Доклад "Составление АОП по ФГОС"
статья по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад "Составление АОП по ФГОС"30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.

Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.  

Стандарт  общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности  с  учетом их особых образовательных потребностей  -  на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и БУД (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а  также  простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни

 В основе стандарта нового поколения лежит   системно-деятельностный   подход, дифференцированный  подход. Основным результатом применения системно-деятельностного    подхода является развитие личности ребенка на основе УУД. 

Дифференцированный подход предполагает учет  особых образовательных потребностей учащихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо - физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:

- знаний и представлений об окружающем мире;

- умственных операций, действий и навыков;

- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;

- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;

- регуляции поведения.

У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом.

Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении, так же  всё это  должно  учитываться  и при  составлении  программы.

Структура АОП

  1. Пояснительная  записка.

1.Актуальность  (педагогическая  целесообразность)                    2.Цели  и  задачи

II.Общая  характеристика  учебного предмета

 1.Обоснование написания программы,  соответствие  критериям.

2.Время  отведённое  на  освоение  программы

3.Методы, формы,  средства  обучения.

4.Контроль  за  усвоением  знаний (формы  контроля)

5.Критерии и нормы  оценивания знаний, умений, навыков  учащихся.

III.Описание  места  учебного  предмета  в  учебном  плане.

IV. Личностные  и предметные результаты  освоения  учебного  предмета

В  соответствии  с  требованиями  Стандарта  оценке  подлежат  личностные  и  предметные результаты освоения АОП обучающимися с  ОВЗ.  

Требования ФГОС к личностным результатам

Достижения требований личностных результатов

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Обучающийся знает знаменательные для Отечества исторические события;

Осознание своей этнической и культурной принадлежности;

Любит родной край, осознает свою национальность;

Знает и с уважением относится к Государственным символам России;

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

Обучающийся с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий;

Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов;

Уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Обучающийся уважает культуру и традиции народов России и мира;

Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению;

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Обучающийся умеет адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»);

Может обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему;

Осваивает навыки самообслуживания.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Обучающийся умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования;

Умеет вести в любых проблемных ситуациях;

Принимает и осваивает социальную роль обучающегося

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Обучающийся осваивает навыки самостоятельности и независимости в быту, умеет обращаться с электроприборами, осваивает правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми;

Знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика;

Понимает предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

Умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании;

Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Обучающийся знает правила коммуникации;

Умеет инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;

Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуация;

Владеет культурными формами выражения своих чувств;

Умеет обращаться за помощью;

Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной

организации

Обучающийся владеет адекватным бытовым поведением с точки зрения опасности/безопасности для себя;

Имеет адекватные навыки бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды;

Умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации;

Умеет накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

Развивает любознательность и наблюдательность, умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Обучающийся знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса;

Умеет адекватно использовать принятые социальные ритуалы;

Вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника;

Умеет корректно привлечь к себе внимание;

Умеет отстраниться от нежелательного контакта,

выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Обучающийся воспринимает важность учебы, проявляет любознательность и интерес к новому;

Ориентируется на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

Обучающийся активно участвует в процессе обучения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Обучающийся умеет сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация с соблюдением в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

Участвует в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации;

Умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления;

Учитывает другое мнение в совместной работе

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Обучающийся умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Обучающийся понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;

Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Обучающийся ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдает режим дня;

Участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

Занимается творческим трудом или спортом;

Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем предметам, или большинству  учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)  может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному программе или на АОП (вариант 2). Так же  предметные  результаты  не  являются  основным  критерием при  принятии  решения  о  переводе  обучающегося  в  следующий  класс, но  рассматривается  как  одна  из  составляющих  при оценке  итоговых  достижений.

  • Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
  • Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Давайте  рассмотрим минимальный  и достаточный  уровень  на  примере  предмета математика  2  класс

    Предмет

математика

Минимальный уровень

Достаточный уровень

2 класс

  • знание числового ряда 1—20 в прямом порядке  и обратном порядке;
  • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
  • знание единиц измерения: меры времени (1час), длины (см,дм); знание единицы меры стоимости — копейка, рубль.
  • решение арифметических задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц
  • черчение прямоугольника, квадрата, треугольника, круга:
  • различение прямой, отрезка, луча;

различать углы.

  • знание числового ряда 1—10 в прямом и обратном порядке;
  • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;
  • знание порядка действий в примерах с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
  • знание единиц измерения (меры) времени (1час, пол часа), длины (см,дм, их сравнение); знание единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Размен, замена.
  • решение арифметических задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
  • черчение прямоугольника, квадрата, треугольника, круга  на бумаге в клетку по заданным вершинам.
  • вычерчивание  прямой, отрезка, луча.

различать и чертить углы по заданным вершинам

СЛАЙД№2

V. Содержание  учебного  предмета

VI.Календарно-тематическое  планирование  по  предмету

1.Учебно-тематическое планирование  по  предмету.

2.Материально-техническое обеспечение образовательного  процесса. Учебно-методический  комплекс.

3.Календарно-тематическое  планирование.                                                                                                                                                                                                                                                                               

Календарные сроки

№ п/п

№ п/п в теме

                       Темы уроков

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний. Базовые  учебные  действия

Универсальные  учебные  действия

                                                                           

18 ч

Первый десяток  

1

1

Урок знаний.

Отвечать на вопросы, называть числа и цифры,играть, отсчитывать, присчитывать, решать, записывать примеры и задачи, сравнивать числа, сравнивать отрезки

Считает, сравнивает,  решает, записывает,         играет,           выполняет задания. 

Число.               Цифра.            Пример.           Задача. Присчитывать. Отсчитывать. «Больше». «Меньше». Пример.  Отрезок.          Длина                 Общение.

Нумерация. Десятки.

Единицы. Порядковый счёт.                 Задача.

Пример

«Больше». «Меньше».

 Состав числа. Истина

 

Л. Осознаёт себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением. Осознаёт себя одноклассником, другом.                             П. Выполняет вычислительные действия. Делает простейшие обобщения, сравнивает. 

К. Обращается за помощью и принимает помощь. Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.                       Р. Входит и выходит из учебного помещения со звонком.  

2

2

 Порядковый счет до 10

3

3

Присчитывание и отсчитывание по 1.

4

4

Закрепление присчитывания и отсчитывания по 1.

5

5

Присчитывание по 2.

6

6

Отсчитывание по 2.

7

7

Присчитывание, отсчитывание по 2.

8

8

Закрепление присчитывания и отсчитывания по 2, решение примеров и задач.