Музейная педагогика, как один из инструментов изучения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры"
опыты и эксперименты на тему
Использование музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika.docx | 48.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
О.А.Андросовой
(социальный педагог)
- Тема.
Музейная педагогика как один из инструментов изучения модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры».
- Обоснование выбора темы.
Модуль ОРКСЭ «Основы православной культуры» является новым предметом в ГКОУ СКОШИ №2.
Этот предмет имеет особое значение для нравственного и духовного развития детей, имеющих нарушения зрения. Поэтому поиск специальных педагогических способов и коррекционных приёмов, способствующих более глубокому и осознанному изучению данного курса детьми с нарушением зрения, является первостепенной задачей преподавателя этого курса.
- Актуальность темы.
В ГКОУ СКОШИ №2 обучаются слабовидящие дети и дети с пониженным зрением.
Нарушение зрения, как первичный дефект предопределяет успешность развития тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое Л С. Выготский называет вторичным дефектом. Чем сложнее первичный дефект, тем могут быть глубже вторичные отклонения, и связанные с ними нарушения психического развития ребёнка с нарушением зрения.
Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. Специалисты давно и убедительно доказали зависимость вторичных отклонений в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребёнка с патологией зрения от отсутствия или присутствия специально организованных условий и занятий, направленных на психолого - педагогическую коррекцию недостатков зрительной ориентации.
Состояние зрения слабовидящих детей индивидуально, и от него во многом зависит их работоспособность, утомляемость и скорость усвоения ими учебного материала. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению, приводящие к замедленному формированию личностных УУД.
Замедленное формирование коммуникативных УУД связано с поведенческими проблемами в развитии детей с нарушениями зрения. В большинстве случаев им недостает гибкости и спонтанности, у них отсутствуют или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.
- Гипотеза. Можно предположит, что музейная педагогика способствует более глубокому, осознанному изучению курса «Основы православной культуры».
5. Проблемные вопросы проекта:
-выбор педагогических способов и приёмов, помогающих детям с нарушением зрения сформировать устойчивый образовательный интерес к предмету,
-применение коррекционных тифло приёмов, способствующих более глубокому, сознательному изучению курса «Основы православной культуры» детьми с нарушением зрения.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет семья. Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е., в воспитании детей. Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.
В соответствии с утвержденным ФГОС НОО (2009г.) педагог призван осуществлять становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся на основе взаимоотношений ребёнка, родителей и школы. Только тесное взаимодействие семьи, в которой растет ребёнок с ОВЗ и школы, помогут компенсировать недостаток общения с семьёй.
В настоящее время сформировался социальный образовательный запрос на изучение основ православной культуры. Православное христианское духовно-нравственное воспитание слабовидящих детей в системе общего образования по праву занимает всё более важное место.
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выбор учебных предметов, курсов и модулей духовно-нравственной и духовной направленности осуществляется родителями (законными представителями).
Можно выдвинуть гипотезу о том, что курс «Основы православной культуры» помогает восстановить и укрепить семейные традиции, а также может способствовать установлению связей семьи, ребёнка и школы.
В 2016 году родители обучающихся ГКОУ СКОШИ №2 сделали запрос по изучению детьми этого модуля. Было принято решение о проведении курса «Основы православной культуры» за счёт учебных часов.
Для его изучения по программе отводится 34 учебных часа.
Учитывая особенности детей, обучающихся в школе, и пятидневную форму их пребывания в интернате привычное изложение предмета на занятии даже с применением современных технических средств, таких как аудио и видео презентации, будет не достаточно для того, чтобы дети погрузились в суть нравственных проблем предмета, полюбили и поняли этот курс.
Можно предположить, что некоторые формы культурно-образовательной музейной деятельности помогут способствовать формированию у детей устойчивых учебных навыков, кругозора, социально-бытовой ориентировке, развитию коммуникативных навыков. Музейная педагогика может значительно разнообразить не только форму урока, но и расширить возможности педагога, в том числе и по применению коррекционных приёмов обучения.
Музейная педагогика позволит детям использовать возможности множества памятников отечественной культуры, находящихся в столице нашей Родины, и прикоснуться к тому историческому и художественному наследию, которое многие сверстники из других регионов изучают по иллюстрациям в книгах и в виртуальном пространстве.
