Методическая разработка "Здоровый и крепкий ребенок"
методическая разработка на тему

Вырьева Виктория Николаевна

 

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zdorove_rebenka.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»  г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Здоровый и крепкий ребенок»

(из опыта работы)

Разработали:

Вырьева Виктория Николаевна

педагог дополнительного образования

г.Ярцево

2017 год

Здоровье – это драгоценность, и,

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ» 

Мишель де Монтень

        Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, поставленных перед любым образовательным учреждением. Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребёнка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья данного ему природой.                                                        Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

        В начале учебного года я провожу диагностику исходного уровня физического и физиологического развития ребенка. В процессе диагностики я использую: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, я намечаю план дальнейшей работы и  ставлю для себя цель:

  • обеспечить обучающемуся  возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.        

        Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.                                                                В творческом объединении я стараюсь создать такую  обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.

        Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

        Здоровье учащегосяв норме, если в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане и в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость, обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

                                                        Здоровый человек

Хорошая физическая и

       умственная работоспособность

Адекватная

самооценка

Адекватные реакции

на внешние раздражители

Стабильное гармоничное

физическое и умственное

развитие

Высокие резервные

возможности организма

Средняя и высокая

мотивация достижения

целей

                Хорошая социальная

     адаптация

             Синхронные и постоянные

                 показатели функционирования

       всех систем организма

          Отсутствуют факторы риска

          для здоровья

       Социальные условия жизни

Принципы здоровьясбережения:

  • «Не навреди!».
  •  Приоритет заботы о здоровье педагога и обучающегося.
  •  Непрерывность и преемственность. 
  •  Субьект-субьективные взаимоотношения.
  •  Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
  •  Комплексный, междисциплинарный подход.
  •  Успех порождает успех.
  •  Активность.
  •  Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей. 

        Все эти показатели дают мне возможность выделить здоровьесберегательные критерии  и уровни гигиенической рациональности на занятиях.

Критерии здоровье сбережения

Характеристика

Рациональный уровень

Недостаточно рациональный уровень

Нерациональный уровень

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание рассказа, ответы на вопросы, рассматривание, описывание.

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность и частота чередования видов

деятельности

Не более 10 мин

15 мин

Более 15 мин

Количество

видов

преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная

 или практическая работа, аудиовизуальный

Не менее 3-х

2

1

        На каждом занятии я стараюсь использовать здоровьесберегающие нормы.

Анализ занятия  в творческом объединении с позиции здоровьесбережения

Норма

Что наблюдается

1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушанье, рассказ, разглядывание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение практической работы… 

Норма: 4 – 7 видов.

Норма: 89 % опрошенных педагогов.

Ниже нормы: 11 % опрошенных педагогов.

2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности. 

Норма: не более 10 минут.

Выше нормы: 19 % опрошенных педагогов.

Норма: 73 % опрошенных педагогов.

Ниже нормы: 8 % опрошенных педагогов.

3. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный … 

Норма: не менее трех.

Выше нормы: 11 % опрошенных педагогов.

Норма: 89 % опрошенных педагогов.

4. Наличие на занятии работ, в которых обучающиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельная работа, работа в группах, в парах, ролевые игры… 

Норма: не менее 7 – 10 минут.

Выше нормы: 8 % опрошенных педагогов.

Норма: 92 % опрошенных педагогов.

5. Наличие на занятии оздоровительных моментов. 

Норма: не менее трех.

Выше нормы: 11 % опрошенных педагогов.

Норма: 81 % опрошенных педагогов.

Ниже нормы: 8 % опрошенных педагогов.

        На занятиях я применяю комплекс различных средств здоровьесберегающих технологий. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.         К средствам здоровьесберегательных технологий можно отнести:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся:

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки и подвижные перемены;
  • Эмоциональные перемены и «минутки покоя»;
  • Гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная);
  • Лечебная физкультура;
  • Подвижные игры;
  • Специально организованная двигательная активность ребенка;
  • Массаж;
  • Психогимнастика.

        Приведу некоторые упражнения, которые я применяю на занятиях.

Упражнения,  направленные на овладение приемами релаксации и  концентрации,    способствующими повышению       энергетического          потенциала.

Упражнение №1. 

         Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым  глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь». Положив на лоб левую ладонь, затем   правую  повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача». Потирая ладонь о ладонь  повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче». Встав на цыпочки, руки  над головой сомкнуть в  кольцо,  повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».  И т. п.

