«Выбор методов обучения старшеклассников с учетом формирования гендерной идентичности »
статья на тему
Данный материал раскрывает особенности выбора методов обучения подростков с учетом их гендерной идентичности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58» г.Арзамас
Доклад для школы молодого педагога
«Выбор методов обучения старшеклассников с учетом формирования гендерной идентичности »
Автор: Каткова Г.А.
Арзамас 2017г
Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.
Понятие ГЕНДЕР означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Гендерная идентичность – это тот пол, в котором человек сам себя ощущает и осознает, это пол самоидентификации.
Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию.
Ряд авторов, преимущественно из западных стран, считают, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды. С их точки зрения, гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека.
Цель доклада раскрыть особенности выбора методов обучения юношей и девушек с учетом их гендерного подхода.
Экспериментальные исследования показали, что наиболее успешными в современной традиционной системе обучения являются левополушарные девушки, наиболее неуспешными юноши.
Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы традиционного обучения, задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности, исполнительская деятельность, прилежание наиболее приемлемы для девочек, особенно левополушарных.
Обучая мальчиков, особенно правополушарных, необходимо использовать проблемный, эвристический и исследовательские методы, творческую деятельность, «переоткрытие открытий», решение пространственных задач, ориентация на практическую информацию.
К сожалению современное образование предлагает бесполый подход к обучению. В силу нейропсихологических особенностей восприятия девочек более детализировано, отсюда и склонность к внешней упорядоченности, их мышление ориентируется не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.
В процессе эволюции мужского пола отбор шел на сообразительность, находчивость, изобретательность, а женского пола на адаптируемость и выживаемость. Этим объясняются различия в характерах мальчиков и девочек. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, девочки принимают несвойственную им стратегию. Мальчики же стараются уйти из под контроля, т.к. адаптироваться к несвойственному виду деятельности им исключительно трудно.
Как уже отмечалось выше мышление мальчиков имеет большое творческое начало, что объясняет их высокую поисковую активность, способствует самореализации. Мальчики больше склонны к поисковой деятельности, они выдвигают новые идеи и лучше решают задачи, в которых главное поиск и пробы. Однако качество исполнения у них невелико.
На воздействие какого – либо эмоционального фактора мальчики реагируют избирательно, их реакция кратковременная, но избирательная. Они быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.
При утомлении у мальчиков замедляется в первую очередь речевое мышление, логические операции.
В подростковый период (13 – 17 лет), когда у мальчиков появляется интерес не только к противоположному полу, но и к социальным ценностям однополые группы, приводят к тому, что не имеющая выхода подростковая сексуальность ведет к отклонениям полового и гендерного поведения. Появляются агрессивные отношения. Замкнутый коллектив расслаивается на два «псевдопола», где одни начинают выполнять женские социальные роли, а другие мужские. Подросткам мальчикам остро необходимо общение, с одной стороны со старшими мужчинами, а с другой со сверстницами.
При совместном обучении мальчики и девочки по разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Особенностью мужских групп является то, что мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе.
Особенностью работы в женской группе является то, что девочки легко справляются с задачами уже известными, типовыми, проявляя при этом тщательность и аккуратность. Минимальный уровень новаторства, максимум тщательности и исполнительности.
Девочки лучше работают в условиях группы, в непривычной обстановке лучше сосредотачиваются по сравнению с мальчиками.
При переутомлении у девочек понижается пространственное воображение, образное мышление, эмоциональное самочувствие.
Так же педагоги и психологи указывают на различия в характере ученой мотивации: для девочек характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга. У мальчиков же превалируют мотивы материального характера. Они чаще ставят перед собой жизненно важные цели.
Формированию гендерной идентичности подростков в образовательной системе (в социуме) способствует ряд факторов:
- Разнополые группы (классы), в которых более успешно проходит социализация, а следовательно и гендерная самоидентификация.
- Увеличение количества мужчин – преподавателей, потому, что их мир общения отличен от женского (и для девочек это тоже важно).
- Учитывать гендерные различия в организации мозга:
- Утомляемость у подростков мальчиков при занятиях однотипным видом деятельности гораздо выше, чем у противоположного пола. Поэтому в мужских группах психологи рекомендуют чаще менять виды деятельности.
- В мужских группах, отдельно юношам рекомендуется больше внимания уделять видам занятий, активизирующим их творчество. Использовать проблемные, исследовательские методы, решение пространственных задач, ориентироваться на практическую информацию.
- В женских группах, девочкам, предпочтение отдавать объяснительно – иллюстративному и репродуктивному методу традиционного обучения.
- В силу более низких адаптационных возможностей к обучению (особенно в новой среде) преподавателям и классным руководителям особое внимание уделить мальчика в новых группах.
- В мужских группах особое внимание уделить социализации и адаптации студентов в группе, по причине лидерского позиционирования в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"
В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Экспериментируя с методической литературой по разным учебникам математики, а последнее время часто перечитывая «Методику преподавания математики» сразу можно сделать сравнение какой учебник «луч...
Сложности выбора методов обучения в процессе реализации ФГОС
Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных о...
Сложности выбора методов обучения в процессе реализации ФГОС
Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных о...

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.вводная часть
Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку. (вступление)...