Музейная педагогика поможет формированию познавательного интереса и закреплению теоретических знаний, полученных детьми с нарушением зрения при изучении курса «Основы православной культуры».
Учитывая воспитательное воздействие родителей, выбравших данный модуль, очевидна необходимость их привлечения для организации помощи в изучении данного курса. Пример родителей, совместно с ребёнком посещающих экскурсии, памятники архитектуры, имеет для ребёнка огромное значение в деле формирования нравственных качеств его личности.
- Цели.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников с нарушением зрения на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви, памятников культуры.
- Задачи.
На основе изучения исторических и культурных традиций русского и других православных народов России, православной и Русской культуры
-формировать у младших школьников с нарушением зрения российскую культурную и гражданскую идентичность посредством изучения основ православной культуры;
- развивать у детей с нарушением зрения память, мышление, воображение, речь и творческие способности.
- Состав творческой группы.
- Головастиков Виталий- 4 «б» класс;
- Новикова Екатерина - 4 «б» класс;
- Плисс Илья – 4 «б» класс;
- Пучков Александр – 4 «а» класс;
- Рыжеков Артем – 4 «а» класс;
- Рыжеков Богдан – 4 «а» класс;
- Тысячников Артем – 4 «б» класс.
- План работы.
Сентябрь | Обоснование выбора темы, составление плана работы |
Октябрь, ноябрь | Теоретический этап: изучение литературы, интернет ресурсов по выбранной теме. |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Практический этап: - разработка Теста I; -выбор музейно-педагогического маршрута, -посещение выбранных памятников культуры и лекции, -обсуждение тем мини-проектов, подготовленных совместно с родителями. |
Май | Разработка и проведение Теста II. Подготовка к отчёту. Презентация проекта. Подведение итогов. |
Июнь | Участие в круглом столе. |
- Предполагаемые результаты.
Освоение новой предметной области слабовидящими детьми с помощью музейной педагогики.
- Предполагаемый продукт проекта:
- музейно-педагогический маршрут для изучения модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры»,
- подготовка мини проектов обучающимися совместно с родителями.
Работа над проектом началась с теоретического этапа.
Он включал в себя:
-изучение печатной литературы,
-поиск материалов из сети интернет,
-разработка экскурсионных маршрутов,
-знакомство с материалами и предложениями музеев,
-определение для посещения определённых памятников архитектуры города Москвы,
-изучение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной - культуры». 4 класс / авт.-составитель И.В. Метлик. 2-е изд. М. 2015
-составление контрольно-измерительных материалов для оценки изучения курса на уроках ОРКСЕ. (приложение 1)
При изучении программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной - культуры». 4 класс / авт.-составитель И.В. Метлик. 2-е изд. М. 2015 было выделено 2 темы для более глубокого изучения: «Дорога к храму» и «От рождения до вечности». Для изучения этих тем были разработаны экскурсионные маршруты.
Практический этап состоял из 2 экскурсий, тестирования и подготовки мини проектов.
Для наглядного изучения устройство православного храма была организована экскурсия в Храм Всех Святых на Соколе, где священнослужитель познакомил обучающиеся с основными архитектурными и символическими элементами православного храма.
Название экскурсии:
«…дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов».
Мк. 11,17
Тема экскурсии: «Устройство православного храма. Значение храма для православных христиан».
Цель: познакомить обучающихся с устройством православного храма, правилами и традициями поведения в нём.
Задачи.
Образовательные: познакомить обучающихся с основными архитектурными и символическими элементами православного храма, а так же со значением храма в православной традиции.
Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к православному храму, религиозным святыням, формировать умения и навыки поведения в храме.
В рамках изучения темы «От рождения до вечности» было выбрано одно из таинств церкви, а именно, таинство крещения. Обучающиеся посетили Сретенский монастырь, где один из слушателей Духовной семинарии подробно рассказал им о таинстве крещения.
Название экскурсии:
«Рождённое от плоти есть плоть, рождённое от Духа есть Дух». Ин. 3,6
Тема экскурсии: «Таинства православной церкви».
Цель: познакомить обучающихся с православным пониманием сущности церковного Таинства крещения.
Задачи.
Образовательные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением Таинства крещения.
Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к традициям православного Храма.
