Развитие мелкой моторики рук на занятиях бисероплетения
статья на тему

Лукьяненко Лариса Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук на занятиях   бисероплетения

                                                                                 

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пытают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

(В.А. Сухомлинский)

Одним из немаловажных аспектов развития школьников младших классов является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей младшего школьного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из  видов такого рукоделия является работа с бисером.

Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия.

Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. Как только ни называют бисер - волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер — это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.

Бисероплетение - занятие увлекательное и полезное, доступно детям младшего школьного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.

Значение этого увлекательного процесса очень велико, занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.

Составляя план работы с  младшими школьниками, необходимо, учитывать уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого - к сложному», разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивацию изготовления поделок.

Работу необходимо начинать с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Осваивание техники плетения необходимо начинать из мелких бусин и крупного бисера, так как  некоторым детям очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки.

Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. После чего как дети освоят простое низание, идет усложнение и знакомство с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники плетения  дети учатся работать со схемой, проговаривать свои действия, упражняться в счете.

Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, произвольно направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Таким образом, занятия с бисером:

- способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

- знакомят с особенностями художественного языка;

- развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,

- развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,

- способствуют обогащению словаря.

          Бисероплетение  достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Занятия по бисероплетению играют положительную роль в развитии мелкой моторики рук у младших школьников, помогают справиться с плохим настроением, развить творческие способности. И не будем забывать  -  развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Мы проявляем их при решении любых возникающих в нашей жизни задач, вне зависимости от их конкретного содержания.

Список литературы:

  1. Ликсо Л.Н. Бисер. От простого к сложному. - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.
  2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). - М., 1974. - 112 с.
  3. Глозман Ж. М. Исследование механизмов речевой и моторной готовности / Ж. М. Глозман, А. А. Кисельников, Е. В. Созинова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 1. - С. 49 - 58.
  4. Данилова Е. Развитие моторики у детей // Педагогический вестник. -  2000. - №5. - С.11.
  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.,1973. - 105 с.
  6. Ю. Ладынина. Фигурки из бисера . Издательство «Культура и традиции».- 2004 - 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Развитие мелкой моторики рук на занятиях по бытовой адаптации

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук с помощью шнуровок, пуговичных тренажоров, игр с прищепками, пальчиковых игр и т.д....

Доклад на тему: "Бисероплетение - эффективный метод развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"

Занятие бисероплетением доступно и полезно детям любого возраста. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение и...

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики на занятиях бисероплетением"

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной д...

Педагогический опыт. Развитие мелкой моторики рук на уроках средствами техники бисероплетения.

Педагогический опыт. Развитие мелкой моторики рук на уроках средствами техники бисероплетения....

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"

Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...