Проект «Фантазии на школьном дворе»
материал на тему
Проект «Фантазии на школьном дворе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantazii_na_shkolnom_dvore.docx | 51.32 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г. Татарска Новосибирской области
Проект
«Фантазии на школьном дворе»
Директор общеобразовательного
учреждения:
Демьяненко Сергей Викторович
Автор проекта:
учитель технологии
Ильина Наталья Александровна
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ___________________________________________3-4
Основная часть_____________________________________5-10
Ожидаемые результаты_____________________________5
Описание проекта__________________________________6-7
Основы ландшафтного дизайна_______________________8-9
Этапы реализации проекта___________________________10
Заключение____________________________________________11-12
Результаты реализации проекта _______________________11
Практические рекомендации__________________________12
Список использованной литературы______________________14
Приложение ___________________________________________15-19
ВВЕДЕНИЕ
Наш школьный двор – это место, где проходит учебная и внеклассная жизнь учащихся и педагогов: последний звонок, выпускные вечера, школьный летний оздоровительный лагерь «Улыбка» и просто отдых на переменах. Эстетический аспект в оформлении пространства двора является немаловажным в создании благоприятных условий для самореализации учащихся.
Насколько эстетично, комфортно, уютно и функционально выглядит школьный двор, настолько сильнее наши эмоции, впечатления, ведь школа -это второй дом ...
Общеобразовательная школа №9 расположена в городе Татарске, в железнодорожном микрорайоне. Местность наша заболоченная, и выращивать садовые растения очень сложно. Но тем не менее мы решили сделать наш двор визитной карточкой школы, начав работу над проектом «Фантазии на школьном дворе». Лицо школы - школьный двор, поэтому территорию необходимо изменять, дополнять и постоянно вносить какие-либо творческие элементы, например: мощеные дорожки, клумбы–цветники. Двор должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.
Актуальность проекта. Благоустройство любой территории играет важную роль в жизни человека: красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат ученическом коллективе.
Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет глубокое экологическое значение. Большое значение имеет внешний вид школы, а окружающая ее территория должна быть не только красивой, но и экологически чистой. Здесь мы и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проводим культурно-массовые мероприятия, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
Основная цель проекта - изменение ландшафтного обустройства территории школы, насаждение зелёных газонов, ярких цветников, обустройство уютных уголков для отдыха.
Задачи:
- выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории;
- изучить экологическое состояние пришкольной территории;
- познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
- разработать дизайн – проект школьного двора;
- провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Сроки реализации проекта: с апреля 2015 года по октябрь 2017 года. Механизмы реализации проекта:
- выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение 1);
- этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории (Приложение 2);
- план мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение 3).
Ожидаемые результаты
Краткосрочные результаты:
1. Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумб к проекту «Фантазии на школьном дворе».
2. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: прокладывание дорожек, разбивка клумб, поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
3. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы.
3. Улучшение экологического состояния и эстетичного вида пришкольной территории.
4. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.
5. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Описание проекта «Фантазии на школьном дворе»
Школьный двор школы №9 (тогда №56, затем №241) был основан в 1959 году, в первые годы введения в эксплуатацию нашей школы. На территории школы были природные газоны.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит незавершённым.
Анкетирование обучающихся, работников школы, родителей показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создания уголка на пришкольном участке с новыми красивыми клумбами, дорожками. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории. Участниками проекта, который осуществляется с 2015 года, являются учащиеся 6 – 10 классов, учителя, родители.
В своем исследовании мы стремились максимально привлечь детей в создание собственных проектов ландшафтного оформления пришкольного двора. Результатом такого подхода стало проведение конкурса среди учащихся по заданной теме. Во время подготовки к конкурсу учащиеся знакомились с основами цветочно-декоративного оформления территории: классической, регулярной и ландшафтной формами планировки, с элементами садово-паркового дизайна.