Для проверки гипотезы, выдвинутой в рамках проведения эксперимента было проведено 2 тестирования:
- Тест I разработан по программе курса «Основы православной культуры» (автор О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик.)
- Тест II разработан по темам и планам-конспектам организованных экскурсий.
В среднем, тест I обучающиеся выполнили на 69%, а тест II - 78%
Подготовка мини-проектов.
Для того чтобы понять заинтересованность детей в данном предмете, глубину понимания ими основных понятий православной культуры, а так для осуществления связи примером из жизни, обучающимся был предложено подготовить мини – проекты на тему «В начале было…», или проекты о храме, который дети посещают с родителями «Мой храм».
Вся группа выбрала для проектов тему, посвящённую изучению и исследованию своего крещения. Дети рассказывали о том, где и когда их крестили.
Так как крещение большинства детей происходило в младенчестве, то главным источником информации об этом таинстве должны быть родители. В проекте родителям предлагается ответить на ряд основных вопросов. («Анкета для родителей»).
Ребята подготовили небольшие «справочники», в которых описали тот храм, где их крестили, указали день своего крещения, рассказали о дне Ангела, и о том, кто является их небесным покровителем. Дети изучили житие своего небесного покровителя и выучили молитву к нему.
К сожалению не все дети подготовили полный «справочник»: из 7 участников проекта полную анкету составили только 5 человек, потому что родители 2 детей не смогли вспомнить, когда и где крестили своих детей. Поэтому они не смогли оказать полноценную помощь своему ребёнку в создании мини-проекта.
Ученик | Тест I (%) | Тест II (%) | Мини проект |
Ученик 1 | 62 | 92 | 3 |
Ученик 2 | 79 | 92 | 5 |
Ученик 3 | 70 | 70 | 5* |
Ученик 4 | 40 | 60 | 2 |
Ученик 5 | 88 | 92 | 5 |
Ученик 6 | 76 | 75 | 5 |
Ученик 7 | 70 | 70 | 5 |
69 | 78 |
Выводы:
- Гипотеза подтвердилась:
Музейная педагогика способствует более глубокому, осознанному изучению курса «Основы православной культуры» для слабовидящих детей.
- Цели и задачи выполнены.
Предложения:
Необходимо составить музейно-педагогическую программу, для более глубокого и осознанного изучения курса «Основы православной культуры в ГКОУ СКОШИ №2».
Приложение №1
Тест I
разработан по программе курса «Основы православной культуры» (автор О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик.)
ФИО _____________________________________
Дата:_______________
1) Когда состоялось Крещение Руси?
- в 1988 году
- в 988 году
- в 1054 году
2) Где записаны самые главные правила и нормы, которые должны соблюдать в нашем, российском обществе все люди, вне зависимости от их отношения к религии или религиозной принадлежности?
- в Библии
- в сочинениях учёных и философов
- в Конституции Российской Федерации
3) Что из окружающего нас свидетельствует о любви Бога?
- книги, в которых рассказываются древние предания
- прекрасный, сотворённый Богом мир
- технические и научные изобретения
4) Какие выводы можно сделать из ответа архиепископа Луки Войно-Ясенецкого на вопрос «Разве вы видели своего Бога?».
Отметь в перечисленном ниже материале верные выводы (их может быть несколько).
- Если человек что-то не видит, нельзя сделать вывод, что этого нет.
- То, что не может увидеть человек, — не существует.
- Существует много такого, что увидеть невозможно.
- В мире существует только то, что можно почувствовать, потрогать.
- Как люди получали Божественное Откровение?
- от людей, которых выбрал Бог
- от учёных
- от царей
6) Как называется книга, в которой содержится основная часть Священного Предания?
- Молитвослов
- Жития святых
- Библия
7) Слово Библия в переводе с греческого языка означает:
- Книга Откровений
- Книги
- Книга Бытия
9) Библия состоит:
- Из трех частей
- Из двух частей
- Из пяти частей
10) Что в переводе с греческого означает слово «поэтос»?
- писатель
- творец
- художник
11) Кого называют прародителями человечества?
- бабушек и дедушек
- родителей
- первых людей — Адама и Еву
12) Что было после грехопадения?
- Люди продолжали жить в раю, как и прежде.
- Грехопадение прервало живую связь людей с Богом, и люди не могли больше быть в раю.
- Люди убежали из рая, потому что боялись Бога.
12) Какое обещание Господь дал первым людям?
- Их дети вернутся обратно в рай.
- На землю придёт Спаситель.
- Они никогда не будут прощены.
13) Почему разрушилась Вавилонская башня?
- Потому, что её строили обычные люди.
- Потому, что она не понравилась правителю, и он приказал её разрушить.
- Потому, что возведением этой башни строители хотели возвыситься до Бога.
- Потому, что строители перессорились и не смогли завершить стройку.
14) Впишите правильно имена:
Человек, которому Бог сказал сделать ковчег для спасения от потопа: _______________
Человек, который по призванию Бога покинул свой дом и пришёл в Святую землю: ______________
15) Сколько заповедей дал через пророка Моисея Господь Бог для людей?
- семь
- девять
- десять
16) Как называется гора, на которой пророк Моисей получил Закон от Бога?
- Арарат
- Фавор
- Синай
17) Как по закону Божьему дети должны относиться к своим родителям?
- Стараться относиться к ним хорошо, как к своим друзьям, подругам.
- Слушаться их, пока не вырастут.
- Всегда почитать, уважать, любить своих родителей.
18) Как, по слова Иисуса Христа, следует относиться
к ближнему?
- В соответствии с тем, как этот человек относится к другим людям.
- Любить его, как самого себя, и всем жертвовать для него.
- Использовать его для выполнения своих желаний.
19) Какое имя было у явившегося Деве Марии архангела?
- Михаил
- Гавриил
- Серафим
20) Пронумеруй события в последовательности, в которой они происходили. Подчеркни события, являющиеся праздниками в Православной Церкви.
- Иоаким и Анна просят Бога о даровании им ребёнка.
- Благовещение.
- Жизнь Богородицы в Иерусалимском храме.
- Рождество Пресвятой Богородицы.
- Дева Мария живёт в доме Иосифа.
- Рождество Иисуса Христа.
21) Почему Иисус Христос родился в пещере?
- Богородица жила в бедной семье Иосифа.
- Иосиф и Мария не успели дойти до города.
- В переполненном городе они не смогли найти места для ночлега в доме.
22) Как Иосиф с Марией оказались в Вифлееме?
- Они пришли навестить родственников.
- Они пришли на перепись населения.
- Они проходили мимо этого города.
23) Какое событие принято считать началом нашей эры?
- Благовещение
- Рождество Христово
- Рождество Пресвятой Богородицы
24) В какой праздник вспоминается явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы?
- в Рождество
- в Богоявление
- в Воскресение Христово
25) Как православный человек должен относиться к суевериям?
- верить в них
- не верить в них
- не верить, но на всякий случай исполнять все суеверные правила
26) Что такое притча?
- Заповедь, которую необходимо соблюдать.
- Короткая история с глубоким духовным смыслом.
- История из жизни рассказывающего человека.
27) Чему учит притча о блудном сыне?
- Тому, что Господь, подобно любящему своих детей отцу, принимает тех, кто приходит к Нему с покаянием.
- Тому, что можно пожить в своё удовольствие,
а потом вернуться на праведный путь.
- Тому, что можно совершать ошибки в жизни, всё равно тебя простят.
28) Как называется проповедь Иисуса Христа, в которой Он говорил о заповедях блаженств?
- Великая
- Нагорная
- Благодатная
29) Как понимается в Евангелии выражение «духовная нищета»?
- Как смирение, понимание человеком, что всё дано ему от Бога.
- Состояние души, когда человек безразличен ко всему, что происходит в его жизни и жизни других людей.
- Полное духовное падение человека.
30) О каких слезах говорится во второй заповеди блаженств?
- о слезах слабости
- о слезах печали и горя
- о слезах покаяния
31) Выбери верное высказывание. Отметь его.
- Человек должен всегда отвечать злом на зло.
- Смирение и кротость делают человека слабым.
- Смирение и кротость делают человека похожим на Христа.
- Чтобы быть смиренным и кротким, нужно быть очень сильным.
32) Как должен поступать христианин, когда другой
человек проявляет неуважение к его взглядам, высмеивает его?
- Точно так же высмеивать, проявлять неуважение к этому человеку.
- Хранить спокойствие.
- Скрывать свою веру, свои религиозные взгляды.
