Статья «Подготовка руки ребенка к письму».
статья на тему

Тихонова Оксана Владимировна

Статья «Подготовка руки ребенка к письму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Подготовка руки ребенка к письму».

Подготовила Тихонова О.В.

Воспитатель первой квалификационной категории.

ДОУ «Орленок» г. Куйбышева НСО

В современном обществе среди родителей будущих первоклассников особую актуальность приобрела проблема подготовки детей к школе. Данный вопрос оказался дискуссионным . Мнения родителей по этому поводу разделились.

В детском саду как на начальной ступени образования данный вопрос регламентируется  ФГОС ДОУ.

Выпускнику детского сада необходимо иметь такие личностные характеристики,  как например, самостоятельность, инициативность, уверенность в своих силах и возможностях, позитивное отношение к себе и окружающим, развитая фантазия.  Если какое-либо качество не развито или развито не в полной мере, то это может стать причиной проблем в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.

Дети должны уметь приспособится к новым условиям, адаптироваться в непривычной для них ситуации и проходить успешную социализацию в обновленном обществе, а так же  успешно осваивать школьную образовательную программу.

 Для формирования основы успешного проживания школьного детства необходимо заложить на дошкольной ступени образования фундаментальные личностные качества ребенка.  Решение данной задачи невозможно без комплексного подхода и совместной работы родителей, воспитателей, логопедов, психологов и других специалистов.

С приходом ФГОС занятия с детьми перешли полностью в игровой творческий  формат в котором проще  вовлечь, заинтересовать ребенка и безболезненно решить проблемы подготовки  к школе.

 Одной из подобных проблем является недостаточно развитая мелкая моторика руки, что в свою очередь негативно сказывается на овладевании навыками письма в школе. Овладение письмом обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе и при недостаточном внимании в дошкольном периоде может вызвать определенные трудности в последующем обучении. Однако, важно  не научить ребенка писать, а  подготовить руку к письму, а именно развить ручную умелость, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственную ориентацию, чувство ритма,  графические умения 
пространственную ориентацию .

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук следует с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, массаж пальцев рук, игры с мелкими предметами, например нанизывание бус на нитку, выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики, конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, наматывание ниток, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. По мере взросления ребенка необходимо усложнять и расширять работу по развитию мелкой моторики и координации движений руки .

   Важную роль  для решения данной задачи играют занятия продуктивными видами деятельности.   При занятии лепкой ребенок упражняет свои пальцы и руки.  Для поддержания интереса воспитанников к деятельности можно разнообразить материалы лепки: пластилин, глина, песок, соленое тесто, бумажная масса, полимерная глина, пластика, воск.  А так же применять нетрадиционные приемы и техники: тестопластика, папье-маше, пластилинография, лепка из жгутиков, лепка мозаикой, лепка с использованием круп, семян, зерен, ватных палочек, ниток, перьев, коктейльных палочек, бросового материала, изготовление поделок из шишек, веточек.

При занятиях аппликацией  можно использовать как стандартные техники работы так и оригинальные: объемная аппликация, обрывная аппликация, модульная, накладная, симметричная, ленточная, квиллинг, торцевание, складывание «гармошкой», аппликация из круп, ниток, ладошек, листьев, салфеток, ваты и ватных дисков, ткани, природных материалов, создание кукол для теневого театра, оригами, пэчворк, японская техника кинусайга и т.д.

Использование в рисовании как традиционных так и нетрадиционных техник рисования также способствуют развитию мелкой моторики руки, делает ее движения сильными и координированными. Рисование в технике «набрызг», мыльными пузырями, кляксография, отпечаток бумаги, отпечаток ладошки, пальчиков, тиснение, тычок полусухой кистью, рисование мазками, рисунок по мокрой бумаге, процарапывание, цветной граттаж, отпечатывание сжатой бумагой, монотипия, мелование, оттиск пенопластом, оттиск листьями, фруктами, рисование по мокрому , фроттаж , рисование на песке, на манной крупе, монотипия на стекле, рисование пеной, зубной пастой, рисование на фольге, рисование на бумаге покрытой воском, парафином, мылом , рисование зубочистками на клее ПВА, рисование клеем ПВА для придания объема и.т.д

  Кроме кисти можно использовать необычные материалы: зубные щетки, поролон, пенопласт, свечи, трубочки для коктейля, ватные палочки, нитки, стеки, вилки, ложки, крупы, мука, соль, стеклянные шарики, лед, витражные краски и.т.д.

Для развития графомоторных навыков можно предложить детям следующие задания: рисование узоров на бумаге в клеточку, штриховка рисунков, продолжение  начатых узоров, дорисовывание недостающей половины рисунка, обведение рисунков по точкам, задания с линейками-трафаретами геометрических фигур, раскрашивание раскрасок, рисование на доске мелом и т.д.

   Данная вышеописанная деятельность, направленная на подготовку руки ребенка к письму, при целенаправленном  и регулярном ее применении способствует  формированию навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, графических навыков, аналитического воспириятия, зрительной памяти, что позволяет  легко овладеть навыками письма в школе.

1.Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. 2007. - № 8.

2.Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей/ Т.И. Гризик. - М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к письму.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и сами...

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...

Подготовка руки ребёнка к письму в школе

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и м...

"Подготовка руки ребенка к письму"

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и м...

Статья "Подготовка руки к письму".

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уве...

Как подготовить руку ребенка к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается за долго до школы....