В царстве шахмат
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»
Итоговое занятие
в Детском объединении «Занимательные шахматы»
Тема: « В Царстве шахмат»
Составитель: педагог дополнительного образования Мокшанова Алла Бенедиктасовна
Москва 2018 г.
Тема: «В Царстве шахмат»
Цель: создание условий для развития творческого потенциала посредством шахматной игры.
Задачи:
- закрепить знания детей о шахматных фигурах;
- совершенствовать навыки игры в шахматы;
- закреплять детальное изучение силы и слабости каждой фигуры, её игровых возможностей;
- развитие познавательных процессов: внимания, мышления, анализа и синтеза;
- развивать желание работать, узнавать новое, интересное в шахматах;
Оборудование:
- Демонстрационная доска
- Индивидуальные шахматные доски
- Наборы шахматных фигур
- Набор сказочных фигур
- Карточки-схемы
- Чудесный мешочек
- Мяч
- Магнитики
Ход занятия:
1 часть. Приветствие.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
“Это чудо из чудес
Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар с небес,
Шахмат королевство…”
Я Вас приглашаю в увлекательное путешествие. Шахматы – занятная игра, требует много знаний и труда. Чтобы нам туда дойти, нужно нам тропу найти…
2 часть. Игра: “Почтальоны”.
Педагог: нам почтальон принес конверт, а в нем много адресов. Давайте попробуем на шахматной доске найти все эти адреса.
/Детям раздаются карточки с названием шахматного поля/
Вся корреспонденция нашла свои адреса. Молодцы!
3 часть. “Загадки-отгадки”
Педагог: “Давным-давно, много тысяч лет назад, когда не было больших городов, не было автомобилей и самолетов, один мудрец придумал шахматную игру и сделал шахматные фигуры и доску. А что это за фигуры, сейчас попробуем отгадать.”
/Педагог читает загадки, а дети ищут отгадки в наборе сказочных шахматных фигур./
- Рожь на нем не колышется,
Не растет на нем пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это - …
(Шахматное поле)
- Не живет в зверинце он,
И не весит сорок тонн, но и ловок, и силен,
Догадались? Это - …
(Слон)
- Узнать его легко – он с гривой,
С осанкой важной, горделивой,
Красавца этого не тронь.
Узнал кто это? Это - …
(Конь)
- Этот маленький солдат, лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперед.
(Пешка)
- Видимо, она упряма, если ходит только прямо,
Не петляет прыг-да-скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая, неуклонна, но сильна.
(Ладья)
4 часть. Игра:”Кто быстрей?”
Педагог: адреса нашли, фигуры узнали, а место каждой фигуры знаете?
/Парами, на скорость, дети расставляют начальное положение шахматной партии/
5 часть. Блиц опрос – игра с мячом.
Педагог: “Устали - отдохнем, на полянке блиц-опрос проведем”
- Как зовутся 2 человека, играющие в шахматы?
- Как правильно располагается шахматная доска между партнерами?
- Как называются клетки шахматной доски?
- Сколько в шахматном королевстве коней?
- Сколько в шахматном королевстве слонов?
- Назовите буквы шахматного алфавита?
- Правило ферзя в начальном положении?
- Сколько белых, черных пешек?
- Ценность ферзя?
- Ценность слона?
Молодцы!
6 часть. Заключительная.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что все у нас получилось. А чтобы это путешествие еще и еще продолжалось, примите эти памятные сувениры!
Литература:
- Ю.Авербах, М.Бейлин “Путешествие в шахматное королевство”, М., 1996 г.
- А.Костенюк ”Как научить шахматам?”, М., 2008 г.
- В.В.Костров “Шахматы. Первые шаги”, М.,”Глобулус”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Царство Закон, царство Беззаконие"
Детям о законе. Дать понятие терминов "закон" и "беззаконие", показать роль закона в обществе....
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.
Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...
Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....