Статья "Проектная и исследовательская деятельность в школе."
статья по теме
Опыт МБОУ СОШ №1 в использовании метода проектов в учебно-воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_v_shkole.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная и исследовательская деятельность в школе.
Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускников, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметов стандартизации. Очень важно, что часы компонента образовательного учреждения (вариативной части) наряду с расширением содержания учебных предметов федерального компонента могут использоваться для проведения исследовательской и проектной деятельности.
В 2014-2015 учебном году школе был присвоен статус муниципальной инновационной площадки, осуществляющей разработку и внедрение нового содержания образования в направлении «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образования».
Концепция изменений состоит в интеграции основных направлений образовательной деятельности учреждения. Новизна заключается в усовершенствовании, рационализации отдельных сторон педагогической деятельности, комбинации элементов известных методик. Целью инновационной деятельности является создание условий для
- формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности
- активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
- развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации
- формирования первичных навыков по работе с научным аппаратом проведения и оформления результатов.
МБОУ СОШ №1 имеет богатый опыт использования метода проектов в учебно-воспитательной деятельности. Апробация или внедрение полученных результатов осуществлялись:
в самом образовательном учреждении
• при изучении таких учебных предметов, как технология, иностранный язык, история
• в деятельности школьных объединений «Гармония», «Юный журналист», «НОИ», «СИТ».
• на городских семинарах учителей технологии, социальных педагогов, классных руководителей старшей ступени обучения, заместителей директора школы по ВР, проводимых на базе МБОУ СОШ №1.
в других образовательных учреждениях города, края, других стран
- в процессе совместной деятельности со школой – партнёром Перкинс Скул, город Сан-Диего, Калифорния, США
- на экологическом консорциуме, выступление «Экологическая культура без границ. Опыт работы над проектом» (г. Сан-Диего, США.)
- на международных конференциях Национальной ассоциации учителей английского языка (Всероссийский детский центр «Орлёнок»)
- на международной научно-практической конференции преподавателей английского языка «От теории к практике» (город Тула)
- на научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в средней и высшей школы в контексте интеграции в международное образовательное пространство» (ЮРГТУ)
- на XXI Международной конференции Всероссийской ассоциации учителей и преподавателей английского языка (город Екатеринбург)
В СМИ неоднократно были публикации, связанные с проектно-исследовательской деятельностью школы:
- «Новочеркасские ведомости» № 7 (1234) 12-18 февраля 2014 г., «Горячие. Зимние. Твои»
- «Новочеркасские ведомости» №16 (1243) 16-22 апреля, «Рисуют дети красоту»
- «Новочеркасские ведомости №1-2 (1228-1229) 1-14 января 2014 г., «Нет, я не Пушкин, я – другой»
- «Деловой Новочеркасск» №1 (001) 27 мая 2015, «Азбука бизнеса»
- «Деловой Новочеркасск №18 (018) 30 сентября 2015г., «Город, как школа»
- «Донская столица ТВ» выпуск новостей 12 февраля 2016 , сюжет об акции «В преддверии Дня освобождения Новочеркасска»
- «Деловой Новочеркасск» №2 (032) от 27 января 2016 года, страница 7, статья «Единство в различии», автор Ирина Васильева
- «Деловой Новочеркасск» №10 (040) 23 марта 2016г., «Где единение, там и победа»
- «Частная лавочка» №19 26 мая 2016г., «Почему эти дети учатся с удовольствием»
- «Новочеркасские ведомости» №21 (1352) 1-7 июня 2016 г. «Три команды школ Новочеркасска в финале первенства России»
- « «Новочеркасские ведомости» №20 (1351) 25-31 мая 2016 г. «Достопримечательности Новочеркасска глазами юных краеведов»
- «Наше Н:) время» №№180-182 (23495-23497) от 17 июня 2016 г., «Школа, в которой учат по-старому».
- «Деловой Новочеркасск» № 8 8 марта 2017г.,
«140 лет первая!».
- «Новочеркасские ведомости», № 3 25-31 января 2017г., «Школа-долгожитель».
Публикации, освещающие проектную деятельность школы, в сети Интернет:
1. Материалы о школьных проектах на сайте МБОУ СОШ №1 www.nov-school1.ru, раздел «Проекты и исследования.
2. Материалы о международных проектах на сайте МБОУ СОШ №1 www.nov-school1.ru, раздел «Международные связи».
3. Информация о международном проекте «Партнёрство в образовании. Диалог культур» на сайте школы – партнёра Perkins K-8 School www.sandi/perkins в разделе Activities, Russian club.
4. Материалы выступления на международной конференции преподавателей английского языка «От теории к практике» (20-22 сентября 2014г., город Тула) на сайте http://tsput.ru/Библиотека/Материалы конференции/
5. Статья «Социально-педагогическое проектирование как инструмент развития личности учащихся на стадии профильного и предпрофильного образования» (автор Дубовская Л.Б.) на сайте http://www.peduspeh.ru в разделе «Методические материалы».
6. http://mel.fm/2016/04/28/exchange_education «Как учёба по обмену подружила Сан-Диего и Новочеркасск. Чему учат американских детей в России, и что так нравится у нас учителям из США» Интервью с Терещенко И.Н, Фернандо Эрнандес, Андрющенко Геннадием, Натаном Гаридо.
Главным результатом проектно-исследовательской работы считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а формирование нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. «Не в количестве знаний
заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (А. Дистерверг). Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность, таким образом, повышая качество образования. «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О. Уальд.
И.Н. Терещенко, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....
Исследовательская работа:"Школа наш Эко дом"
исследовательская работа " Эко дом"...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».
Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...
Исследовательский проект "Школа - территория здоровья"
Добиться стойкого снижения распространения курения можно лишь при комплексном осуществлении стратегий, направленных на предотвращение начала курения среди детей и подростков. Участие родителей в профи...
Поисково-исследовательская, научно-исследовательская работа в школе.
Рекомендации по написанию научно-исследовательской работе для обучающихся....
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...