Рабочие программы
рабочая программа (8 класс) на тему

Поддубная Анна Петровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 8 классе " Уроки нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochke_8_kl_2018-19_uch_god.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс " Уроки нравственности"

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в 8 классе составлена на основе -Федерального государственного образовательного стандарта основного (начального) общего образования; - требований у программам дополнительного образования детей. Реализуется по учебному плану 2 часа в неделю. Программа составлена на 67 часов вместо  68   в связи с выходными днями(5.11).

Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа «Уроки нравственности» предусматривает комплекс мер, которые обеспечивают защиту прав ребёнка на свободное нравственное развитие и обогащение. Во-первых, она знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, не содержит конфликтного религиозного и националистического материала; во-вторых, объективно освещает культурные особенности, традиции и обычаи разных народов и народностей, обучая зачаткам этической мудрости; в-третьих, содержит основные положения по защите достоинства личности на принципах толерантности и гуманности.

Основой воспитания и самовоспитания подрастающего поколения является школа, где молодые люди получают необходимое образование и нравственное развитие.

«Уроки нравственности» направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения.

Цели изучения учебного предмета технология.

Цель программы - формирование личностью вместе с учителями, семьей и сверстниками нравственности, патриотизма и гражданственности.

Задача программы – подготовка человека, готового к полноценной жизни в современном обществе.

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с

нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений

между людьми, положительных моральных качеств в достойном

поведении.

Цель курса «Уроки нравственности» – раскрытие содержания основных понятий нравственности, показ их оценочной роли в обществе.

Задачи:

-развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

-прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;


- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Обучающиеся получат  возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание по разделам

Раздел 1: Моральный и нравственный мир подростка

Общее понятие о морали, как нравственных правилах общения, регулирующих все отношения людей и определяющих требование к их поведению.

Изучения в процессе методик использования диагностических и игровых нравственных проявлений личности, влияния и наличия нравственных потребностей подростов

Знакомство с делами, действиями и поступками как главными показателями нравственности человека. Характеристики нравственного облика подростков.

 

Раздел 2: Основные понятие морали

Значения моральных знаний в жизни каждого человека. Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни. «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла.

Долг, как внутренняя потребность человека; сущность и различные уровни чувства долга. Долг как нравственная обязанность человека по отношению к другим людям, обществу и  к самому себе.

Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности.

Совесть как внутренний регулятор поведения человека, как выражения общественной сущности человека. Содержание понятие «совесть». Виды эмоционального проявления совести: стыд, раскаяние, угрызение совести и др. ответственность как нравственное требование к личности и долг человека за достижения требуемого результата и за последствия их своих действий. Гуманность как общечеловеческий принцип деятельности и нравственные качества личности.

Раздел 3: Нравственные нормы как правила поведения.

Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности.

Нравственные нормы как моральные представления и понятия и как элемент моральных отношений. Понятия о возникновении моральных норм.

Применение нравственных норм к конкретным обстоятельствам, выработка привычек их выполнения без принуждения. Разбор конкретных примеров, характеризующие нравственные нормы и их усвоение взрослыми и школьниками. Значение нравственных норм для общества и жизни человека. Нравственные нормы и их усвоение – признак нравственной зрелости людей.

Раздел 4: Моральные отношения и нравственные ценности.

Понятие о моральных отношениях людей как совокупностей, зависимостей и связей, возникающих в процессе общения и нравственно-значимой деятельности; зависимость моральных отношений людей от определённых обязанностей. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине.

Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе, и забота о её сохранности.

Отношение человека к другим людям. Проблема товарищества и дружбы. Отношение к коллективам и группам общения. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения. Стремление к самосовершенствованию. Нравственные ценности как форма моральных отношений общества, их виды.

5 раздел: Культура нравственного поведения.

Понятие культуры нравственных взаимоотношений людей, нравственные основы внешней и внутренней культуры поведения человека. Культура нравственных взаимоотношений старших и младших поколений, детей разного возраста, мальчиков и девочек. Содержание правил культурного поведения подростков. Правила вежливости, правила точности и обязательности. Культура речи, культура внешнего вида. Правила гостеприимства. Поведение на улице, в общественных местах и транспорте.

Уважительное отношение мальчиков и девочек. Общие правила культурного поведения у подростков.

Учитывая примерное распределение часов курса по разделам и годам обучения и приведенные выше методические рекомендации, каждый учитель с учётом особенностей класса, личных наблюдений за детьми и личных знаний, умений и навыков составляет конкретный календарно-тематический план курса, имея в виду, что подбор материала к разделам программы год от года усложняется и должен составить преемственную систему. Ориентируясь при составлении плана на рекомендуемую литературу, надо помнить, что она предлагается учителю для творческого использования как фактический рабочий материал для выбора.

Очень осторожно надо относиться в этом курсе к оценке знаний детей, так как важнейшей задачей курса является выработка нравственных отношений и убеждений детей.

На уроках обсуждаются поступки, даются оценки действий других, уточняются нравственные понятия. Поэтому выставление плохих оценок не должно быть системой. Их можно поставить в том случае, если был выдан конкретный материал или ученик вовсе не работал на уроке. Если ученик сумел выразить своё отношение к поступкам или оценил их неправильно, не разобрался в ситуации, то оценка ему не ставится. В этом курсе можно оценивать простое участие ребёнка в дискуссии, его активность и сообразительность.


№ п/п

Тема раздел  и урока

Кол-во часов

Дата план.

Основные  виды деятельности учащихся

Форма контроля

Моральный и нравственный мир подростка

13

1

Что такое «ценности"

3.09

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

2

Человек — высшая ценность

4.09

3

Главные ценности человека

10.09

4

Главные ценности человека

11.09

5

Ценности и моральный долг

17.09

6

Ценности и моральный долг

18.09

7

Что такое «подвиг»?

24.09

8

Что такое «подвиг»?

25.09

9

Нормы жизни как ценность

1.10

10

Что такое «добродетели»?

2.10

11

Главные добродетели людей

8.10

12

Смысл и счастье жизни

9.10

13

Жизнь дана на добрые дела

15.10

Главные понятия морали

16

14

Главные понятия морали

16.10

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

15

Добро и зло в жизни людей

22.10

16

Миф и представление о мифе

23.10

17

Добро и зло в сказках и мифах народов мира

6.11

18

Добро и зло в сказках народов мира

12.11

19

За что люди говорили «спасибо»?

13.11

20

Осуждение кровной мести

19.11

21

Добро и зло в первобытном обществе

20.11

22

По каким правилам жили люди в родовой общине

26.11

23

Нравственность Древней Руси

27.11

24

Нравственность Древней Руси

3.12

25

Что считалось добром и злом в истории человечества

4.12

26

Что считалось добром и злом в разные эпохи

10.12

27

Что считалось добром и злом в разные эпохи

11.12

28

Что такое «благо» и стоит ли его творить?

17.12

29

Кому тяжелее жить: доброму или злому?

18.12

Нравственные нормы как правила поведения

12

30

Семь наших « я»

24.12

Познавательные- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Регулятивные адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

31

Этикет и этикетка

25.12

32

Мы живем среди людей

14.01

33

Гость в дом – радость в дом

15.01

34

А у нас во дворе..

21.01

35

Беречь и охранять природу

22.01

36

Осторожно – двери закрываются

28.01

37

Расскажите про покупку

29.01

38

Фотография души

4.02

39

Дары приносящие

5.02

40

Не пара пустяков

11.02

41

Загляните в мамины глаза

12.02

Моральные отношения и нравственные ценности

13

42

Для чего человеку зеркало?

18.02

Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве,

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

43

Надо ли человеку быть красивым?

19.02

44

Есть люди ленивые!

25.02

45

С чего начинать?

26.02

46

Красен человек статью

4.03

47

Красен человек статью

5.03

48

Привет от Юрочки

11.03

49

Секрет Самсона

12.03

50

Встречают по одежке

18.03

51

Встречают по одежке

19.03

52

Как учиться « Вежеству»?

1.04

53

Как учиться « Вежеству»?

2.04

54

Знать, уметь, привыкать

8.04

Культура нравственного поведения.

13

55

Кто придумал этикет?

9.04

Познавательные строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Регулятивные адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

56

Что такое оптимистическая гипотеза?

15.04

57

Смысл один – формы разные

16.04

58

Смысл один – формы разные

22.04

59

Разумно и просто

23.04

60

Красота- сестра добра и разума

29.04

61

Среди друзей и знакомых

30.04

62

Долг платежом красен

6.05

63

Как выбрать подарок?

7.05

64

В порядке ли моя переписка

13.05

65

Есть ли у вас чувство юмора?

14.05

66

О привычках

20.05

67

Большая « контрольная»

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...