Доклад на ШМО "Особенности формирования регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ"
статья по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Предварительный просмотр:

 

СЛАЙД №1

Особенности  формирования  регулятивных  УУД   у  обучающихся  начальной  школы  с  ограниченными  возможностями  здоровья

  Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования.   А именно:

-  скорость обновления системы научных знаний,

-  возрастание информационного объема,

-  усложнение содержания учебного материала школьного образования.

 И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности  у  учащихся умения учиться.  Поэтому поменялись и цели в процессе образования:  от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться. 

    Ежегодная диагностика детей с ОВЗ в начале учебного года показывает, что эти учащиеся испытывают дефицит в положительной мотивации, в средствах коммуникации, в умении ставить цель, планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, в умении строить межличностные отношения, испытывают дефицит умения применять полученные знания в новых условиях. Считается, что под систематическим руководством учителя, узкого специалиста в системе многократного повторения действий, реализации алгоритма (образец  выполнения  действия) по образцу учителя, с переходом от обучающей помощи учителя к направляющей можно сформировать некоторые аспекты универсальных учебных действий, которые помогут научить ребёнка с ОВЗ учиться   и жить в условиях современного общества.

Формирование умения учиться —  задача всех ступеней школьного образования.

 Сущность  современного инклюзивного обучения — в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение ставить перед собой посильные учебные задачи; элементарно планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль с помощью учителя или без него по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

Таким образом, в системе учебно-воспитательного процесса возникает необходимость в развитии специализированной деятельности, обеспечивающей действенную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и  не  только

СЛАЙД №2

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

 3. познавательный

  4. коммуникативный

 СЛАЙД №3

 РЕГУЛЯТИВНЫЙ  - регулирующийопределяющий направление, развитие  вносящий  порядок, планомерность 

Что бы быть успешным  в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации.  Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи помогают в решении жизненных  проблем.

Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справлялись со своими задачами у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сегодня  всю нужную информацию можно найти в интернете и наша задача научить учащихся правильно использовать найденную информацию. Умение учиться является необходимым условием для адаптации в обществе, в профессии.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

СЛАЙД №4

Регулятивные   УУД

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция -как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Для  формирования  регулятивных УУД  подходят  все  методы  обучения:

Словесные (беседа, объяснение, сообщение, рассказ)

Наглядные: показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации), картинки, иллюстрации, , развитию внимания, речи и памяти учащихся.

Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.

Упражнение – повторение в целях выработки навыка

Программированные задания – графические или текстовые (выбор вариантов ответов).

Самостоятельная работа.

Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений и навыков, работа по образцу.

Проблемно-поисковый: учитель создает проблемные ситуации, самостоятельная деятельность детей, работа в группах

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников): устные, письменные проверки и самопроверки , результативности овладения знаниями, умениями и навыками..

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Метод игры: дидактические игры

СЛАЙД №5

Педагогические приёмы для формирования УУД у детей с ОВЗ.

Приёмы:

  • Обсуждение домашнего задания - совместно с обучающимися обсуждается вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задаются, достаточно разнообразны.

  •  Знакомим с планом урока. Начинаем   с традиционного разбора домашнего задания, затем  интеллектуальная  разминка , два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

  • Райтинг (от англ. правильно) - завершив работу ученик сам ставит себе отметку, после чего работа оценивается учителем, ставится рядом с отметкой ученика отметка учителя. Прием используется с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время отметки все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
  • Знакомство с критериями - знакомство обучающихся с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

  • Светофор - во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор», при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
  • (Смайлики),  у  меня  кубики : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью рисунков, символизирующих хорошее, спокойное или плохое настроение.Хорошо  использовать в  начале  и  в  конце  урока

СЛАЙД №6

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • преднамеренные ошибки
  • поиск информации в предложенных   источниках

  взаимоконтроль

  взаимный диктант

  диспут (публичный  спор)

  заучивание материала наизусть в классе

  ищу ошибки

контрольный опрос на определенную   проблему

Так как в основе обучения детей с ОВЗ лежит реализация индивидуального образовательного маршрута, принцип коррекционного обучения — от простого к сложному, то примерно данные регулятивные УУД по классам можно сформировать так:

№ п/п

2 класс

№ п/п

4 класс

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

1

Самостоятельно организовывать свое рабочее место  в соответствии с целью выполнения заданий

2

С  помощью  учителя вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), преодоление импульсивности, непроизвольности

2

Самостоятельно вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), преодоление импульсивности, непроизвольности

3

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
    учиться взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.


3

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.


4

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

4

Использовать в своей деятельности литературу, инструменты и простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

5

  •  С  помощью  учителя, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия, учиться адекватно воспринимать оценки

5

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе, в жизненных ситуациях и во внеурочной деятельности,
адекватно воспринимать оценки

С помощью учителя  определять цель учебной деятельности

6

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать   работу

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая   готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения.

Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

Данные  упражнения  несомненно  помогут  в  развитии регулятивной поведенческой  функции:Упражнение: «Черепаха»

Направлено на обучение навыку контролировать свои движения.

Дети располагаются вдоль стены помещения. Взрослый, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2–3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра: «Кричалки-шепталки-молчалки»

Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. Вырежьте 3 силуэта ладони из разноцветного картона (красный, жёлтый, зелёный или другие). Красная ладонь — кричалка. Когда она поднимается дети могут шуметь, бегать, кричать. Жёлтая — шепталка — можно тихонько шептаться и медленно двигаться. Зелёная — молчалка — все дети замирают на месте и молчат.

Игра Говори!

Данная игра научит гиперактивного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»