Как учителя и родители убивают интерес ребёнка к учёбе
статья по теме

Шевченко Марианна Евгеньевна

Наше образование — это триатлон «начальная школа — среднее звено — профильный класс». Преодоление. Надрыв с мечтой грамотно расставить правильные галочки в нужных кружочках. Все безумно устают. Кто-то не добегает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_ubivaem_interes_rebenka_k_shkole.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Главная цель российского школьного образования – сдать ЕГЭ. Расставив нужные галочки в правильные кружочки, набрать определённую сумму баллов.

На экзамене у ребенка нет возможности показать, что  он, к примеру, отличный переговорщик и блестяще умеет разруливать конфликтные ситуации – один из важнейших навыков профессионалов 21 века. Экзаменатору не важно,  что на разработанной выпускником компьютерной игре растёт целое поколение.  Не проверяется, как дети умеют искать, анализировать, отсеивать ненужную информацию, находить  решения нестандартных ситуаций.  Их загоняют в чужие школы, и под прицелом видеокамер 11 лет учёбы сливаются в комбинацию из  5 итоговых цифр.  

Возможно, поэтому почти 40% победителей и призеров олимпиад для школьников не набирают на ЕГЭ по профильным предметам более 60 баллов, а ещё 30%  не выбирают для сдачи ЕГЭ тот предмет, по которому победили.    Министр образования Ольга Васильева недоумевает: «какие же это олимпийские призёры и лауреаты». А я вспоминаю, как сама в 11 классе заняла первое место в областной олимпиаде по русскому языку и без экзаменов поступила на филфак педуниверситета, который закончила с отличием. По русскому и литературе в аттестате у меня четверка. Природная грамотность помогала писать, не зная всех правил наизусть. Сочинение на 4 листа были вечной творческой мукой. Зато я писала стихи, и на полутора страницах могла раскрыть любую тему.  Если бы пришлось сдавать экзамены, я бы их тоже написала не больше чем на 60 баллов.

За эти годы мало что изменилось в сути итогового экзамена. Вместо 5 баллов стало 100. И чем выше балл нужно получить, тем большее количество участников вовлечено в  процесс подготовки. Например, родители. Зайдите на любой сайт о семье и школе. Каждая вторая статья - про домашние работы, которые родители делают вместе, а иногда и вместо ребенка.  Многие возмущаются и искренне  сожалеют, что тратят время, которое можно провести, отдыхая с детьми, на бесконечные домашние задания. Им сочувствуют психологи и настоятельно рекомендуют оставить детей в покое, напоминая про разделение зон ответственности и обязанностей.

Можно бесконечно дискутировать на эту тему, но пока не изменится конечная цель учёбы, ситуацию не поменять. Сейчас российское образование – это триатлон «начальная школа – среднее звено – профильный класс». Преодоление. Надрыв с мечтой грамотно расставить правильные галочки в нужных кружочках. Все безумно устают. Кто-то не добегает.

На каждом из этапов триатлона проблема растёт, углубляется и потом становится неотвратимо – необратимым навязчивым состоянием, от которого хочется поскорее избавиться.

Возьмём, к примеру,  детский сад и начальную школу.

Что ему мешает быть средой, формирующей и развивающей настоящие образовательные навыки ребёнка: общение, дружбу, уважение, доверие, безопасность? Представьте: ребёнка поощряют, когда справляется сам, и  хвалят,  когда справился в команде. Познавательная игра становится источником радости. Сначала ребёнку познание  в радость, потом учеба в радость. Сначала узнаёт новые вкусы, эмоции, слова, а потом в школе плавно меняет их на цифры и буквы. Естественно и последовательно.

Задача педагога - не спугнуть кайф открытий, помочь ребёнку сохранить  радость обучения. Так сказать, передать её по наследству прямо в школу.  Кстати, ФГОС не требует уметь читать, писать, считать. Ребенок, по ФГОСу, «обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности». Предпосылки! Чтобы не навредить и не придавить грузом знаний.  При таком подходе позиция родителей – наблюдатели, а дети – счастливые исследователи.

Но современные сады всю радость обучения осознанно или нет деформируют. Уже в 5 лет начинается диагностика готовности к школе. Что должен знать и уметь ребенок шести лет. А если он не знает и чего-то не умеет? Никто не говорит с родителями о нереальных перегрузках, которые они создают детям дополнительными кружками и секциями.  

Начинается гонка за количеством. Деформация качества. Родители уже нацепили номера, надели шлемы и побежали триатлон.

Максу было 5, когда его попросили нарисовать портрет мамы для стенда. Пришёл домой, взял краски. Нарисовал. На следующий день вернулся в слезах. Над портретом смеялась вся группа. А на стенде висели нарисованные мамами мамы.

Я не понимаю: с одной стороны, воспитатели видят, что портреты нарисованы родителями. Принимают, вешают на выставки, поощряют. С другой стороны, родители:  где, на каком этапе мы вдруг решили, что дети не справятся сами? Да и что значит – «справиться»?

Если бы воспитатели  настоятельно рекомендовали родителям не вмешиваться, говорили, как важно поощрять самостоятельность детей, а сами родители перестали рисовать, лепить и клеить вместо ребёнка,  возможно, уже в начальной школе не пришлось бы всей семье сидеть над домашними заданиями. И домашняя работа стала бы средством общения: сделал ДЗ – сигнал «у меня всё хорошо, я в безопасности, я радуюсь учёбе и хочу ещё»;  не сделал ДЗ – «я устал, мне плохо,  надо отдохнуть».

В результате уже к концу начальной школы:

1.      дети, как правило, не умеют самостоятельно делать уроки. «Сделай на черновик, приду с работы – проверю». Зачем проверять? Если цель учёбы – познание, исследование,  то нужно писать чистовики. И ошибаться тоже в чистовиках. Это вообще очень полезный навык – делать уроки, как проживать жизнь, -  сразу на чистовик.

2.      нет системы поощрения самостоятельного обучения.

3. нарушено понимание помощи, поддержки и границ: даже там, где родитель может просто помочь, по традиции делает вместо, а не вместе.

4. нарушенные границы приводят к утрате доверия: родители не доверяют детям уроки, учителя не доверяют ученикам и постоянно вовлекают родителей в учёбу. Созданы предпосылки презумпции виновности. Высшим проявлением её станет обыск при входе на ЕГЭ и ОГЭ, сопровождение в туалет и удаление из класса собственных учителей. 

            У меня нет готовых инструкций, как можно изменить ситуацию. Я даже понимаю благость намерений разработчиков ЕГЭ. Но пока родители зарабатывают  псориазы  и инфаркты в ожидании результатов, пока дети прыгают из окон накануне экзаменов от страха перепутать последовательность аргументов, эта проблема  требует решения. Моя дочь готовится к ОГЭ. Штурмует тесты, а я ловлю растущее нервное напряжение. Пишу статью и пытаюсь ответить на вопрос – что делать.

С одной стороны, есть опыт других стран. Например, Финляндия, у которой многие директора российских школ учатся учить детей. Финское образование признано одним из лучших по результативности и комфорту обучения, без зазубривания и натаскивания дети говорят на иностранных языках и разбираются в причинно-следственных связях, наше инновационное «перевернутое образование» для них давно норма. Может, попробуем перенять опыт чуть более системно и интенсивно, а не в отдельно взятых школах?

Конечно, у российского образования свой, особый путь. Я часто слышу, что западное образование «слабее». А в чём наша сила? В фундаментальности, выстраданности? В недоверии? Наша образовательная система всё время находится в режиме «реформа». Так давайте же реформироваться!

В тренде междисциплинарность. Предлагаю  наряду с оценками результатом образования признавать  уровень гормона радости и доверия, который выделяется у ребёнка при мысли о школе. Светилы медицины, пришло ваше время помочь педагогам и психологам!

 Только, пожалуйста, не тестируйте детей на уровень радости по стобальной шкале в запертых помещениях и не берите анализ на гормон детского счастья у родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Правовая ответственность родителей за воспитание ребёнка – залог его успешности в учёбе и жизни».

Повестка собрания:1.ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ2.СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ3.ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ  УСПЕВАЕМОСТИ...

Методическая разработка родительского собрания «Как помочь ребёнку в учёбе»

Методическая разработка родительского собрания «Как помочь ребёнку в учёбе»...

Как помочь ребёнку в учёбе.

Разработка родительского собрания "Как помочь ребёнку в учёбе"....

Буклет "Как помочь ребёнку в учёбе"

Буклет содержит рекомендации родителям, желающим помочь своим детям в выполнении домашних заданий....

Методическая разработка родительского собрания( 7класс) «Как помочь ребёнку в учёбе»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. Задачи:- проинформировать род...

«Как помочь ребёнку в учёбе»

Методическая разработка родительского собрания «Как помочь ребёнку в учёбе»...

Как помочь ребёнку в учёбе?

Как помочь ребёнку в учёбе?...