«Выбор методов обучения старшеклассников с учетом формирования гендерной идентичности »
статья на тему

Каткова Галина Алексеевна

Данный материал раскрывает особенности выбора методов обучения  подростков с учетом их гендерной идентичности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58» г.Арзамас

Доклад для школы молодого педагога

«Выбор методов обучения старшеклассников с учетом формирования гендерной  идентичности »

Автор: Каткова Г.А.

Арзамас 2017г

Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных  ролей, форм деятельности, различия  в поведении и эмоциональных характеристиках.

Понятие ГЕНДЕР означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

     Гендерная идентичность – это тот пол, в котором человек сам себя ощущает и осознает, это пол самоидентификации.

     Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию.

Ряд авторов, преимущественно из западных стран, считают, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды. С их точки зрения, гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека.

Цель  доклада раскрыть особенности выбора методов обучения юношей и девушек с учетом их гендерного подхода.

     Экспериментальные исследования показали, что наиболее успешными  в современной традиционной системе обучения являются левополушарные девушки, наиболее неуспешными юноши.

Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы традиционного обучения, задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности, исполнительская деятельность, прилежание наиболее приемлемы для девочек, особенно левополушарных.

Обучая мальчиков, особенно правополушарных, необходимо использовать проблемный, эвристический и исследовательские методы, творческую деятельность, «переоткрытие открытий», решение пространственных задач, ориентация на практическую информацию.

     К сожалению  современное образование  предлагает бесполый подход к обучению. В силу нейропсихологических особенностей восприятия девочек более детализировано, отсюда и склонность к внешней упорядоченности, их мышление ориентируется не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.

     В процессе эволюции мужского пола отбор шел на сообразительность, находчивость, изобретательность, а женского пола на адаптируемость и выживаемость. Этим объясняются различия в характерах мальчиков и девочек. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, девочки принимают несвойственную им стратегию. Мальчики же стараются уйти из под контроля, т.к. адаптироваться к несвойственному виду деятельности им исключительно трудно.

     Как уже отмечалось выше мышление мальчиков имеет большое творческое начало, что объясняет их высокую поисковую активность, способствует самореализации. Мальчики больше склонны к поисковой деятельности, они выдвигают новые идеи и лучше решают задачи, в которых главное поиск и пробы. Однако качество исполнения у них невелико.

На воздействие какого – либо эмоционального фактора мальчики реагируют избирательно, их реакция кратковременная, но избирательная. Они быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.

При утомлении у мальчиков замедляется в первую очередь  речевое мышление, логические операции.

     В подростковый период (13 – 17 лет), когда у мальчиков появляется интерес не только к противоположному полу, но и к социальным ценностям однополые группы, приводят к тому, что не имеющая выхода подростковая сексуальность ведет к отклонениям полового и гендерного поведения. Появляются агрессивные отношения. Замкнутый коллектив расслаивается на два «псевдопола», где одни начинают выполнять женские социальные роли, а другие мужские. Подросткам мальчикам остро необходимо общение, с одной стороны со старшими мужчинами, а с другой со сверстницами.

При совместном обучении мальчики и девочки по разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Особенностью мужских групп  является то, что мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе.

     Особенностью  работы в женской группе является то, что девочки  легко справляются с задачами уже известными, типовыми, проявляя при этом тщательность и аккуратность. Минимальный уровень новаторства, максимум тщательности и исполнительности.

Девочки лучше работают в условиях группы, в непривычной обстановке лучше сосредотачиваются по сравнению с мальчиками.

При переутомлении у девочек  понижается пространственное воображение, образное мышление, эмоциональное самочувствие.

Так же педагоги и психологи указывают на различия в характере ученой мотивации: для девочек характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга. У мальчиков же превалируют мотивы материального характера. Они чаще ставят перед собой жизненно важные цели.

     Формированию гендерной идентичности подростков в образовательной системе (в социуме) способствует ряд факторов:

  1. Разнополые группы (классы), в которых более успешно проходит социализация, а следовательно и гендерная самоидентификация.
  2. Увеличение количества мужчин – преподавателей, потому, что их мир общения отличен от женского (и для девочек это тоже важно).
  3. Учитывать гендерные различия в организации мозга:
  • Утомляемость у подростков мальчиков при занятиях однотипным видом деятельности гораздо выше, чем у противоположного пола.   Поэтому в мужских группах психологи рекомендуют чаще менять виды деятельности.
  • В мужских группах,  отдельно юношам  рекомендуется больше внимания уделять видам занятий, активизирующим их творчество. Использовать проблемные, исследовательские методы, решение пространственных задач, ориентироваться на практическую информацию.
  • В женских группах, девочкам, предпочтение отдавать объяснительно – иллюстративному и репродуктивному методу традиционного обучения.
  • В силу более низких адаптационных возможностей к обучению (особенно в новой среде) преподавателям и классным руководителям особое внимание уделить мальчика в новых группах.
  • В мужских группах особое внимание уделить социализации и адаптации студентов в группе, по причине лидерского позиционирования в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Экспериментируя с методической литературой по разным учебникам математики, а последнее время часто перечитывая «Методику преподавания математики» сразу можно сделать сравнение какой учебник «луч...

Выбор профиля обучения старшеклассниками

Советы девятиклассникам по выбору профиля обучения...

Выбор профиля обучения старшеклассниками

Советы девятиклассникам по выбору профиля обучения...

Сложности выбора методов обучения в процессе реализации ФГОС

Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных о...

Сложности выбора методов обучения в процессе реализации ФГОС

Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных о...

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.вводная часть

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку. (вступление)...