с бисером:
- способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
- знакомят с особенностями художественного языка;
- развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
- развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
- способствуют обогащению словаря.
Бисероплетение достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Занятия по бисероплетению играют положительную роль в развитии мелкой моторики рук у младших школьников, помогают справиться с плохим настроением, развить творческие способности. И не будем забывать - развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Мы проявляем их при решении любых возникающих в нашей жизни задач, вне зависимости от их конкретного содержания.
Список литературы:
- Ликсо Л.Н. Бисер. От простого к сложному. - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.
- Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). - М., 1974. - 112 с.
- Глозман Ж. М. Исследование механизмов речевой и моторной готовности / Ж. М. Глозман, А. А. Кисельников, Е. В. Созинова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 1. - С. 49 - 58.
- Данилова Е. Развитие моторики у детей // Педагогический вестник. - 2000. - №5. - С.11.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.,1973. - 105 с.
- Ю. Ладынина. Фигурки из бисера . Издательство «Культура и традиции».- 2004 - 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/19/picture-287670-1658247507.jpg)
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-425413-1589823471.jpg)
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744920-1453978014.jpg)
Развитие мелкой моторики рук на занятиях по бытовой адаптации
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук с помощью шнуровок, пуговичных тренажоров, игр с прищепками, пальчиковых игр и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/21/picture-1095737-1545358654.jpg)
Доклад на тему: "Бисероплетение - эффективный метод развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Занятие бисероплетением доступно и полезно детям любого возраста. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1294149-1606681865.jpg)
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики на занятиях бисероплетением"
Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1282307-1603656655.jpg)
Педагогический опыт. Развитие мелкой моторики рук на уроках средствами техники бисероплетения.
Педагогический опыт. Развитие мелкой моторики рук на уроках средствами техники бисероплетения....
Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"
Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...