Рождественская звезда
классный час (5 класс) по теме
Методичесая разработка внеклассного мероприятия "Рождественская звезда" для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района Волгограда»
Районный конкурс
методических разработок
по образованию и воспитанию учащихся
среди педагогов образовательных учреждений
Направление:
воспитание и дополнительное образование детей
Номинация:
«Организация образовательного или воспитательного процесса»
Тема: «Организация воспитательного процесса на основе традиций православной культуры»
Выполнила:
Костюченко Е.Л,
учитель истории и обществознания
МОУ Лицей №9
Волгоград, 2018
Аннотация
Методическая разработка посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций православной культуры. Мероприятие позволяет и передать ребятам знания из истории традиционного для России православия, и затронуть морально-нравственные вопросы, и решать задачи эстетического воспитания - развивать художественное представление и понятие о религиозной культуре. Методическая разработка ориентирована на школьников 5-7 классов и может быть использована и в программе дополнительного образования по основам православной культуры и в воспитательной работе классного руководителя. Позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, литература.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………с.3
Основная часть. Внеклассное мероприятие «Рождественская звезда»……...…с.5
Заключение……………………………………………………………………….с.11
Введение.
В России духовная культура (православная культура) является культурообразующим фактором для складывавшейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказывала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации.
Православная культура России - это большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к окружающему миру, труду, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия России, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства - принадлежит христианской культуре или несет её отпечаток.
Изучение предмета «Основы православной культуры» ставит задачу передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре российского народа как средстве формирования базовой культуры личности. Однако современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера (религиозной культуры), так как в настоящее время, по разным причинам, многие из них оказались не готовыми к их непосредственному восприятию.
Программный материал предмета «Основы православная культуры» позволяет школьникам дать знания о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, защитниках Отечества, о памятниках религиозной культуры, о духовных традициях жизни людей, способствует постановке нравственных идеалов, формированию исторической памяти и преемственности духовно-нравственных культурных ценностей жизни поколений.
Программа учебного предмета «Основы православной культуры» ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные культурные ценности. Базовыми выделены ценности: Отечество, религия, семья. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, учебный предмет даёт возможность познакомить школьников с моральными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности В ПРАВОСЛАВИИ как благонравия и согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и Концепцией Духовно-нравственного воспитания школьников программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания на уроке православной культуры:
▪Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.
▪Воспитание школьников как благочестивых граждан, осознающих ценности духовно-нравственной (религиозной культуры) и необходимость осуществления моральных норм в своем поведении по отношению к каждому человеку, к окружающему миру.
▪ Передача знаний в области истории религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного, эстетического, культурного развития личности.
В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи образования.
Задачи духовно-нравственного образования:
▪ Давать знания об истории становления религиозной культуры.
▪ Развивать чувство ответственности за сохранение мира и Отечества, любви к Родине, к ближним, милосердия.
▪ Развивать умение самоанализа, руководствуясь совестью как нравственным критерием, и формировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе нравственных норм милосердия, терпимости, бескорыстия, служения, жертвенности, любви.
Задачи эстетического воспитания:
▪ Развивать художественное представление и понятие о религиозной культуре.
▪ Развивать эстетические суждения и вкусы в области объектов религиозной культуры.
При изучении материала занятия носят комплексный, комбинированный характер, сочетают в себе как информационно-развивающие методы обучения, такие как: слайд-лекция, рассказ, объяснение, так и практические работы (тренинги, разбор и анализ ситуаций).
Одним из наиболее ярких и запоминающихся занятий является мероприятие, посвящённое значимому в православии событию, например, Рождеству Христову.
Внеклассное мероприятие
"Рождественская звезда"
Цели: приобщать детей к традициям православия; формировать духовно-нравственные качества подрастающего поколения; способствовать развитию художественного вкуса у детей.
Задачи:
— расширять познавательный кругозор;
— воспитывать коллективизм и ответственность;
— способствовать формированию дополнительных знаний и умений в отдельных областях жизнедеятельности;
— воспитывать эстетический вкус;
— активизировать творческий потенциал учащихся.
Оборудование и реквизит: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, елка, гирлянда, вырезанные шары на елку. (Заранее устанавливается живая или искусственная ёлочка (возможно нарисованная) и подготавливаются украшения-шары с написанными на них ключевыми словами: Надежда, Вера, Смирение, Щедрость, Любовь)
Подготовка соответствующих костюмов для инсценировок.
Распределение слов, определение ролей, подбор музыки.