Участвуя в проектной деятельности, школьники не только самостоятельно работали с дополнительной литературой, но и наблюдали за объектами природы, обращали внимание на эстетическое исполнение озеленения дворов других школ и парков.
Желание придать своему школьному двору красивый, облагороженный вид делает каждого ребёнка неравнодушным, стимулирует его активность. Свобода творчества школьников имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, помогает с большой настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности. Важно только приучить учащихся к тому, чтобы усилием воли задуманный образ был непременно осуществлён и замысел был выполнен до конца.
Благодаря реализации проекта «Фантазии на школьном дворе» мы получили вот такой результат:
- здоровую среду обитания;
- увеличение числа учащихся, включенных в проектно-исследовательскую деятельность;
- самый благоустроенный и безопасный школьный двор;
- развитую инфраструктуру и современный ландшафт школьного двора;
- высокую мотивацию учащихся на социально-значимую деятельность;
- расширение партнерского взаимодействия;
- повышение экологической и социальной культуры.
Практическая значимость нашего проекта состоит и в том, что ученики, участвуя в конкурсах праздника «Золотая осень», «Праздник урожая» используют для поделок и букетов растения с наших школьных клумб, собирают их для гербариев, в том числе и для уроков биологии, для занятий проектно-исследовательской деятельности. В ходе работы над нашим проектом мы показали:
- актуальность и значение приобретенных экологических знаний;
- необходимость и важность сохранения окружающей природы для будущих поколений;
- мы проявили фантазию и творчество, реализуя наш проект.
Окружающие учащихся деревья, цветущие клумбы, дорожки с ухоженными бордюрами, по которым они ходят каждый день, навсегда останутся в памяти еще многие годы. Все это будет самым чистым и светлым воспоминанием о школьных годах, которое пронесут в своих сердцах все выпускники школы.
Основы ландшафтного дизайна
Ландшафтный дизайн - это особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путём активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительности).
Ландшафтный дизайн включает в себя такие понятия, как: малые архитектурные формы (заборы, садовая мебель); теплицы, огороды, декоративные и плодово-ягодные деревья; газоны и цветники, оформление балконов, террас, веранд, окон, входов; инструменты, приспособления для ухода за растениями, а также средства защиты и удобрения.
Это целый комплекс мероприятий по благоустройству земельного участка, предполагающий структурированный подход к оформлению сада, включающий чёткую его планировку, фундаментальное преобразование с учётом почвенно-климатических факторов.
Специфика ландшафтного дизайна - использование природных материалов: растительности, воды, камней, земли, включая особенности топографии местности.
Планировка обычно включает разделение на отдельные участки земли целевого использования, прокладку дорожек, оборудование мест для сидения, устройство альпинариев, клумб и прочее. Основная задача при создании зеленых зон пришкольного двора заключается в максимальном использовании естественного, заданного самой природой, ландшафта местности.
Независимо от того, обустроен школьный двор или только предстоит осваивать территорию, все действия в области озеленения должны быть подчинены оформительским замыслам. При этом не первом месте стоит не последовательность действий, а насколько соблюдены при разбивке участков правила и архитектура. Ландшафтная архитектура предполагает рациональное использование земельного участка и организацию посадок в нем, а также создание интересных композиций и оригинальных колористических решений, грамотное размещение дорожек, устройство рокария или альпийской горки, газона и так далее.
Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.
Изучив дополнительную литературу, мы сделали вывод, что на нашем участке выгоднее всего будут смотреться следующие формы ландшафтного дизайна:
- вертикальное озеленение можно применить в саду, используя для опоры вьющихся многолетников арки, трельяжи и беседки;
- создание альпинария даст возможность расширить ассортимент уже имеющихся растений на клумбах;
- превращение газона в уголок с использованием малых архитектурных форм, с применением многолетников и вьющихся растений.
