Повышения мотивации на уроках истории
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
![]() | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышения мотивации на уроках истории
Проблема мотивации на любом уроке в условиях современной школы является одной из наиболее актуальных проблем. Низкая мотивация учащихся ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется различные методы организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
- Метод проблемных задач.
Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна
Проблемные задания по истории можно разделить на 4 группы:
- Ситуация несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:
Исправьте ошибки в тексте.
«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».
- Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?»
« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»
- Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий:
«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»
- Ситуация выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:
Урок «Россия 1825г.»
«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»
Урок “Холодная война».
Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.
2. Метод проекта.
С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».
Урок по теме «Гражданская война.».
Учитель может предложить три проекта: «Театр» ( инсценировка какого либо события или явления периода), мини-музей «Портреты гражданской войны», «Три цвета гражданской войны» (Нужно установить социальный состав, цели программы белых, красных и зеленых, определить цели крестьянских движений).
3. Метод игры.
Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.
Существует огромное разнообразие учебных игр, например:
- игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь;
- Игра «Историческая азбука» Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощать знания учащихся.Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются
- Игра «Царь горы» Словарно - терминологическая работа.Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».
Использование игр возможно для всех школьных возрастов. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям.
Игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.
Вывод:
Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке. Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Литература.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Розов Н.Х.. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. Информатика, 2005, № 6.
- Юдовская А.Я. Школьный урок и защита прав ребёнка.- НМЖ: Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №10.
- http://zvonoknaurok.ru
- Агарок Светлана Владимировна, http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проблемных задач Этот метод представлен в следующих последовательных этапах: 1. Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи 2. Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам 3. Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. 4. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие
Ситуация несоответствия , когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи: Исправьте ошибки в тексте. «Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».
Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся. «Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?» « В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»
Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий: «В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»
Ситуация выбора , когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный: Урок «Россия 1825г.» «События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?» Урок “Холодная война». Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.
Метод проекта Виды проектов : Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования; Прикладные. Они направлены на получение конкретного результата деятельности; Информационные. Они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте; Ролевые. Они направлены на реконструкцию и моделирование определенных ситуаций
Урок по теме «Гражданская война.» Учитель может предложить три проекта: 1)«Театр» ( инсценировка какого либо события или явления периода), 2) Мини-музей «Портреты гражданской войны», 3)«Три цвета гражданской войны» (Нужно установить социальный состав, цели программы белых, красных и зеленых,определить цели крестьянских движений).
Метод игры Существует огромное разнообразие учебных игр, например: 1)игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь;
2)Игра « Историческая азбука» Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощать знания учащихся.Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются 3) Игра «Царь горы» Словарно - терминологическая работа.Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-22828-1386943914.jpg)
Нестандартные методы решения развивающих и воспитательных задач за счет повышения мотивации на уроках технологии
Метод стимулирующих фотосессий...
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-178400-1358859452.jpg)
Игра как средство повышения мотивации на уроках русского языка
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-182001-1382289022.png)
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ"СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
ДОКЛАД О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...
Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения мотивации к уроку у девушек, учащихся в старших классах
Проблемы, которые мешают девушкам активно заниматься спортом:Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-48914-1508488550.jpg)
«Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»
Обобщение опыта работы усителя истори и обществознания о используемых методах, приемах и технологиях на уроках истории и обществознания с целью повышения качества знаний учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/19/picture-74584-1695104337.jpg)
Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...