Рабочая программа
рабочая программа (8 класс) на тему

Габуева Марина Хасановна

"Искусство Осетии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_iskusstvo_osetii_dlya_8_kl_.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

«Искусство Осетии» 8 класс

Пояснительная записка.

     Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

      Рабочая программа разработана на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578).

Предметная область:

      На изучение учебного курса «Искусство Осетии» образовательной области «Искусство» из части учебного плана школы, формируемой участниками образовательных отношений, отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Учебный курс предусматривает изучение регионального аспекта культуры Осетии, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев. Имеет большое образовательное значение - формирует личность выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя и  создателя его социокультурных ценностей.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты: 

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре  других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами изучения предмета «Искусство Осетии» являются:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;

Предметные результаты:

В результате изучения курса обучающийся научится:

-узнавать основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства,  в различные исторические периоды;

-памятники материальной и духовной культуры региона.

-виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, (населенный пункт) или
школу;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • -выделять характерные черты творческого наследия своего народа, отражающие традиции художественной культуры региона;
  • -работать с источниками информации, преобразовывая ее в интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
  • -ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

         -высказывания собственного суждения о представителях искусства Осетии        через анализ их произведений;

  • -организации личного и коллективного досуга.

Содержание учебного курса

Содержание учебного курса «Искусство Осетии» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие подходы :

  • краеведческий,
  • содержательно – деятельностный,
  • личностно- ориентированный.

Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования учебного курса:

  • принцип культурных доминант,
  • территориальный,
  • принцип интерактивности.

Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулированы 

задачи курса:

  • приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
  • формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности уникальности и неповторимости;
  • воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
  • развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

    Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры  Алании, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, музыки,живописи,народных традиций и обычаев .

Структура содержания программы учебного курса «Искусство Осетии» представлена 4 модулями:

  1.  «Архитектура ».
  2. «Изобразительное и декоративно-прикладное  искусство».
  3.  «Музыкальное искусство».
  4.  «Театр и кино».

             В разделе «Архитектура »

раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Владикавказа  как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города , архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени.

        Раздел «Музыкальное искусство»

 охватывает вопросы истории становления музыкальной культуры Осетии, народное и профессиональное творчество осетинских музыкантов, музыкальные театры.

       В разделе «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды осетинских художников. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров.

      В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлены драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания Государственного драматического театра , рождения Северо-Осетинской студии кинохроники и современной детской студии мультипликации.

Каждый из представленных разделов содержит теоретические сведения и рекомендации по проведению практической части занятия по каждой теме.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края»

  • преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей,
  • учет межпредметных связей,
  • проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

       Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет»по четвертям, по полугодиям «5»-«2»

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

1

Введение в предмет

2

2

Архитектура

6

3

Музыкальное искусство

6

4

Изобразительное и декоративно-прикладное  искусство

8

5

Театр и кино

8

6

Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Защита творческих проектов

4

Итого

34

Учебно -тематический план

№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Количест во часов

Основные теоретические сведения

Практическая работа

Раздел 1. 

Введение в предмет.

1

Определение понятия искусства

Из истории искусства.

2

Исторические периоды развития искусства

Раздел 2 Архитектура

6

2.1

История градостроительства

1

Вопросы строительства города,  его роль в формировании современного облика .  Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы.

Рассказ об истории и архитектуре Владикавказа

Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников

2.2

Особенности древних архитектурных сооружений горных районов Осетии

2.3

Архитектурные ансамбли Владикавказа

1

Архитектурные сооружения — один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.  Городская скульптура.

Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города.

Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)».

2.4

Храмы

1

Храмы как воплощение исторической памяти народа.

Роль храма в организации жизненного пространства жителей

города и данной местности.

2.5

Жилые массивы

1

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования.

Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)».

2.6

Места досуга

1

Культурные центры- Набережная, , их функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки,  Государственная научная библиотека 

Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление 

2.7

Защита творческих проектов

1

Раздел 2.

Музыкальное искусство

3.1

Из истории музыкальной культуры

1

Творческая встреча с композиторами, слушание и исполнение их музыкальных произведений

Посещение филармонии мини-сочинения на тему о прослушанной музыке впечатлении от исполнительской культуры

3.2

Народное музыкальное творчество

1

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на  народных инструментах.

Ансамбль «Къона»

Посещение концерта и знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов город

3.3

Музыкальные коллективы  филармонии

1

Эстрадный ансамбль Кабоева

Прослушивание музыки

3.4

Музыкальный театр

1

Страницы истории музыкального театра

Первая опера,балет.

Посещение (по выбору) музыкального театра, написание отзыва на спектакль

3.5

Современные творческие коолективы

1

3.6

Защита творческих проектов

1

Раздел 4.

Изобразительное и декоративно-прикладное 

искусство

4.1

Истоки современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремесел

4.2

Музеи

Из истории создания музеев

Посещение (по выбору) музея

4.3

Народные мастера

Знакомство с изделиями народных мастеров

4.4

Обзор творчества художников

Общее знакомство с творчеством  художников,стоявших у истоков осетинской живописи

Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).

4.5

Государственный художественный музей

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Осетинская  живопись и графика первой трети XX века. Иконы,.

Действующие выставки Посещение выставочных залов или виртуальных музеев

4.6

Выставочный зал Союза художников

Раздел 5. Театр и кино

Осетия театральная

1

Общий обзор: из истории создания театров;перечислить

посещение — по выбору

Театральное закулисье

Посещение театральной постановки, устное рецензирование просмотренного спектакля.

Анализ драматургии просмотренной театральной постановки

Северо-Осетинская студия кинохроники

Из истории создания: первый кинотеатр,фильмы ,рождение Северо-Осетинской студии  кинохроники

Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа

Детская студия мультипликации

знакомство с технологией создания детских мультфильмов

Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».

Документальное кино

фестиваль

Защита творческих проектов

1

Формы подачи материала различные,устная — доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама

Итого

36

В результате изучения курса «ИСКУССТВО  ОСЕТИИ»:

в разделе «архитектура » ученик должен:

знать / понимать:

— основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;

— выдающиеся архитектурные памятники Осетии и Владикавказа, вошедшие в мировой художественный фонд;

уметь:

  • выделять характерные черты творческого наследия осетинских  архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;
  • показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города , его ярких представителях;
  • организации личного и коллективного досуга.

в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

— основные имена выдающихся представителей музыкального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;

— иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Владикавказа и Осетии;

уметь:

  • выделять характерные черты музыкального творческого наследия осетинских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
  • показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
    исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
  • высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Осетии посредством художественного анализа их произведений;
  • организации личного и коллективного досуга.

В разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

  • основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;
  • виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;

уметь:

— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства города в процессе знакомства с их творчеством.

в разделе «ТЕАТР И КИНО» ученик должен:

знать / понимать:

  • основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;
  • историю создания театров Осетии: русского (старейшего на Кавказе,СевероОсетинского драматического, музыкального, кукольного) ;

уметь:

— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ориентации в классическом наследии и современном процессе становления художественной культуры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства;
  • высказывания собственного суждения о театральных постановках,о творчестве актера;
  • организации личного и коллективного досуга (посещение театров).

Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...