"Роль взрослого в формировании грамматической стороны речи"
статья на тему
Культура речи взрослого, во многом зависит от употребления лексико - грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vzroslogo_v_formirovanii_grammaticheskoy_storony_rechi.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Роль взрослого в формировании грамматической стороны речи»
В «Программе воспитания в детском саду» сказано: « На речь ребенка сильно влияет непосредственноеобщение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости прпвильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурой речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз, детям трудно усвоить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
Нельзя ограничиваться употребление только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Рассказывая детям о поведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.
При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.
Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступными для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий, а так же слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав – ав).
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.
К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.
В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна юыть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
Подготовил: учитель – логопед К.А.Шивалова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: Формирование грамматической стороны речи: морфологический уровень
Материал раскрывает одну из важнейших проблем в общей и специальной психологии - развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начал...
Формирование грамматической стороны речи: морфологический уровень
Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средст...
Игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи по теме "Школьные принадлежности" у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи по теме "Дикие животные" у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматичесой стороны речи по теме "Дикие животные" у детей дошкольного возр...
Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей коррекционной группы
Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обуч...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи
Консультация для родителей детей дошкольного возраста...