Рассказы для всей семьи "Сенькина ложка"
материал (5 класс) на тему

Стрелкова Галина Романовна

Несколько маленьких историй из жизни маленького мальчика Сеньки, жившего примерно 100 лет назад в одном из сел нашей нижегородской земли

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стрелкова Галина Романовна

     Сенькина ложка

            Рассказы для всей семьи

 Рисунок В.СлепковаC:\Users\User\Downloads\рисунок слепкова.jpg

«Сенькина ложка»

Эта история произошла примерно сто лет назад в деревенской семье в одном из сел нашей нижегородской земли.  История про маленького мальчика Сеньку, которому к тому времени было лет пять.

Утром отец, мать и старший брат ушли на работу в поле. Сенька немного приболел, поэтому его в поле не взяли, а оставили дома со старой бабкой.  Бабушка улеглась на печку, заснула, а Сенька посидел на подоконнике, с завистью поглядывая в окно на ребятишек, наигрался сам,  и захотелось ему каши поесть. Бабушку будить не стал, нашел горшочек с кашей, наложил своей ложкой в маленькую деревянную миску. Каша густая, остыла, даже из ложки не вываливалась, и решил Сенька подогреть кашу в печи. Он видел, как это делала мать. Открыл заслонку печи, угольки еще тлеют. Поместил чашку с кашей поближе к уголькам, стал на угли дуть. Угольки весело загорелись, Сенька ещё подул. Красиво! Ещё и ещё. Вдруг чашка загорелась, а за ней и ложка. Растерялся Сенька, испугался от неожиданности, так стоял и смотрел, как чашка с ложкой горят.

Пришли с поля отец с матерью и братом. Отец посмотрел на Сеньку, тот смирно сидит,  спросил:

- Не баловался тут?

Молчит Сенька.

Мать фартуком обвязалась, ужинать пора, заслонку у печи открыла и увидела безобразие.

- Гляди-ка, отец, никак Сенька кухарил, - показала мать на обгоревшую чашку с кашей и ложку.

- Что ж ты, Сенька, какой глупый, разве ты не знал, что деревянная посуда сгореть может? А ложку-то, зачем спалил?

Сенька головой поник. А брат потрепал его головушку и сказал:

- Теперь Сенька лаптем будет щи хлебать!

Сели ужинать. Мать Сеньке ложку подает, старую, покойного деда. Глядит Сенька на ложку и есть не торопиться.

- Ешь, нечего на ложку смотреть, - строго сказал отец.

К ночи Сенька совсем расстроился из-за ложки, даже температура поднялась. Мать забеспокоилась:

- Нешто ты из-за ложки так переживаешь? Завтра на ярмарку поедем в Нижний Новгород, там тебе новую ложку купим. Спи.

- Мама, купите мне с птичкой, - попросил Сенька.

В воскресный денёк ярмарка ещё краше. Чуть ли не со всего мира торговцы съехались, кличут, трубят, звенят. Ряд ложкарей широкий, Семеновские да Хохломские пестрят товаром. Прямо в ряду умельцы показывают, как делается изделие, народ их теснит, интересно, любо поглядеть. Увидела Сенькина мать одного паренька, который ложки расписывает, то рыбку нарисует, то косаря, обратилась к нему:C:\Users\User\Downloads\хохломские ложки.jpg

- Мил человек, а нет ли с птичкой ложки?

- Почему нет, есть, - пошвырялся парень в коробе и достал ложку со снегирьком. Вот так появилась у Сеньки новая ложка.

Как Сенька учился играть с ребятами

 

Ватага деревенских ребятишек играла на улице. Маленький Сенька крутился возле старшего брата, так хотел играть вместе с ребятами. Самый старший среди детей Степан, стал считать:

- Ехала торба с высокого горба, в этой торбе: хлеб, соль, вода, пшеница. Кто, с кем, хочет поделиться? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!

Выбор пал на Настеньку. Она выбрала Антона, Антон – Машеньку, и…  никто не выбрал Семена.

Сенечка пошел с улицы домой печальный.  Уткнулся матери в подол и заплакал.

- Что случилось? Почему ты плачешь? – спросила мама.

- Меня Антошка играть не берёт, - всхлипывая, ответил Сёма.

Мать вытерла фартуком Сенькины слёзки, положила в карман его пальтишка две только что спеченных лепешки, взяла Семена за руку и повела на улицу

- Антон, почему Сёмка не играет вместе с вами?

- Он маленький! – ответил Антон.

- Возьмите его в игру.  Если ты не будешь играть с Семеном, значит, оба пойдете домой.

Мама сказала так строго, что Антон взял Сеню за руку и спросил:

- Будешь с нами играть?

- Да, - обрадовался Сенька.

Степан опять начал считалку:

- Ехала торба с высокого горба, в этой торбе: хлеб, соль, вода, пшеница. Кто, с кем, хочет поделиться? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!

Выбор  пал на Семена, он открыл рот, но его язык спросил:

- А что такое торба?

- Наверное, это телега такая, - сказала Настенька.

Не все знали, что такое торба. И только Степан сказал:

- Это вовсе не телега, а сума, котомка, мешок через плечо. Понятно? Мне дед рассказывал, что мужики часто уходили на заработки, а когда возвращались, вся семья радовалась, если за спиной отец держал мешок со сладостями и всякими подарками. Многие мужики от тяжелой работы горб нажили, вот в шутку и придумали эту считалку. Ну, Сенька, с кем ты хочешь поделиться?

Только Сенечка хотел ответить, как за его спиной раздался голос:

- Сопли у него до самой земли, вот он сейчас с вами и поделится.

За спиной у Сеньки стоял Федор, парнишка лет пятнадцати. Ребята подумали, что Сенька сейчас расплачется, потому что головкой сник. Но Сенька и не думал плакать.

Он вынул лепешки из кармана и сказал:

-  Вот у меня лепешки есть, я со всеми поделюсь, а с тобой не буду.

- Это почему ж? – спросил парень.

- Потому что ты злой, - ответил Сенька.

Ребята подошли к Федору, стали здороваться за руку. Здороваясь, Федор, кивая на Сеньку, спросил:

- Чей?

- Это мой младший брат, - ответил Антон.

Федор снял с плеча котомку, вынул из неё прямую зачищенную дощечку, с одного конца заточенную под рукоять, и сказал:

- Будем в лапту играть!

Ребята обрадовались, стали делиться на команды. А Федор подошел к Сеньке, присел перед ним на корточки, спросил:

- Как тебя зовут?

- Семен.

- А меня можешь звать Федор Иваныч? – добродушно сказал парень, потом спросил - Считать умеешь?

Сенька пожал плечами. Федор достал из котомки чижик и стал показывать Сеньке надрезы на чиже:

- Это один, это два, это три, а здесь нет ничего. Мы будем чиж лаптой отбрасывать и кричать тебе, каким боком чиж упал, а ты на земле палочки пиши. Понял?

- Я понял, - твердо сказал Сенька.

Вечером перед сном, мать Сеньку в корыте мыла, а он безумолку рассказывал. Что у Федора Ивановича есть торба, и как играли в лапту, что чиж к бабке Матрене в огород улетел, а Степка за ним тихонько лазил, потому что, если не так, бабка может чижик совсем не отдать, что завтра Антон его опять берет гулять с собой, ведь очки считать некому.

Картинка

Однажды Сенькина бабушка открыла свой сундук, и Сенька увидел на обратной стороне крышки приклеенную картинку. На ней была нарисована девушка, с правой стороны которой стоял белый светлый Ангел, а с левой -  черный Ангел, с рогами. Сенька внимательно рассмотрел картинку и спросил бабушку:Поворот Поворот картинка 001

- А куда они её ведут?

- Никуда не ведут. Просто у каждого человека  такие Ангелы есть: и у матери твоей, и у отца, и у меня, и у тебя.