        Так же я применяю на каждом занятии кинезеологические упражнения. Они развивают межполушарное взаимодействие.

Упражнение №2.

  • «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
  • «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

        Для меня, самое важное, что  использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка -  тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

Применение  на  занятиях различных  видов   деятельности, таких как: самостоятельная работа с различными изобразительными  средствами, беседы, просмотр   видеоматериалов, лепка, конструирование, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям  с разными темпераментами.                                                                                  Обязательно  на каждом  занятии присутствие   физкультурных и динамических пауз. Они  позволяют снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье. Комплексы подбираются в зависимости от   вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так   как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.         Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.  Виды физкультминуток бывают разные: 

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика.

        К примеру:  

Физкульминутка «Мы веселые мартышки»:

Мы весёлые мартышки,                 Дружно прыгнем к потолку,

Мы играем громко слишком,          Оттопырим ушки,

Мы в ладоши хлопаем,                      Ногу поднесём ко рту,

Мы ногами топаем,                            Хвостик на макушку.

Надуваем щёчки,                                                     

И друг другу даже                              

Языки покажем.                                

        Физкультминутка «Мы веселые мартышки» включает в себя артикуляционную гимнастику, способствует профилактике плоскостопия. Развивает артикуляционный аппарат и дыхательные упражнения. Они  способствуют профилактике ОРЗ:  

1. «Насос»: улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка

2. «Фокус»: сдуть воображаемую вату с кончика носа

3. «Погреть ручки»: вдох носом, медленный выдох ртом.

             Пальчиковую гимнастику я  провожу в любое удобное или свободное  время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Шарик», «В нашей избушке», «Где твой дом», «Сел на ветку снегирек» развивает воображение детей и познавательную активность.

           Большую роль в своей работе я отвожу подвижным играм. Особенно моим воспитанникам нравится подвижная  игра «Кот и мыши». Обычно, в роли кота выступаю я сама,  а  дети – мышки. Игра  «Паровозик» или «На самолете». Данную игру использую во время изучения таких тем, как «Материки», «Страны и народности» и т.п. В роли машиниста выступаю я сама, а дети – пассажиры.

          Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя я использую технологии музыкального воздействия. Музыкальное сопровождение – это элемент практически каждого занятия. Во время занятия, например, изучения какой-нибудь темы, я обязательно включаю  спокойную классическую музыку, детские песенки из мультфильмов или кинофильмов, соответственно теме занятия.  Я стараюсь использовать музыку и в свободное от занятий время. Дети подпевают, тем самым развивая память, танцуют.

        Психогимнастика по методу М.И. Чистяковой также способствует снятию напряжения: 

1. «Цветок»: воспитатель произносит, дети выполняют движения:

Наши красные цветки                                        Наши красные цветки

Открывают лепестки (руки в стороны).            Закрывают лепестки,    

Ветерок чуть дышит,                                          Головой качают,

Лепестки колышет (раскачиваются).                 Тихо засыпают.

2. «Ласка»: дети прижимают воображаемого котёнка.

3. «Холодно-жарко».

        Дети садятся в круг. Педагог говорит: «Подул ветер» - дети съёживаются в комочки. Педагог продолжает: «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» - дети расслабляются, улыбаются, поднимают лицо к «Солнцу».

        Важнейшим фактором в моем творческом объединении  являются гигиенические средства, которые способствуют развитию, сбережению и укреплению здоровья детей:

  • ежедневные проветривания кабинета;
  • ежедневная влажная уборка кабинета
  • соблюдение температурного режима помещения;
  • много света;
  • спокойный, доброжелательный тон педагога.

Работа с родителями для меня является важной составляющей всего педагогического процесса. Ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента зачисления ребенка в учреждение, я строю совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Для этого я провожу с родителями беседы на темы: «Ваш ребенок готовится к школе»,  «Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста», «Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет» и многие другие. Даю необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам, интересующие родителей. Я стараюсь привлечь родителей к участию в жизни творческого объединения. И родители активно  принимают участие в жизни нашего творческого объединения.

        Таким образом, очень важно, используемая в комплексе, здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

        Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, у детей потребность к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"

Конкурс "Учитель года России-2016" задание "Методический семинар" учитель технологии....

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Методическая разработка "Как помочь ребенку учиться"

Рекомендации для родителей обучающихся коррекционной школы...

Методическая разработка «Здоровый и крепкий ребенок» (из опыта работы)

Методическая разработка«Здоровый и крепкий ребенок»(из опыта работы)...

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов ...