"Развитие творческих способностей обучающихся II ступени через использование информационных технологий при обучении математике".
статья на тему

Блягоз Мариет Арамбиевна

"Развитие творческих способностей обучающихся II ступени через использование информационных технологий  при  обучении математике".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие творческих способностей обучающихся II ступени через использование информационных технологий  при  обучении математике".

 Блягоз  Мариет  Арамбиевна, учитель математики и информатики

 МБОУ "СОШ№8" Теучежский район.

Школа начала XXI века.

 Использование больших возможностей информационных технологий позволяет изменять и обогащать содержание образовательного процесса, повышает эффективность урока.

Актуальность опыта состоит в том, что в процессе его применения используются информационные технологии, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся, привитию интереса к предмету через расширение кругозора ребёнка, развитие творческих задатков, разнообразия повседневной учебной деятельности. Для  оптимизации  преподавания математики в школе следует учитывать и современные требования жизни.

         Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Информационные  технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

      Ведущая педагогическая идея опыта — создание на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационных технологий  для расширения возможностей и развития творческих и познавательных способностей школьников.

     Информационные технологии, обладая функциональными специфическими возможностями (быстродействие, мультимедийность) при условии продуманной методики организации процесса обучения, могут стать ещё и мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта обучающихся, для продолжения образования и последующей профессиональной деятельности школьников.

Технология  опыта

Цель: подготовка выпускника, желающего участвовать в межкультурной  коммуникации и совершенствоваться в овладении математикой, владеющего не только определёнными знаниями и умениями, но и обладающего новыми ключевыми компетенциями, соответствующими актуальным и перспективным потребностям общества.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

1.Использование информационных  (компьютерных) технологий  как средств обучения математике.

2.Развитие  творческих и познавательных способностей обучающихся через создание ситуации успеха на уроке.

3. Создание положительной мотивации к обучению с помощью отбора и апробации игровых методик и приемов.

4.Привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок школьниками.

5.Совершенствование педагогического мастерства учителя на основе овладения информационными технологиями.

     Организация учебно-воспитательного процесса.

Механизм реализации опыта – система обучения и воспитания.

Составные части:

-        игровые методики;

-        информационные технологии;

-        Интернет – технологии;

-        межпредметные связи.

     Основные отличия:

- использование информационных технологий при обучении математики в качестве лучших форм подачи учебной информации и средств контроля знаний;

- возможность использования для закрепления понятий динамичных анимации, в которых выделяются визуально важные части чертежа, уравнения, определения, теоремы и т.п.;

- возможность  многократного  повторения интеллектуальных процедур для их закрепления с контролем степени усвоения;

- возможность  автоматизированного  контроля и оценивания уровня знаний, систематизации ошибок в ходе выполнения тестов.

Компьютер  представляет  источник учебной информации, качественное наглядное пособие с новым уровнем, с возможностями мультимедийной аппаратуры. Это отличное средство контроля, прекрасный тренажёр, повышающий уровень качества и дифференциации обучения.

На сегодня в нашей школе имеется ряд отработанных моделей использования информационных технологий:

- демонстрация программы, подготовленной учителем;

- тестирование с вводом или выбором ответа;

- отработка навыков с помощью компьютерного тренажёра.

При проведении внеклассных мероприятий по математике решаются следующие задачи:

- углубление и расширение кругозора в области математики;

- пополнение запаса историко-научных знаний школьников;

- решение научно-прикладных задач;

- формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности; изучение математики вносит позитивный вклад в умственное развитие человека. Для оценки качества организации учебно-воспитательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, я применяю диагностики, задачи которых таковы:

•        сбор данных об обучении и воспитании обучающихся;

•        диагностика  познавательной активности и мотивации к изучению математики;

•        определение требований к уровню подготовки учителей и обучающихся;

•        изучение информации о соответствии фактического результата ожиданиям;

•        оценка соответствия уровня обучения  государственным стандартам.

Информационные технологии позволяют активно вовлекать внешкольную информацию в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений; формировать умения находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе и с использованием различного технического инструментария.

В заключении хочу отметить, что практический опыт моей работы убеждает в том, что совершенствование методов обучения, развитие творческих и умственных способностей школьников при изучении математики может быть достигнуто лишь при условии интенсивного применения учителем новейших достижений психологии, дидактики и информационных технологий.

Список использованной  литературы:

1.Бабанский, Ю. К. Оптимизация обучения/ Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982.

2.Глейзер, Г. Д. Повышение эффективности обучения математике в школе/ Г. Д. Глейзер – М.: Просвещение, 1998.

3.Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике/ О. Б. Епишева – М.: Просвещение, 1990.

4.Крылова, Л.Н. Метод проектов в обучении математики// Журнал «Математика в школе», №4, 2006.

5.Курдюмова, Н.А. Нестандартные учебные мероприятия// Журнал «Математика в школе», №9, 2002.

6.Лемберг, Р. Г. Методы обучения в школе/ Р. Г. Лемберг – М.: Сфера, 1976.

7.Сайт Федерации Интернет – образования. http://center.fio.ru

8.Соловьёва, Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя/ Л.Ф. Соловьёва– СПб.: БХВ – Петербург, 2003.

9.        Энциклопедия персонального компьютера и Интернета Кирилла и Мефодия. Современная мультимедиа энциклопедия на CD// М.: «Кирилл и Мефодий», 2003.

10.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская– М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы

Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках  и во внеурочной ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...