- А почему я их не вижу? – с интересом спросил Сенька.

- Люди их не видят, только слышат, - начала рассказывать бабушка, - Когда я была такая же маленькая, как ты, подошла я к колодцу, заглянула в него. А колодец глубокий. И захотелось мне плюнуть. Так вот, черный Ангел говорит: «Плюнь», - и бабушка ткнула в него своим пальцем, - а белый говорит: «Нельзя».

Сенька немного подумал, а потом спросил:

- А ты плюнула?

Бабушка, перекладывая бельё в сундуке, ответила:

- Да я уж не помню.

Сенька насупился, потому что бабушкин ответ его не устроил.

Поздним вечером бабушка стояла перед иконами в углу и шепотом молилась, а Сенька лежал на печи и смотрел, как она молится. Вдруг бабушка совершенно отчетливо произнесла:

- Господи, прости меня грешную, - и перекрестилась.

Сенька даже голову приподнял с подушки, подумал: «Значит точно – плюнула. Вот теперь и молит Боженьку, простить её».

Глобус

Однажды зимним вечером Сенькин старший брат Антон принес из школы глобус. Земной шар треснул как раз по экватору, и школьный учитель попросил отца заклеить модель. Антон развернул шаль, в которую учитель закутал глобус, аккуратно поставил на стол. Сенька, глядя на удивительную вещицу, сполз с печки, подошел к столу, спросил брата:

- Антоша, а это что?

- Глобус, только он расклеился.

- А что такое глобус?

- Модель земли.

- Модель?

- Мы, Сенька, живем на земле, пашем её, по рекам на лодках и кораблях плаваем, и не замечем, что земля круглая, как солнце, как луна, потому что она планета, огромная-преогромная. А чтобы люди знали, как выглядит земля, они придумали и склеили модель, которая называется глобус.

Весь вечер Сенька с интересом рассматривал глобус, задавал вопросы брату, а Антон с удовольствием рассказывал и показывал равнины и горы, реки и моря, города и бескрайние леса и степи. Отец варил клейстер, мать, довольная разговором детей, возилась у печки.

Сенька, затаив дыхание, наблюдал, как отец склеивал обе сферы, а Антон помогал ему.

Сенечка с осторожность тыкал пальчиком, водил по гладкой поверхности глобуса, повторяя за братом с особой важностью новые незнакомые слова: северный полюс, океан, хребет, впадина. Так прошел вечер.

Утром Семен проснулся, и первым делом посмотрел на стол, где вчера стоял глобус, спросил мать:

- А где глобус?

- Антоша его в школу унес, - ответила мать, - А ты вставай-ка завтракать.

Семен слез с печки, походил по комнате. Скучно в ней без глобуса.

Мать, заметила его грусть, и чтобы подбодрить малыша, поставила перед ним самовар. Сенька любил глядеться в самовар и строить в нем рожицы. Семен посмотрел в самовар с таким выражением, что «чего, мол, я там не видел», и вдруг, в отражении, он увидел два своих собственных голубых,  желто-зеленых глаза.…  И открылась Сеньке удивительная закономерность, планетарного масштаба. Как же он раньше не догадался, что земля круглая и такого же цвета, как его глаза. C:\Users\User\Downloads\сенькины глаза.jpg

«А может, и там люди живут, - подумал Сенька, -  пашут, сеют и ни о чем не догадываются» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Самое замечательное лицо из всей челяди» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)

Педагогический подход к обучению учащихся строится по доминирующей цели образования, то есть используется комплексный подход к обучению, развитию и воспитанию школьников.Цели не ранжируются, и н...

Урок в 7 классе. Деревообработка. Резная ложка

В работе представлена информация из истории и порядок практической работы...

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"....

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

Из цикла "Домашний очаг". "О чем могут рассказать предметы быта. Сказание о деревянной ложке" (экскурсия)

Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации. Из цикла "Домашний очаг"." О чем могут рассказать пр...