"Развитие творческих способностей обучающихся II ступени через использование информационных технологий при обучении математике".
статья на тему
"Развитие творческих способностей обучающихся II ступени через использование информационных технологий при обучении математике".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие творческих способностей обучающихся II ступени через использование информационных технологий при обучении математике".
Блягоз Мариет Арамбиевна, учитель математики и информатики
МБОУ "СОШ№8" Теучежский район.
Школа начала XXI века.
Использование больших возможностей информационных технологий позволяет изменять и обогащать содержание образовательного процесса, повышает эффективность урока.
Актуальность опыта состоит в том, что в процессе его применения используются информационные технологии, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся, привитию интереса к предмету через расширение кругозора ребёнка, развитие творческих задатков, разнообразия повседневной учебной деятельности. Для оптимизации преподавания математики в школе следует учитывать и современные требования жизни.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Ведущая педагогическая идея опыта — создание на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационных технологий для расширения возможностей и развития творческих и познавательных способностей школьников.
Информационные технологии, обладая функциональными специфическими возможностями (быстродействие, мультимедийность) при условии продуманной методики организации процесса обучения, могут стать ещё и мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта обучающихся, для продолжения образования и последующей профессиональной деятельности школьников.
Технология опыта
Цель: подготовка выпускника, желающего участвовать в межкультурной коммуникации и совершенствоваться в овладении математикой, владеющего не только определёнными знаниями и умениями, но и обладающего новыми ключевыми компетенциями, соответствующими актуальным и перспективным потребностям общества.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1.Использование информационных (компьютерных) технологий как средств обучения математике.
2.Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся через создание ситуации успеха на уроке.
3. Создание положительной мотивации к обучению с помощью отбора и апробации игровых методик и приемов.
4.Привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок школьниками.
5.Совершенствование педагогического мастерства учителя на основе овладения информационными технологиями.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Механизм реализации опыта – система обучения и воспитания.
Составные части:
- игровые методики;
- информационные технологии;
- Интернет – технологии;
- межпредметные связи.
Основные отличия:
- использование информационных технологий при обучении математики в качестве лучших форм подачи учебной информации и средств контроля знаний;
- возможность использования для закрепления понятий динамичных анимации, в которых выделяются визуально важные части чертежа, уравнения, определения, теоремы и т.п.;
- возможность многократного повторения интеллектуальных процедур для их закрепления с контролем степени усвоения;
- возможность автоматизированного контроля и оценивания уровня знаний, систематизации ошибок в ходе выполнения тестов.
Компьютер представляет источник учебной информации, качественное наглядное пособие с новым уровнем, с возможностями мультимедийной аппаратуры. Это отличное средство контроля, прекрасный тренажёр, повышающий уровень качества и дифференциации обучения.
На сегодня в нашей школе имеется ряд отработанных моделей использования информационных технологий:
- демонстрация программы, подготовленной учителем;
- тестирование с вводом или выбором ответа;
- отработка навыков с помощью компьютерного тренажёра.
При проведении внеклассных мероприятий по математике решаются следующие задачи:
- углубление и расширение кругозора в области математики;
- пополнение запаса историко-научных знаний школьников;
- решение научно-прикладных задач;
- формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности; изучение математики вносит позитивный вклад в умственное развитие человека. Для оценки качества организации учебно-воспитательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, я применяю диагностики, задачи которых таковы:
• сбор данных об обучении и воспитании обучающихся;
• диагностика познавательной активности и мотивации к изучению математики;
• определение требований к уровню подготовки учителей и обучающихся;
• изучение информации о соответствии фактического результата ожиданиям;
• оценка соответствия уровня обучения государственным стандартам.
Информационные технологии позволяют активно вовлекать внешкольную информацию в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений; формировать умения находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе и с использованием различного технического инструментария.
В заключении хочу отметить, что практический опыт моей работы убеждает в том, что совершенствование методов обучения, развитие творческих и умственных способностей школьников при изучении математики может быть достигнуто лишь при условии интенсивного применения учителем новейших достижений психологии, дидактики и информационных технологий.
Список использованной литературы:
1.Бабанский, Ю. К. Оптимизация обучения/ Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982.
2.Глейзер, Г. Д. Повышение эффективности обучения математике в школе/ Г. Д. Глейзер – М.: Просвещение, 1998.
3.Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике/ О. Б. Епишева – М.: Просвещение, 1990.
4.Крылова, Л.Н. Метод проектов в обучении математики// Журнал «Математика в школе», №4, 2006.
5.Курдюмова, Н.А. Нестандартные учебные мероприятия// Журнал «Математика в школе», №9, 2002.
6.Лемберг, Р. Г. Методы обучения в школе/ Р. Г. Лемберг – М.: Сфера, 1976.
7.Сайт Федерации Интернет – образования. http://center.fio.ru
8.Соловьёва, Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя/ Л.Ф. Соловьёва– СПб.: БХВ – Петербург, 2003.
9. Энциклопедия персонального компьютера и Интернета Кирилла и Мефодия. Современная мультимедиа энциклопедия на CD// М.: «Кирилл и Мефодий», 2003.
10.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская– М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.
Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...
Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы
Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках и во внеурочной ...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...