Приложение №2
Тест II
разработан по темам и планам-конспектам организованных экскурсий.
1) Какой праздник считается днём рождения Церкви?
- Пасха
- Вознесение Иисуса Христа
- Троица
2) Что такое иконостас?
- рама, в которой находится икона
- часть храма, где молятся священники
- ряд икон перед алтарём
3) Кто может заходить в алтарь?
- только священнослужители
- все верующие христиане
- священнослужители и те, кому они дают благословение
4) Что в Православии является символом спасения, победы над смертью?
- храм
- икона
- крест
5)Царскими вратами называются
- двери в храме
- врата в центре иконостаса, ведущие к алтарю
- ворота, через которые верующие входят на территорию храма
6) Поставь знак «+» напротив тех слов, которые от-
носятся к православному храму.
- Купол
- Крест
- Алтарь
- Царские врата
- Иконостас
- Притвор
- Мансарда
- Маковка
7) Сколько Таинств существует в Православии?
- пять
- семь
- восемь
8) Для чего нужны Таинства?
- Чтобы люди считали себя православными христианами.
- Чтобы христиане имели возможность посещать храм.
- Чтобы быть в единстве с Богом, получать силу, поддержку от Бога.
9) Сколько раз в жизни человек можется принять крещение?
- 1
- 3
- сколько раз сам захочет
10) Может ли таинство крещения проводить не священник?
- да, редких случаях, когда это необходимо.
- нет, никогда.
11) Без чего не может происходить таинство крещения?
- без крестных родителей.
- без воды.
- без священника.
- без крестильной рубашки.
12) Может ли таинство крещения проходить не в храме?
- да
- нет.
Приложение №3
Анкета для родителей для работы над мини-проектами.
(Авторская работа.)
- ФИО ребенка __________________________________
- Число, месяц и год крещения______________________
- Место крещения _______________________________
(город, храм и др.)
- Имя при крещении _____________________________
- В честь кого (почему) назвали ____________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
- Крестные родители _____________________________
По желанию и по возможности фото с крещения.
Приложение №4
План-конспект экскурсии в Храм Всех Святых на Соколе в рамках экспериментальной работы «Музейная педагогика как один из инструментов для изучения ОПК в ГКОУ СКОШИ №2»
«…дом Мой домом молитвы
наречётся для всех народов».
Мк. 11,17
Тема экскурсии: «Устройство православного храма. Значение храма для православных христиан».
Цель экскурсии: познакомить обучающихся с символикой православного храма, правилами и традициями поведения в нём.
Задачи.
Образовательные: познакомить обучающихся с основными символическими элементами православного храма, со значением храма в православной традиции.
Воспитательные:
-способствовать формированию уважительного отношения к православному храму, религиозным святыням,
-формировать правила поведения в храме.
Оборудование: ручки, карандаши, фотоаппараты (по усмотрению учеников).
Содержание экскурсии.
- Вступление.
Организационная часть.
«Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в Храм Всех Святых на Соколе. До него мы будем добираться на школьном автобусе. Давайте вспомним, как надо себя вести в автобусе при посадке, во время движения, и при высадке?» (ответы детей, инструктаж по ТБ).
Информационная часть (в автобусе)
«Скажите, что такое Храм, для чего люди ходят в Храм? Какой православный праздник является Днём рождения Церкви? (Ответы детей).
Сегодня мы посетим Храм Всех Святых на Соколе. Он находится рядом с метро Сокол.
Храм Всех Святых в селе Всесвятском – приходской православный Храм Всесвятского благочестия Московской епархии. Он построен в 1733 – 1736 годах в подмосковном селе Всесвятском. Главный престол храма был освящён в честь праздника Всех Святых.
С 1939 по 1946 год храм был закрыт. Сейчас этот Храм находится в районе Сокол Северного административного округа города Москвы.
Когда мы приедем, об истории этого Храма нам более подробно расскажет иерей Алексей Фатюхин, который работает в этом храме.
К нему мы можем обращаться как отец Алексей.
А пока давайте вспомним, как мы должны вести себя в Храме? (Ответы детей)
Основная часть экскурсии.
Основную часть экскурсии проводит отец Алексей Фотюхин. Иерей Храма Всех святых на Соколе.
По предварительному согласованию он рассказывает детям об истории храма, показывается основные архитектурные и символические части храма:
-притвор,
- алтарь,
-иконостас,
-царские врата,
-купол,
-«маковку», храма, на которой расположен крест,
-крест,
- колокольню.
Так же отец Алексей рассказывает о значении Храма для православных людей.
«Ребята давайте скажем большое спасибо отцу Алексею за интересную экскурсию. Если у вас есть вопросы к отцу Алексею, можете задать.»
Заключительная часть.
«Ребята мы сегодня свами побывали в замечательном Храме. Мы каждый день проезжаем или кто-то проходит мимо этого храма в школе и обратно. Наверно мало кто знал о богатой истории этого Храма, об особенностях постройки и святынях, которые тут находятся. Мы увидели то, что о чем читали в учебниках: притвор Храма, иконостас, алтарь. Увидели «Царские врата» и, возможно, кто-то из вас ощутил присутствие Святого Духа, которых непременно присутствует в каждом храме. А теперь нам пора возвращаться в школу».
По дороге в школу, в автобусе учитель проводит рефлексию занятия
«Ребята, расскажите:
-что такое Иконостас и для чего он нужен?
-Как называется самое святое место в Храме, и кто туда может заходить?
-Почему царские врата называются «Царскими»?
- По каким признакам мы можем определить, что, то или иное здание является Православным храмом? (ответы детей)
-Вам понравилась экскурсия?
-Что больше всего Вам запомнилось из нашей экскурсии?
- Почему?
Приложение №5
План-конспект экскурсии в Сретенский монастырь в рамках экспериментальной работы «Музейная педагогика как один из инструментов для изучения ОПК в ГКОУ СКОШИ №2»
«Рождённое от плоти есть плоть,
рождённое от Духа есть дух.» Ин. 3,6
Тема экскурсии: Таинства православной церкви.
Цель: Познакомить обучающихся с православным пониманием сущности церковных Таинств.
Задачи:
Образовательные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением священнодействий, Таинств.
Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к православной христианской культуре и традициям.
Оборудование: Ручки, карандаши, фотоаппараты (на усмотрение учеников)
Содержание экскурсии:
- Вступление
Организационная часть:
«Здравствуйте ребята, сегодня мы свами отправимся на экскурсию в Сретенский монастырь. До него мы будем добираться на школьном автобусе. Давайте вспомним, как надо себя вести в автобусе при посадке, во время движения, и при высадке?» (ответы детей, инструктаж по ТБ)
Информационная часть (в автобусе):
«Ребята, кто вспомнит, что такое монастырь? Кто такой монах? (Ответы детей).
Мы свами сегодня посетим Сретенский мужской монастырь. Сре́тенский монасты́рь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большой Лубянке (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). Так же мы должны свами вспомнить: как надо себя вести в храме?
Основная часть:
Основную часть экскурсии проводит студент Сретенской Духовной семинарии Кирилл. По предварительному согласованию детям рассказывается история монастыря, святыни. А так же:
-что такое таинства,
-как происходит таинство крещения,
-какой день принято считать Днем Ангела,
-именины,
-небесный покровитель.
Так же обзорная экскурсия проводится по Духовной семинарии Сретенского монастыря:
-учебные аудитории,
-актовый зал;
-библиотека.
«Ребята, давайте поблагодарим Кирилла за проведенную экскурсию. Если у вас остались какие-то вопросы, то можете их задать. А теперь нам пора возвращаться в школу».
Заключительная часть:
«Ребята сегодня вы узнали о Таинстве крещения и о значении этого Таинства для православного человека. Так же вы дома у родителей можете узнать, когда у вас день Ангела, именины. Может кто-то уже знает кто его Небесный покровитель? (ответы детей) Вам понравилась экскурсия? Что больше всего Вам запомнилось из экскурсии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...
Тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс
Тематическое планирование составлено к учебнику Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова "Основы православной культуры" для 4 класса....
ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс Урок №1 «Наш дом — Россия»
Это вводный урок в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», общий для всех модулей. Учащиеся должны осознать, что мы все разные, но мы все вместе живем, учимся, тру...
рабочая программа ОРКСЭ. Основы православной культуры 4 класс
рабочая программа...
Приложение к рабочей программе ОРКСЭ. Основы православной культуры. КТП 4 класс
Календарно - тематическое планирование курса...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...