Все ребята получают предварительное задание: изготовить самостоятельно рождественскую открытку.
Место проведения: актовый зал, классный кабинет.
Ход мероприятия.
Ведущий: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше, ведь душа каждого из нас стремится ввысь, и не старея с годами, дарит нам надежду на вечную жизнь.
Ученик:
Ночь тиха… По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят
Ясли тихо светят взору
Озарен Марии лик
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
Ведущий: Так писал Афанасий Фет о рождении Христа...
У каждого из нас свои мысли и чувства, связанные с этим великим праздником - Рождеством Иисуса Христа.
Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слова «Рождество Христово»?
Варианты ответов: елка, подарки, ощущение праздника, рождение Спасителя, свечи, вера в светлое, хорошее настроение, любовь, милосердие, свет, тепло, радость, семья, подарки, надежда, вера.
Какие чувства вы испытываете, когда приходит этот праздник?
Варианты ответов: вера в светлое, хорошее настроение, любовь, милосердие, свет, тепло, радость, семья, подарки, надежда, вера.
Ведущий: У вас у всех возникли свои образы, ваши чувства были различными, но все вы любите и отмечаете этот праздник, как отмечают его во многих странах мира люди всех поколений. Я думаю, что со мной многие согласятся в том, что этот праздник сближает, объединяет людей.
Как вы думаете, чем объединяет нас Рождество? Какие мысли и чувства возникают у вас?
Пусть это будет вопрос нашего занятия. Слайд 2
Отвечая на эти вопросы, давайте нарядим нашу ёлочку.
(Заранее устанавливается живая или искусственная ёлочка или нарисованная и подготавливаются украшения-шары с написанными на них ключевыми словами: Надежда, Вера, Смирение, Щедрость
Ученик: И падал снег с ночного неба, И время замедляло бег,
И падал снег... и в этом снеге уже рождался Новый Век.
Как это было – мы не знаем, Что это было - помолчим,
Нам отверзались двери Рая, И падал снег уже другим.
Что приключилось в этом мире - То память сохранит в веках,
В далекой мерзнущей пещере, В холодных маленьких яслях.
Под этим мерзлым зимним небом, Даря Надежду, Путь и Свет,
Горит звезда над Вифлеемом, Горит уже две тысячи лет!
Ведущий: Какова же история Рождества.
Инсценировка.
День перед Рождеством, сочельник, проводили в строгости: не шалили, вели себя смирно, ничего не ели до первой звезды, читали и перечитывали Евангелие и древние легенды. Давайте и мы окунемся в одну из таких легенд.
Слайд 3
Бабушка: Скоро светлый праздник Рождества Христова. Две тысячи лет тому назад в городе Вифлееме родился спаситель мира – Иисус Христос.
(Звучит тихая торжественная музыка.)
Бабушка: Помню я, как в детстве в первый раз,
Слушала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез: –
Ведь родился маленький Христос
Мама: Не в богатом, именитом доме,
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе,
Ангелы, над ним склонившись, пели…
Внук: А как звали мать Христа?
Бабушка: Ее звали Дева Мария.
Внук: Бабушка, мама расскажите, как родился Христос.
Бабушка: Что ж, слушай. Давным-давно Римский император Август захотел узнать, сколько у него подданных. Для этого он велел произвести народную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился. Как и все, праведный Иосиф должен был повиноваться приказу римского императора. Городом его предков был Вифлеем. Туда вместе с женой Марией и должен был ехать Иосиф. Время года тогда было суровое. Путь был далекий, а дорога опасная. Иосиф и Мария с надеждой на помощь Божью отправились в Вифлеем. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Дева Мария.
Мама: После долгого и утомительного путешествия усталые путники наконец достигли Вифлеема, где по случаю переписи было очень много народа. Гостиница была полнена приезжими. Напрасно Иосиф и Мария исходили все улицы Вифлеема, ни одна дверь не отворилась перед ними, чтобы дать им кров. Скоро на землю спустилась темная восточная ночь. Усталые и измученные, стояли они, не зная, куда им идти.
Наконец они увидели пещеру, служившую пастухам и их стадам убежищем во время зимней непогоды. Обрадованные путники возблагодарили Бога, давшего им этот приют, и вошли в пещеру.
Здесь-то, под сводами этой мрачной и убогой пещеры, родился у Пресвятой Девы Марии Царь мира – Иисус Христос. Счастливая мать спеленала его, положила в ясли и оберегала сон Своего Божественного Младенца.
Слайд 4
Внук: а как люди узнали о рождении Христа?
Слайд 5
Бабушка: Была ночь. Весь город был погружен в сон. Не спали только пастухи – они пасли стада овец. Вдруг увидели пастухи яркий свет на небе, и из этого света в белых одеждах спустился к ним ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь! – сказал им ангел, – я возвещаю вам радость великую. В эту минуту родился в городе Вифлееме Спаситель, который и есть Христос – Господь. Идите в Вифлеем и там, в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях.
Мама: В ту волшебную ночь в небесах над пещерой взошла большая яркая звезда. Она так сильно и ярко светила на землю, что все люди невольно обращали на нее внимание. Эта звезда и привела людей в пещеру, где родился и лежал в яслях Господь.
Слайд 6
Ученик: Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли.
В ту ночь Мария Сына родила
Дитя, похожее на всех детей земли.
Слайд 7
Ученик: Младенец в колыбельке сладко спал,
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.
Слайд 8
Ученик: Три пастуха и Ангел впереди,
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди-
Дитя, похожее на всех детей земли.
Слайд 9
Ученик: Мария замерла, Иосиф чуть привстал -
На лицах их застыл немой вопрос...
И на Младенца Ангел указал:
Смотрите, люди к вам пришел Христос.
Ученик: Волхвы свой караван вели в песках,
Верблюды плыли словно корабли,
Туда, где Мать качает на руках,
Дитя, похожее на всех детей Земли.
Слайд 10
Ведущий: Скажите , ребята, так что же нам возвестило о рождении Иисуса Христа. Символом чего выступает Вифлеемская Звезда. Так какие же чувства вызывает, вселяет в нас Рождество.
Украшаем ёлку шарами Надежда и Вера
Ученик: Как тиха эта ночь! Как прозрачна она!
Вдохновенно глядят небеса.
И в объятьях глубокого зимнего сна
Ожиданием дышат леса.
Ученик: В эту тихую ночь, беззакатной звездой,
В мрачной бездне утраченных лет,
Загорелся впервые над грешной землей
Христианства божественный свет.
Песня Звёздочка ярко сияет поём вместе
Ведущий: Древние предания рассказывают о том, что поклонились Христу в те дни люди, животные, деревья и цветы. А какое дерево является символом Рождества. почему Давайте познакомимся с ещё одной из легенд.
Ученик: «Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой...
Слайд 11
Ученик: Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она..
Ведущий Что она молвила?
Косенков: Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе. (зажигается елка). С тех пор ель является символом Рождества.
Как вы думаете почему именно елка стала символом праздника, за какие качества ель была награждена.?
Ученик: За скромность, смирение и доброту елочка была избрана Сыном Божиим среди других деревьев и отмечена чудесными сверкающими огнями.
И следующий наш шар Смирение
Ученик: – Отчего ты, елочка грустна?
Ты зимой и летом зелена!»
– Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.
Вся природа славит рождение Христа!
Ученик: Вдруг с небес упала яркая звезда.
Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки,
И они сверкнули на ветвях у елки. (На елке загораются огни.)
Засмеялась елочка: – Вот и я готова
Встретить с Божьим миром Рождество Христово!
Ведущий: Рождество – праздник семейный. В украшении дома участвуют все члены семьи.
Слайд 12
Ученик: Каждый элемент украшения дома в этот праздник имеет свое духовное значение и свою историю. Это отзвуки той чудесной истории, что произошла в Вифлееме уже более двух тысяч лет назад. Ангелы, возвещавшие пастухам о великом чуде, колокола – символы их «трубного гласа», звезда, взошедшая над Вифлеемом, и, конечно, подарки, разложенные везде и всюду, в сверкающей разноцветной бумаге, перевязанные яркими лентами, – ведь волхвы не с пустыми руками вошли в пещеру к младенцу.
Ведущий: Что же принесли они в дар младенцу?
О чём свидетельствует это?
Слайд 13
Щедрость – ещё один шар, которым мы украшаем нашу ёлку.
Ведущий: Рождественская елка – волшебница. Под ней самый скромный человек смело расскажет стихотворение, самый робкий споет или спляшет! Под елочкой и сказку хорошо рассказать.
Ученик: Шел по свету старый волшебник, очень добрый. В самый канун Рождества увидел он бедняка и его жену, их бедный дом и очень удивился, т.к. такой бедности не видел никогда. Но бедняк угостил его последним куском хлеба, а жена налила ему стакан горячего чая. Бедняк снял с себя последнюю рубаху и постелил у очага старику.
