Доклад "Составление АОП по ФГОС"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей - на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и БУД (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, дифференцированный подход. Основным результатом применения системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка на основе УУД.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей учащихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо - физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
- регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом.
Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении, так же всё это должно учитываться и при составлении программы.
Структура АОП
- Пояснительная записка.
1.Актуальность (педагогическая целесообразность) 2.Цели и задачи
II.Общая характеристика учебного предмета
1.Обоснование написания программы, соответствие критериям.
2.Время отведённое на освоение программы
3.Методы, формы, средства обучения.
4.Контроль за усвоением знаний (формы контроля)
5.Критерии и нормы оценивания знаний, умений, навыков учащихся.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты освоения АОП обучающимися с ОВЗ.
Требования ФГОС к личностным результатам | Достижения требований личностных результатов |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; | Обучающийся знает знаменательные для Отечества исторические события; Осознание своей этнической и культурной принадлежности; Любит родной край, осознает свою национальность; Знает и с уважением относится к Государственным символам России; Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; | Обучающийся с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий; Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов; Уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания. |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Обучающийся уважает культуру и традиции народов России и мира; Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению; |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | Обучающийся умеет адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); Может обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему; Осваивает навыки самообслуживания. |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Обучающийся умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования; Умеет вести в любых проблемных ситуациях; Принимает и осваивает социальную роль обучающегося |
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Обучающийся осваивает навыки самостоятельности и независимости в быту, умеет обращаться с электроприборами, осваивает правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми; Знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика; Понимает предназначения окружающих в быту предметов и вещей; Умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании; Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы. |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия | Обучающийся знает правила коммуникации; Умеет инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми; Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуация; Владеет культурными формами выражения своих чувств; Умеет обращаться за помощью; Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками. |
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной организации | Обучающийся владеет адекватным бытовым поведением с точки зрения опасности/безопасности для себя; Имеет адекватные навыки бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды; Умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации; Умеет накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве; Развивает любознательность и наблюдательность, умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Обучающийся знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса; Умеет адекватно использовать принятые социальные ритуалы; Вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника; Умеет корректно привлечь к себе внимание; Умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | Обучающийся воспринимает важность учебы, проявляет любознательность и интерес к новому; Ориентируется на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; Обучающийся активно участвует в процессе обучения; |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Обучающийся умеет сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация с соблюдением в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); Участвует в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации; Умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления; Учитывает другое мнение в совместной работе |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Обучающийся умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Обучающийся понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей; Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране; |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Обучающийся ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдает режим дня; Участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; Занимается творческим трудом или спортом; Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; |
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем предметам, или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному программе или на АОП (вариант 2). Так же предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматривается как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
- Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
- Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Давайте рассмотрим минимальный и достаточный уровень на примере предмета математика 2 класс
Предмет математика | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
2 класс |
различать углы. |
различать и чертить углы по заданным вершинам |
СЛАЙД№2
V. Содержание учебного предмета
VI.Календарно-тематическое планирование по предмету
1.Учебно-тематическое планирование по предмету.
2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Учебно-методический комплекс.
3.Календарно-тематическое планирование.
Календарные сроки | № п/п | № п/п в теме | Темы уроков | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||||
Освоение предметных знаний. Базовые учебные действия | Универсальные учебные действия | ||||||||
| |||||||||
18 ч | Первый десяток | ||||||||
1 | 1 | Урок знаний. | Отвечать на вопросы, называть числа и цифры,играть, отсчитывать, присчитывать, решать, записывать примеры и задачи, сравнивать числа, сравнивать отрезки Считает, сравнивает, решает, записывает, играет, выполняет задания. | Число. Цифра. Пример. Задача. Присчитывать. Отсчитывать. «Больше». «Меньше». Пример. Отрезок. Длина Общение. Нумерация. Десятки. Единицы. Порядковый счёт. Задача. Пример «Больше». «Меньше». Состав числа. Истина
| Л. Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением. Осознаёт себя одноклассником, другом. П. Выполняет вычислительные действия. Делает простейшие обобщения, сравнивает. К. Обращается за помощью и принимает помощь. Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Р. Входит и выходит из учебного помещения со звонком. | ||||
2 | 2 | Порядковый счет до 10 | |||||||
3 | 3 | Присчитывание и отсчитывание по 1. | |||||||
4 | 4 | Закрепление присчитывания и отсчитывания по 1. | |||||||
5 | 5 | Присчитывание по 2. | |||||||
6 | 6 | Отсчитывание по 2. | |||||||
7 | 7 | Присчитывание, отсчитывание по 2. | |||||||
8 | 8 | Закрепление присчитывания и отсчитывания по 2, решение примеров и задач. | |||||||
- Мне нравится (1)