Конспект занятия "Взаимодействие полов"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Занятие проводилось с обучающимися 5 класса ( школа-интернат для детей с ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_2017.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУ «Октябрьская школа-интернат»
Касторенского района Курской области
Конспект открытого занятия
«Взаимодействие полов»
5 класс.
Педагог-психолог Кострикина О.Д.
15.04.2017 г.
п.Лачиново, 2017
Цель: укрепить и развить представления подростков об уникальности своей личности и гендерной принадлежности, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению к себе и друг к другу.
Задачи:
- Создание условий для осознания учащимися различий между представителями своего и противоположного пола.
- Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.
- Создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам.
- Развитие умения работать в группе.
- Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии.
Форма занятия: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Материалы к занятию: текст притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры», рабочие листы с чертами характера «Что мы знаем друг о друге?»: «Какие они девочки?» «Какие они мальчики?» (А4); таблица-плакат «Какие они девочки? Какие они мальчики?» (А4); Анкета; видио-ролик мультфильма «Из чего сделаны наши мальчишки; «солнышки» по количеству участников.
Ход занятия:
Ритуал приветствия
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на сегодняшнем занятии.
- Давайте друг друга поприветствуем, но только каждый по-своему. Придумайте какой-то жест, может быть какое-то сочетание слов и т.д.
- Молодцы, вот мы с вами и поприветствовали друг друга необычным способом.
- Разминка
Упражнение «Настроение»
- Скажите мне, друзья, с каким настроением пришли на занятие, сравнив его с погодой?
Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года оно соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо?
На листе ватмана нарисуйте свое настроение и подпишите свое имя.
(Важно в конце занятия еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).
Повторение правил групповой работы
Вы знаете, что на каждом занятии мы придерживаемся определённых правил работы в группе. Давайте вспомним их:
- Активная работа на занятии каждого участника.
- Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
- Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
- Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
- Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
- Доверительный стиль общения.
- Не выносить обсуждение за пределы занятия.
- Вы согласны? Мы принимаем эти правила?
Упражнение на сплочение «Круг с карандашами»
При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5.Присесть, встать.
(Как вариант можно использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы или же выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
- Сложно было выполнять упражнение? (сложно, т.к. нужно было контролировать не только свои действия, но и подстраиваться под других)
- Чтобы карандаши в кругу не падали, как нужно выполнять действия? (синхронно, одновременно, ориентируясь друг на друга)- Чему может научить это упражнение? (работе в команде)
- Данное упражнение наглядно показывает, когда мы работаем командой, группой, необходимо взаимопонимание, сосредоточенность, нужно чувствовать другого человека.
Притча «Мальчики с Марса, девочки с Венеры»
Психолог предлагает учащимся представить, что мальчики родом с Марса, а девочки – с Венеры.
Однажды очень давно марсиане-мальчики посмотрели в свои телескопы на Венеру и увидели девочек. Один взгляд на них пробудил в марсианах интерес и желание уведеть девочек поближе. Марсиане быстренько изобрели межпланетные корабли и помчались на Венеру. Обитательницы Венеры встретили гостей радушно. Отношения между представителями разных планет самым волшебным образом изменили их жизнь, им очень нравилось общаться. Они выросли в разных мирах и с удовольствием изучали друг друга, таких разных в предпочтениях и поведении.
Долгие годы прожили они в любви и гармонии. Затем решили отправиться на Землю. Вначале все было чудесно и увлекательно, но…видно, сказалось влияние земной атмосферы, и однажды утром представители обеих планет проснулись, частично потеряв память: и мальчики с планеты Марс, и девочки с планеты Венера напрочь забыли, что родились на разных планетах и что должны быть разными. За одну ночь в их памяти стерлось все, чем они были не похожи. С тех пор мальчикам, и девочкам стало тяжело понимать и уважать друг друга. Они сердятся и расстраиваются: мы желаем чтобы он или она хотели того, чего хотим мы, и чувствовать то, что чувствуем мы… Ребята забыли простую истину: мальчики и девочки отличаются друг от друга. И мы будем учиться видеть эти различия и уважать их, тогда путаницы в общении с представителями противоположного пола станет значительно меньше.
Вопросы ученикам:
- Согласны ли вы, что мальчики и девочки настолько не похожи, будто они с разных планет?
- Подумайте и назовите: какие черты присуще только мальчикам, а какие только девочкам? Половая роль определяет психологические характеристики личности человека, её поведение. Сейчас я предлагаю Вам проверить ваши знания в области психологических особенностей своего и противоположного пола. Попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1).
Просмотр мультфильма «Из чего сделаны наши мальчишки»
Задание «Мальчики глазами девочек. Девочки глазами мальчиков»
Психолог. На заготовленном листе нужно написать, какие они — девочки и какие они — мальчики. Вы можете указывать качества характера, любимые занятия, увлечения, привычки, типичное поведение.
Психолог раздает лист с заготовкой к этому заданию. После этого психолог забирает заполненные листы. На доске фиксируются по определенной форме ответы обеих команд.
Сравните характеристики, которые девочки дают себе и мальчикам.
Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 1 и 2.
Есть ли в них что-нибудь сходное, похожее? Итак, в чем девочки видят свое сходство с мальчиками?
Психолог подчеркивает двумя линиями называемое детьми сходство.
Сравните характеристики, которые мальчики дают себе и девочкам.
Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 3 и 4
Есть ли в них что-нибудь сходное, похожее? Итак, в чем мальчики видят свое сходство с девочками?
Психолог подчеркивает двумя линиями называемое детьми сходство.
Чем отличается мнение девочек о себе и мнение мальчиков о девочках?
Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 1 и 3, и подчеркивает волнистой линией называемые детьми отличия.
Чем отличается мнение мальчиков о себе и мнение девочек о мальчиках?
Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 4 и 2, и подчеркивает волнистой линией называемые детьми отличия.
Скажите, получилось больше сходств, подчеркнутых двумя линиями, или больше отличий, подчеркнутых волнистой линией? О чем это говорит?
Вопрос для девочек:
С каким мнением о вас мальчиков вы не согласны? Объясните, почему.
Психолог показывает на характеристики, написанные в квадранте 3, и обводит названные девочками характеристики в овал.
Вопрос для мальчиков:
С каким мнением о вас девочек вы не согласны? Объясните, почему.
Психолог показывает на характеристики, написанные в квадранте 2, и обводит названные мальчиками характеристики в овал.
Подсчитайте, сколько получилось несоответствий, обведенных в овал.
Психолог показывает на квадранты 2 и 3.
Как вы думаете, почему так сильно не согласуются ваши мнения друг о друге?
Опираясь на ответы детей, психолог делает обобщающие выводы по этому заданию.
Упражнение «Пропасть»
Парное прохождение задания. Ребята делятся по парам «Мальчики + Девочки».
Инструкция к заданию: Необходимо девочку провести над «пропастью» (по горной тропе). На дороге ребятам встречаются множество препятствий.
Мозговой штурм «Найди 10 отличий»
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Психолог: Вы замечательная команда, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются...»
Психолог: Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Психолог предлагает учащимся взять солнышко и поместить на плакат, на котором рисовали свое настроение в начале занятия.
Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Упражнение «Закончи фразу»
Подростки по очереди говорят следующее:
- Что понравилось на занятии?
- Что больше всего запомнилось?
- Изменилось ли ваше настроение по окончании занятия?
Ритуал прощания. Упражнение «Пирамида»
Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.
- Всем спасибо за работу. До свидания, до встречи.
Использованная литература
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения)./ Под ред И.В. Вачкова-М.: Ось-89. 2005
- Классные часы с психологом 1- 4 классы/ авт.-сост. : Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012
- Михайловская И., Маленкова Н. Гендерное воспитание подростков в средней школе. –М.: Чистые пруды, 2009.
Ф.И.____________________________________Класс_________________
Тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»
Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки), буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».
1. _____более послушны, чем _____.
2. _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.
3. ____ испытывают большее желание отличиться, выделиться.
4. _____ больше одарены в естественных науках (математике).
5. _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
6. _____ умеют лучше выразить свои мысли.
7. _____ лучшее ориентируются в пространстве.
8. _____ агрессивнее.
9. _____ менее активны.
10. _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
11. _____ более ласковы.
12. _____ легче попадают под чужое влияние.
13. _____ более предприимчивы, практичны.
14. _____ более трусливы.
15. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.
16. _____ реже соперничают между собой.
17. ____ больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.
Какие они девочки?
Качества характера________________________________________________
Любимые занятия_________________________________________________
Увлечения_______________________________________________________
Привычки_______________________________________________________
Особенности поведения___________________________________________
Какие они мальчики?
Качества характера________________________________________________
Любимые занятия_________________________________________________
Увлечения_______________________________________________________
Привычки_______________________________________________________
Особенности поведения_____________________________________________
Сходства мальчиков и девочек, глазами девочек
Качества характера______________________________________
Любимые занятия_______________________________________
Увлечения______________________________________________
Привычки_____________________________________________
Особенности поведения__________________________________
Сходства мальчиков и девочек, глазами мальчиков
Качества характера____________________________________________
Любимые занятия____________________________________________
Увлечения___________________________________________________
Привычки__________________________________________________
Особенности поведения________________________________________
Отличия мальчиков и девочек, глазами девочек
Качества характера____________________________________________
Любимые занятия_____________________________________________
Увлечения___________________________________________________
Привычки___________________________________________________
Особенности поведения________________________________________
Отличия мальчиков и девочек, глазами мальчиков
Качества характера___________________________________________
Любимые занятия__________________________________________
Увлечения___________________________________________________
Привычки___________________________________________________
Особенности поведения________________________________________
Таблица-плакат
«Какие они девочки? Какие они мальчики?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"
Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...
Векторные поля. Поле скоростей. Электростатическое поле. Магнитное поле. Характеристики полей. Движение тел в однородных полях.
Методическая разработка предназначена для обучающихся МБОУ, ПТУ, студентов техникумов, лицеев и колледжей, а также учителей физики.В методической разработке предлагается совместное изучение гравитацио...
Конспект урока "Поле чудес"
Тема урока: Урок-игра "Поле Чудес"Место урока в системе уроков: текущийЦели и задачи урока: · выявить наличие у учащихся более глубоких знаний в области...
Конспект урока "Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда"
Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда...
Конспект урока в 9 классе "Магнитное поле.Однородное и неоднородное магнитные поля"
Урок изучения нового материала....
Конспект " ВОДНОЕ ПОЛО"подготовительная группа.
Конспект " ВОДНОЕ ПОЛО" подготовительная группа.Материал в помощь инструкторам по физической культуре (плавание)...
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....