Ученик: Жена бедняка обняла супруга, и они просидели у очага всю ночь, грея друг на друга, спать им, было не на чем. Утром старик-волшебник поблагодарил их и оставил как бы нечаянно свою поклажу. Вышел и исчез. Женщина выбежала вдогонку, но старика уже не было. А когда она развернула сверток, из него посыпались золотые монеты. На эти деньги бедняки построили себе дом, новую школу для детей и помогали всем страждущим. Богач увидел новый дом, прибежал к бедняку, и, узнав, что те пустили к себе на ночь старика, того самого путника, которого они не пустили к себе погреться в канун Рождества. Богач и его жена стали рвать волосы друг и друга и у себя в бессильной злобе!
Ведущий: Как поступили бы вы на месте героев притчи?
(Ответы)
Ведущий: В чем мораль сказки? Чему самому главному учит нас праздник Рождества?
Ученик: Сказка проста и мораль в ней проста: Будьте, добры к людям! И мы украшаем нашу ёлку ещё одним шаром - Доброта!
Ведущий: Рождеству посвящали свои произведения авторы разных эпох и жанров.
Какие из них вы знаете и какие чувства возникли у вас после знакомства с этими произведениями?
Варианты ответов: балет «Щелкунчик», Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Ответы: «Щелкунчик»- торжество добра, любви, «Вечера на хуторе близ Диканьки» волшебство, вера в чудо, надежда.
Ведущий: И вновь мы крепим шар и имя его – Любовь!
Песня Эта ночь святая
Ведущий: В сиянье звезд и в шелесте иголок нам невольно чудятся слова: «Доброта, вера, надежда, любовь». Так, что же общего для всех людей в этом великом празднике? Чем объединяет всех нас Рождество.
Ответы ребят.
Ведущий: Рождество объединяет нас теми чувствами, которые оно у нас вызывает.
Ведущий: Мы объединили наши представления о Рождественском празднике. Что одним из символов рождества является подарок. В России ещё в середине 19 века появилась традиция дарить рождественские открытки.
Слайд 15, 16, 17, 18
Эта традиция, наверное, потому так укоренилась у нас, что в открытках мы имеем возможность делая пожелания поделиться нашими чувствами.
Вы подготовили своими руками рождественскую открытку. Все сделали. Покажите.
А теперь давайте подпишем эти открытки и поделимся друг с другом нашими чувствами. Подпишите эту открытку тому, с кем вы хотели бы поделиться этими чувствами- родителям, друзьям, одноклассникам, присутствующим здесь гостям, близкому человеку…
Кто хотел бы озвучить свои пожелания.
Спасибо ребята. По завершении нашего мероприятия вы можете подарить свои открытки.
Ученик: Не хочется со сказкой расставаться...
Давайте будем вместе навсегда
И пусть сияет Рождества Звезда!
Ученик: Сегодня стал добрее, лучше ты!
Твори себя и жизнь свою в лучах надежды
И верь, что будет жизнь гораздо лучше прежней!
Ведущий: В зимний рождественский вечер
Снег за окном серебрится,
Вновь зажигаются свечи,
Чудо готово свершиться.
Пусть этот праздник прекрасный
Много добра принесет,
Радости, светлого счастья,
Мира, тепла на весь год
Заключение
Духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением в системе современного образования. Его реализация на основе ценностей и традиций православной культуры оправдано и результативно, поскольку близко всем нам, Россия и православие неотделимы. Дети охотно интересуются этим знанием, активно готовятся и с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"
Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-187781-1657126802.jpg)
"Свет Рождественской звезды" методическая разработка внеклассного мероприятия
Методическая разработка внеклассного мероприятия на немецком языке для старшиклассников и студентов 1 курсов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-182626-1371565216.jpg)
Классный час Рождественская звезда
Борис Пастернак «Рождественская звезда»: Светло. Рассвет, как пылинки золы,Последние звезды сметал с небосвода.И только волхвов из несметного сбродаВпустила Мария в отверстье скалы.Он спал, весь сияющ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/29/picture-336910-1430330472.jpg)
Внеклассное мероприятие на английском и русском языках "В путь за Рождественской звездой"
Внеклассное мероприятие...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/29/picture-336910-1430330472.jpg)
Внеклассное мероприятие на английском и русском языках "В путь за Рождественской звездой"
Внеклассное мероприятие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-510260-1415291027.jpg)
Диплом 2 степени Открытый вокально-хоровой конкурс фестиваль "Рождественская звезда"
Хор "Гармония" - лауреат 2 степени в рамках проекта "Культура мира-мир культур"...