Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»
методическая разработка на тему
Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных
учреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и
реализации инклюзивного образования в современном образовательном
учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания
безбарьерной образовательной среды инклюзивной школы.
Предварительная работа: изучение теоретических материалов по
проблеме инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 86.5 КБ |
delovaya_igra.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения» Сценарий проведения
Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных
учреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и
реализации инклюзивного образования в современном образовательном
учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания
безбарьерной образовательной среды инклюзивной школы.
Предварительная работа: изучение теоретических материалов по
проблеме инклюзивного образования.
Время работы: 2-2,5 часа.
Критерии оценивания:
- соблюдение регламента игры на всех этапах;
- содержание идей, предложений, инноваций;
- наиболее яркое выступление (практическое задание);
- умение вести дискуссию отвечать на вопросы.
Методы активного обучения:
- неимитационные (дискуссия);
- игровые методы (игровое проектирование);
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);
- решение ситуативных задач, мозговой штурм.
Правила игры:
1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.
2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,
сбивать с мысли, задавать вопросы).
3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам
неверной.
4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.
5. Педагоги делятся на три команды.
В то же время в содержании деловой игры прослеживаются элементы
тренинга.
Сценарный ход проведения деловой игры
Вступление ведущего.
Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику
современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается
моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к
образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно
создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом
командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В
такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и
ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип
инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей
учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать
такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и
наиболее включающей.
Этот принцип означает, что:
1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную
жизнь школы по месту жительства;
2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую
потребности каждого;
3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью,
обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными,
ощущать безопасность и уместность.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот
процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.
Сегодня Вам предлагается принять участие в деловой игре, позволяющей
рассмотреть проблему реализации инклюзивного образования с разных точек
зрения для того, чтобы иметь полное представление о возможных проблемах и
способах их решения на практике.
Ведущий.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Ведущий. Предлагает участникам игры разделиться на три команды
(деление участников на три группы (игровая жеребьевка), придумывание
названия).
Ведущий. Я предлагаю первое игровое задание
Разминка
Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово
“инклюзия”?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
и - индивидуальность…
н - новизна…
к - комплексный подход…
л - личность…
ю - юридическая грамотность….
з - законность…
и - индивидуальная программа развития ребенка…
я - Я-Концепция.
Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но
каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно
поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке,
называемой «Я», пытаемся понять «Какую роль я могла бы сыграть в инклюзивном образовании», «Кем я вижу себя в инклюзивном образовании»
1 этап
Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать
на листе ватмана представление о себе; о своей роли для сотрудничества между
педагогами и родителями; возможно использование различных символов, схем,
знаков и др.
После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем
присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для
комментария своего рисунка. Рисунок оценивают и остальные группы:
рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем
не согласны….).
2 этап
Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее
обсуждение (5 мин), по окончании которого необходимо озвучить свой вариант
разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению
предложенного варианта. Четвертая ситуация предлагается для решения всеми
группами.
Педагогические ситуации
1-я ситуация
В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако,
выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно
с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?
2-я ситуация
Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между
нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-
инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу
проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
3-я ситуация
Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного
мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки,
сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от
участия в нем своего ребенка. Что должен предпринять педагог, чтобы
разрешить опасения матери?
4-я ситуация
Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с
ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-
инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический
коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту.
Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в
сложившейся ситуации?
3 этап
Ведущий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут
реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя
начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования,
обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися
детьми, так и особых образовательных потребностей.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общей
образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и
педагогов общего образования перед рядом, неразрешимыми пока еще
проблемами: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать
формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки
для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать
предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и,
наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов.
Каждой команде предлагается заполнить таблицу: «Преимущества
инклюзивного образования»:
Преимущества инклюзии
Для детей с ограниченными возможностями здоровья | Для обычных учеников |
Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
- Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе
целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с
особенностями находится в естественной пропорции по отношению к
остальным ученикам в целом.
- В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки
коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем,
что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального
взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в
качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции,
свойственной этому возрасту.
- В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение
навыков и академических достижений. В некоторых исследованиях делается
предположение, что образовательные программы для детей-инвалидов в
инклюзивных школах имеют в целом более высокий стандарт, чем в
сегрегационных образовательных учреждениях (специальных школах), и дети в
таких школах тратят больше времени на решение академических задач, и,
соответственно, имеют более высокие академические результаты.
- Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за
счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети
«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над
заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что
у них с детьми-инвалидами много общего.
- В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без
особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено,
что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со
своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в
тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места
жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со
своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют
ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Преимущества инклюзии для обычных учеников
Дети без особенностей развития, или обычные ученики, также получают
преимущества при инклюзивном образовании.
- Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с
особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или
представляющим опасность для их успешного обучения.
- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в
классе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в
одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям
с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель
затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были
«причиной» непродуктивной траты времени на уроке. Причинами потери
времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства,
переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей
без инвалидности.
- Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном
подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и
совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым
детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии
образования; например, использование информационных технологий очень
часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети
получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все
остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в
то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с
инвалидностью.
- Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в
инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при
таком обучении. В одном исследовании приводятся такие аргументы в пользу
этого утверждения, что деньги, полученные из «специальных программ», могут
быть использованы как для поддержки обучения не только детей с
инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть
использованы различными способами, например, для организации внеклассной
активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса
дополнительными техническими средствами обучения, которые могут
использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.
- Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей
будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.
Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно
для обеспечения сопровождения особых детей, привлечения специальных
педагогов и парапомогающих специалистов. И в том, и в другом случае,
присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества
для всех учеников класса.
- Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение
своих сверстников получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения
академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое
формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального знания и
поведения. Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с
использованием этого метода, показывали лучшее владение академическими
навыками в определённой области, нежели их сверстники, не участвующие в
таком тьюторстве.
- Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в
инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или
жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них
контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в
инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-
инвалидами.
- В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих
одноклассников с инвалидностью.
Этап 4
Ведущий. Профессионализм педагога складывается еще из системы
профессиональных знаний. Поэтому следующим игровым заданием будет
разгадывание кроссворда.
Задание «Разгадай кроссворд». Каждая группа получает конверты с
педагогическими кроссвордами, в которых зашифрованы слова, определяющие
знания педагога в области инклюзивного образования.
По вертикали:
1. . Общий способ получения опережающей информации об изучаемом
объекте или процессе (Диагностика).
2. Болезненное отклонение от нормального состояния или процесса
развития (Патология).
3. Функциональные последствия нарушений или изменений в работе
человеческого организма (Инвалидность).
По горизонтали:
1 Персональный путь реализации личностного потенциала каждого
ученика в образовании (Маршрут)
2. Персональный сопровождающий ученика с особенностями развития в
инклюзивной школе (Тьютор).
3. Полное включение детей с разными возможностями во все позитивные
аспекты школьной жизни, которые доступны обычным детям
(Инклюзия).
Рефлексия
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать
свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…
Ведущий: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел
доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам
думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и
культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё
и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.__
Кроссворд
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила игры: 1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы. 2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать, сбивать с мысли, задавать вопросы). 3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам неверной. 4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума. 5. Педагоги делятся на три команды .
Принцип инклюзивного образования: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Китайская пословица Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
и - н – к - л – ю – з - и – я – Индивидуальность Новизна Комплексный подход Личность Юридическая грамотность Законность Индивидуальные программы Я -Концепция
1 -я ситуация В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?
2 -я ситуация Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка- инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
3 -я ситуация Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Что должен предпринять педагог, чтобы разрешить опасения матери?
4-я ситуация Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка- инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?
Преимущества инклюзии Для детей с ограниченными возможностями здоровья Для обычных учеников
Преимущества инклюзии Для детей с ограниченными возможностями здоровья Для обычных учеников более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками улучшение навыков и академических достижений Социальное принятие детей с особенностями развития классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения. улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью
Кроссворд 3 2 1 1 2
Кроссворд 3 2 1 Д И А Г Н О С 2 Т И К А
Кроссворд 3 П А Т 1 Д О И Л А О Г Г Н И О Я С 2 Т И К А
Кроссворд И П Н А В Т 1 А Д О Л И Л И А О Д Г Г Н Н И О О Я С С 2Т Т Ь И К А
Кроссворд И П Н А В Т М А Р Ш Р У Т Д О Л И Л И А О Д Г Г Н Н И О О Я С С 2Т Т Ь И К А
Кроссворд И П Н А В Т М А Р Ш Р У Т Д О Л И Л И А О Д Г Г Н Н И О О Я С С Т Ь Ю Т О Р Т Ь И К А
Кроссворд И П Н А В Т М А Р Ш Р У Т Д О Л И Н К Л Ю З И Я А О Д Г Г Н Н И О О Я С С Т Ь Ю Т О Р Т Ь И К А
Рефлексия Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение: Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию… Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…
В наших руках возможность формировать личность: - любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; - умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; - уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; - доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; - готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Спасибо за внимание! Успехов в работе с детьми! У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во всё своё творчество… Джон Голсуорси
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.
Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."
Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...
Статья в сборнике "Инклюзивное образование : проблемы, поиски , решения.
" Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования "....
Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".
В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе....
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Данная статья затрагивает болезненную, но в то же время крайне актуальную статью для современного этапа развития образования и общества в целом. В работе представлены аргументы в пользу организа...
Инклюзивное образование: проблемы и решения.
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе ...
Инклюзивное образование – проблемы и пути решения
Инклюзивное образование – проблемы и пути решения...