Статья "Проектная и исследовательская деятельность в школе."
статья по теме

 Опыт МБОУ СОШ №1 в  использовании метода проектов в учебно-воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_v_shkole.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность  в школе.

  Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускников, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметов стандартизации. Очень важно, что часы компонента образовательного учреждения (вариативной части) наряду с расширением содержания учебных предметов федерального компонента могут использоваться для проведения исследовательской и проектной деятельности.

         В 2014-2015 учебном году школе был присвоен статус муниципальной инновационной площадки,  осуществляющей разработку и внедрение нового содержания образования в направлении «Проектно-исследовательская деятельность учащихся  как средство повышения качества образования».

Концепция изменений состоит в интеграции основных направлений образовательной деятельности учреждения. Новизна заключается в усовершенствовании, рационализации отдельных сторон педагогической деятельности,  комбинации элементов известных методик. Целью инновационной деятельности является создание условий  для

  • формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности
  • активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний  
  • развития  творческой личности, ее самоопределения и самореализации
  • формирования  первичных навыков по работе с научным аппаратом проведения и оформления результатов.

МБОУ СОШ №1 имеет богатый опыт использования метода проектов в учебно-воспитательной деятельности. Апробация или внедрение полученных результатов осуществлялись:

в самом образовательном учреждении

•        при изучении таких учебных предметов, как технология, иностранный язык, история

•        в деятельности школьных объединений «Гармония», «Юный журналист», «НОИ», «СИТ».

•        на городских семинарах учителей технологии, социальных педагогов, классных руководителей старшей ступени обучения, заместителей директора школы по ВР, проводимых на базе МБОУ СОШ №1.

в других образовательных учреждениях города, края, других стран

  • в процессе совместной деятельности со школой  – партнёром Перкинс Скул, город Сан-Диего, Калифорния, США
  • на экологическом  консорциуме,  выступление «Экологическая культура без границ. Опыт работы над проектом» (г. Сан-Диего,  США.)
  • на международных конференциях Национальной ассоциации  учителей английского языка  (Всероссийский детский центр «Орлёнок»)
  • на международной  научно-практической  конференции преподавателей английского языка  «От теории к практике»  (город Тула)
  •   на научно-практической  конференции  «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в средней и высшей школы в контексте интеграции в международное  образовательное пространство»  (ЮРГТУ)
  • на XXI Международной  конференции Всероссийской ассоциации учителей и преподавателей английского языка (город  Екатеринбург)

В СМИ неоднократно были публикации, связанные с проектно-исследовательской деятельностью школы:

  • «Новочеркасские ведомости» № 7 (1234) 12-18 февраля 2014 г., «Горячие. Зимние. Твои»
  • «Новочеркасские ведомости» №16 (1243) 16-22 апреля, «Рисуют дети красоту»
  • «Новочеркасские ведомости №1-2 (1228-1229) 1-14 января 2014 г., «Нет, я не Пушкин, я – другой»
  • «Деловой Новочеркасск» №1 (001) 27 мая 2015, «Азбука бизнеса»
  • «Деловой Новочеркасск №18 (018) 30 сентября 2015г., «Город, как школа»
  • «Донская столица ТВ» выпуск новостей 12 февраля 2016 , сюжет об акции  «В преддверии Дня освобождения Новочеркасска»
  •  «Деловой Новочеркасск» №2 (032)  от  27 января 2016 года, страница 7, статья «Единство в различии», автор Ирина Васильева
  • «Деловой Новочеркасск» №10 (040) 23 марта 2016г., «Где единение, там и победа»
  • «Частная лавочка» №19 26 мая 2016г., «Почему эти дети учатся с удовольствием»
  • «Новочеркасские ведомости» №21 (1352) 1-7 июня 2016 г. «Три команды школ Новочеркасска в финале первенства России»
  • « «Новочеркасские ведомости» №20 (1351) 25-31 мая 2016 г. «Достопримечательности Новочеркасска глазами юных краеведов»
  • «Наше Н:) время» №№180-182 (23495-23497) от 17 июня 2016 г., «Школа, в которой учат по-старому».
  • «Деловой Новочеркасск» № 8  8 марта 2017г.,

     «140 лет первая!».

  • «Новочеркасские ведомости»,   № 3 25-31 января 2017г.,   «Школа-долгожитель».

           Публикации, освещающие проектную деятельность школы,   в сети  Интернет:

1. Материалы о школьных проектах на сайте МБОУ СОШ №1 www.nov-school1.ru, раздел «Проекты и исследования.

2. Материалы о международных проектах на сайте МБОУ СОШ №1  www.nov-school1.ru, раздел «Международные связи».

3. Информация о международном проекте «Партнёрство в образовании. Диалог культур» на сайте школы – партнёра Perkins K-8 School www.sandi/perkins в разделе Activities, Russian club.

4. Материалы выступления на международной конференции преподавателей английского языка «От теории к практике» (20-22 сентября 2014г., город Тула)  на сайте http://tsput.ru/Библиотека/Материалы конференции/ 

5. Статья «Социально-педагогическое проектирование как инструмент развития личности учащихся на стадии профильного и предпрофильного образования» (автор Дубовская Л.Б.) на сайте http://www.peduspeh.ru в разделе   «Методические материалы».

6.  http://mel.fm/2016/04/28/exchange_education  «Как учёба по обмену подружила Сан-Диего и Новочеркасск.  Чему учат американских детей в России, и что так нравится у нас учителям из США» Интервью  с Терещенко И.Н, Фернандо Эрнандес, Андрющенко Геннадием, Натаном Гаридо.

        Главным результатом  проектно-исследовательской работы  считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а  формирование  нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.   Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. «Не в количестве знаний
заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (
А. Дистерверг). Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

       Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность, таким образом, повышая качество образования.  «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О. Уальд.

И.Н. Терещенко, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Исследовательская работа:"Школа наш Эко дом"

исследовательская работа " Эко дом"...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Исследовательский проект "Школа - территория здоровья"

Добиться стойкого снижения распространения курения можно лишь при комплексном осуществлении стратегий, направленных на предотвращение начала курения среди детей и подростков. Участие родителей в профи...

Поисково-исследовательская, научно-исследовательская работа в школе.

Рекомендации  по написанию научно-исследовательской работе для обучающихся....

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...