В царстве шахмат
методическая разработка на тему

Мокшанова Алла Бенедиктасовна

В царстве шахмат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_shahmat.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»

Итоговое занятие

в Детском объединении «Занимательные шахматы»

Тема: « В Царстве шахмат»

        Составитель:                                                                                                                          педагог дополнительного образования                                                                                                                         Мокшанова Алла Бенедиктасовна

Москва 2018 г.

Тема: «В Царстве шахмат»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала посредством шахматной игры.

Задачи:

- закрепить знания детей о шахматных фигурах;

- совершенствовать навыки игры в шахматы;

- закреплять детальное изучение силы и слабости каждой фигуры, её игровых возможностей;

- развитие познавательных процессов: внимания, мышления, анализа и синтеза;

- развивать желание работать, узнавать новое, интересное в шахматах;

Оборудование:

  1. Демонстрационная доска
  2. Индивидуальные шахматные доски
  3. Наборы шахматных фигур
  4. Набор сказочных фигур
  5. Карточки-схемы
  6. Чудесный мешочек
  7. Мяч
  8. Магнитики

Ход занятия:

1 часть. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

        “Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар с небес,

Шахмат королевство…”

Я Вас приглашаю в увлекательное путешествие. Шахматы – занятная игра, требует много знаний и труда. Чтобы нам туда дойти, нужно нам тропу найти…

2 часть. Игра: “Почтальоны”.

Педагог: нам почтальон принес конверт, а в нем много адресов. Давайте попробуем на шахматной доске найти все эти адреса.

/Детям раздаются карточки с названием шахматного поля/

Вся корреспонденция нашла свои адреса. Молодцы!

3 часть. “Загадки-отгадки”

Педагог: “Давным-давно, много тысяч лет назад, когда не было больших городов, не было автомобилей и самолетов, один мудрец придумал шахматную игру и сделал шахматные фигуры и доску. А что это за фигуры, сейчас попробуем отгадать.”

/Педагог читает загадки, а дети ищут отгадки в наборе сказочных шахматных фигур./

  1. Рожь на нем не колышется,

Не растет на нем пшеница,

Слон и конь резвятся вволю,

Это - …

                (Шахматное поле)

  1. Не живет в зверинце он,

И не весит сорок тонн, но и ловок, и силен,

Догадались? Это - …

                (Слон)

  1. Узнать его легко – он с гривой,

С осанкой важной, горделивой,

Красавца этого не тронь.

Узнал кто это? Это - …

                (Конь)

  1. Этот маленький солдат, лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперед.

                (Пешка)

  1. Видимо, она упряма, если ходит только прямо,

Не петляет прыг-да-скок, не шагнет наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая, неуклонна, но сильна.

                (Ладья)

4 часть. Игра:”Кто быстрей?”

Педагог: адреса нашли, фигуры узнали, а место каждой фигуры знаете?

/Парами, на скорость, дети расставляют начальное положение шахматной партии/

5 часть. Блиц опрос – игра с мячом.

Педагог: “Устали - отдохнем, на полянке блиц-опрос проведем”

- Как зовутся 2 человека, играющие в шахматы?

- Как правильно располагается шахматная доска между партнерами?

- Как называются клетки шахматной доски?

- Сколько в шахматном королевстве коней?

- Сколько в шахматном королевстве слонов?

- Назовите буквы шахматного алфавита?

- Правило ферзя в начальном положении?

- Сколько белых, черных пешек?

- Ценность ферзя?

- Ценность слона?

Молодцы!

6 часть. Заключительная.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что все у нас получилось. А чтобы это путешествие еще и еще продолжалось, примите эти памятные сувениры!

Литература:

  1. Ю.Авербах, М.Бейлин “Путешествие в шахматное королевство”, М., 1996 г.
  2. А.Костенюк ”Как научить шахматам?”, М., 2008 г.
  3. В.В.Костров “Шахматы. Первые шаги”, М.,”Глобулус”, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Царство Закон, царство Беззаконие"

Детям о законе. Дать понятие терминов "закон" и "беззаконие", показать роль закона в обществе....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс

Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....