Этапы реализации проекта
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того, как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление школьного двора. В январе 2015 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 11 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:
- создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
- обновление спортивной площадки;
- обновление дендрологического участка территории;
- восстановление травяного покрова территории;
- организация поддержания чистоты и порядка на территории;
Работа по реализации и перепланировке школьной территории началась с принятия в 2015 году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории СОШ №9», который реализуется и в настоящее время, так как рассчитан на 3 года.
Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие также и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, на общешкольном родительском собрании мы отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного использования малых архитектурных форм, красивые клумбы, газоны, мощеные дорожки.
Результаты реализации проекта «Фантазии на школьном дворе»
В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы (слайды):
- Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения).
- Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев.
- Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники).
- Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка.
- Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб.
- На территории школьного сада установлены малые архитектурные формы: арка, трельяж для вьющихся растений, беседка, декоративные прудики и мостик, декоративные бордюры и ограждения для клумб и цветников, декоративные клумбы «Ромашка», «Моряк», «Деревенский уголок», «В гостях у сказки».
- Совместно с родителями собрана рассада для посадки однолетних и многолетних цветов. Изучена агротехника выращивания различных видов цветов.
- Завезена земля для посадки цветов.
- Окрашены спортивные объекты на территории школы.
- Изготовлены и развешаны скворечники и кормушки.
- Опубликованы рассказы, сочинения, рассказы, рисунки экологической направленности в школьной газете «Альтаир», в молодёжной газете МБУК ГДК «Капуста», изготовлены рекламные буклеты.
Практические рекомендации
1. Продолжить реализацию проекта «Фантазии на школьном дворе» согласно плану благоустройства школьной территории.
2. Расширить ассортимент растений в цветниках.
3. Активизировать работу трудовых бригад по созданию опытнического участка для выращивания огородных культур.
4. Провести ремонтные работы на территории уже имеющихся клумб.
5. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому обновлению пришкольной территории.
Выводы
В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители нашего микрорайона, которые делились с нами посадочным материалом цветочных и овощных культур.
Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельностью. На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы:
- осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории;
- зимой ребята подкармливают птиц;
- весной обновляется видовой состав растений, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся;
- в летний период школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Проект «Фантазии на школьном дворе» был разработан для того, чтобы ребята, реализуя его, могли применить все свои способности, запросы, интересы, создавая идеальную модель маленького мира цветов. Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.
Список использованной литературы
1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
3. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.
4. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
5. Немова Е. «Дизайн садового участка» М. Фитон 2004г
6. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
№ | Направление | Виды деятельности |
1 | «Знание - сила!» | - проведение социологических исследований, - изучение экологического состояния предполагаемых ландшафтных участков территории школьного двора; |
2 | «Созидатели» | - организация и проведение практической работы по реализации проекта по благоустройству и озеленению школьного двора. |
Приложение 2
Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства
пришкольной территории
№ | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1 | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | 2015 |
2 | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | Январь 2015 |
3 | Практический | Реализация проекта | 2015 |
4 | Аналитико-коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | 2015 |
5 | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. | Сентябрь 2017 |
Приложение 3
План мероприятий подготовительного этапа
№ | Мероприятие | Ответственный |
1. | Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора» | Учитель технологии |
2. | Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» | Учащиеся 5-11 классов |
План мероприятий проектировочного этапа
№ | Мероприятие | Ответственный |
1 | Разработка коллективного проекта школьного двора: - создание проектной группы; | Учитель технологии активисты инициативной группы проекта |
План мероприятий практического этапа
№ | Мероприятие | Ответственный |
1 | Приобретение семян и выращивание рассады, завоз гравийных материалов, песка, камня | Учителя биологии, технологии, актив 5-11 классов, родители. |
2 | Трудовой десант по благоустройству школьного двора и работа летних трудовых бригад. Уборка мусора на пришкольной территории. Разбивка клумб, газонов. Создание ландшафтной композиции. | Учителя и учащиеся 5-11 классов |
3 | Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. | Учителя биологии, технологии, учащиеся 6-11 классов |
4 | Обновление спортивной площадки | Учителя физкультуры, учащиеся 8-11 классов |
6 | Уход за посаженными цветочными культурами. | Учителя биологии, технологии, классные коллективы 6 – 11 классов |
7 | Осенние работы: - сбор и подготовка семян к хранению; | Учителя биологии, технологии, учащиеся 8-11 классов |
Приложение 4
Ассортимент цветочных культур
№ | Название растения | Окраска цветков | Срок декоративности | Характер местообитания |
Многолетние | ||||
1 | Аквилегия | Белая, сиреневая, фиолетовая | Июнь | Свет, умеренно влажно |
2 | Гвоздика | Белая, розовая | Июнь | Свет, умеренно влажно |
3 | Георгины | Более 15 окрасок | Август, сентябрь | Свет, умеренно влажно |
4 | Дельфиниум | Сиреневая | Июнь | Свет, умеренно влажно |
5 | Золотой шар | Жёлтая | Июль, август | Свет, умеренно влажно |
6 | Ирис | Жёлтая, сиреневая | Май, июнь | Свет, умеренно влажно |
7 | Кислица | Розовая | Июль-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
8 | Клематис | Сиреневая | Июнь-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
9 | Лилейник | Жёлтая, оранжевая | Июнь, июль | Свет, умеренно влажно |
10 | Лихнис | Красная | Июль | Свет, умеренно влажно |
11 | Лук декорат. | Голубая, сиреневая | Май, июнь | Свет, умеренно влажно |
12 | Мальва | Розовая, жёлтая, белая | Июль | Свет, умеренно влажно |
13 | Манжетка | Жёлтая | Июнь | Полутень, умеренно влажно |
14 | Папоротник | Зелёная | Апрель-сентябрь | Полутень, умеренно влажно |
15 | Пион | Розовая | Июнь | Свет, умеренно влажно |
16 | Ромашка | Белая | Июнь | Свет, умеренно влажно |
17 | Сентябрины | Белая | Август, сентябрь | Свет, умеренно влажно |
18 | Спаржа | Зелёная | Апрель-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
19 | Тюльпаны | Красная, жёлтая, розовая | Май | Свет, умеренно влажно |
20 | Фалярис | Зелёная с белой полосой | Апрель-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
21 | Хоста | Сиреневая | Июль | Полутень, умеренно влажно |
22 | Шалфей | Розовая | Июнь | Свет, умеренно влажно |
23 | Элимус | Сизая | Апрель-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
24 | Ясколка | Белая | июнь | Свет, умеренно влажно |
Однолетние | ||||
22 | Бархатцы | Жёлтая, оранжевая | Июль-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
23 | Лобелия | Голубая | Июль-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
24 | Настурция | Белая, оранжевая | Июль-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
25 | Петуния | Смесь цветов | Июнь-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
26 | Санвиталия | Жёлтая | Июль-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
27 | Ипомея | Голубая, розовая | Июнь-сентябрь | Свет, умеренно влажно |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школьный двор"
Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, ...
Экскурсия по школьному двору
На территории школьного двора произрастает более 360 деревьев. С удовольствием на уроках биологии совершаем экскурсию по школьному двору....
Проект "Наш школьный двор".
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их д...
"Деревенская улица на школьном дворе" социальный проект по благоустройству двора
Ежегодно в нашей школе реализуются социальные проекты по оказанию социальной помощи обучающимся. Вашему вниманию предоставлен один из проектов по трудоустройству учащихся из социально незащи...
ПОЛОЖЕНИЕ о школьной экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город»
ПОЛОЖЕНИЕ о школьной экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город»...
Школьный проект " Школьный двор-территория радости" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»
Цель проекта:привлечь внимание обучающихся школы, сотрудников и родителей к участию в социально – значимой деятельности по созданию экологического пространства школы, рассмотреть решение п...
Социальный проект по благоустройству школьной территории "Школьный двор моей мечты"
Школа – удивительное и родное место для каждого человека. Здесь ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека ...