Профессиональный рост учителя
статья на тему

Взаимосвязь работы школы и профессионального роста учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутришкольный контроль – взаимосвязь профессионального роста учителя и успешности работы школы

Когда начала работу наша школа, 13 лет назад, средний возраст ее педагогов составлял 30 лет, и вместе со школой растут и ее учителя. В слово «рост» я вкладываю не только временные (возрастные) рамки, но в первую очередь имею ввиду профессиональный рост учителей. У нас в школе, да я думаю, что и у вас также, вопрос профессионального развития учителя не выделяется в отдельный контроль, а складывается из результатов всей образовательной деятельности педагога, это контроль за успеваемостью учеников  и за качеством их знаний, контроль за уровнем преподавания предмета, за объемом выполнения учебных программ, за подготовкой к государственной итоговой аттестации, за ведением документации, это вопросы тематических проверок. В школьном Положении о ВШК одной из целью контроля заявлено - …. В общем,  весь внутришкольный контроль по большому счету – это контроль за образованием в школе, а значит он  направлен на профессиональное совершенствование педагогов.

Изучение любого вопроса в рамках внутришкольного контроля позволяет выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя, найти причины возникающих в педагогической деятельности проблем, продумать систему мер по их устранению, ликвидировать недочеты. Контроль проводится как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План внутришкольного контроля корректируется по мере необходимости. Контроль проводится с  соблюдением его основных принципов: научности, гласности, объективности, цикличности, плановости. Итоги контроля обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений, в беседах с учителями, с некоторыми результатами проверок мы знаком родителей на классных собраниях, по результатам контроля составляются справки, издаются приказы.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в школе созданы определенные условия, которые способствуют формированию атмосферы взаимной поддержки, уважения, психологической комфортности.

У нас в школе вся работа по формированию и совершенствованию необходимых компетенций учителя строится в рамках  методической темы -  «Повышение качества образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов». Для работы в этом направлении в рамках внутришкольного контроля были определены следующие задачи:

  1. Изучение педагогических потребностей посредством диагностики и мониторинга. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и затруднений.
  2. Развитие механизмов включения педагогов в деятельность инновационного уровня.
  3. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.
  4. Оказание методического сопровождения учителю в самообразовательной деятельности. Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов школы в ходе работы учителей по темам самообразования.

Внутришкольный контроль и профессиональный рост учителя отражаются в таких направлениях и показателях, как использование современных образовательных технологий. На контроле находится курсовая система повышения квалификации, в том числе и  внутришкольная система повышения квалификации через теоретические и практико–ориентированные семинары, открытые уроки, мастер – классы. ВШК также тесно связан с педагогической аттестацией

Активизирует работу учителей по творческому  саморазвитию участие в заседаниях педагогического совета по таким проблемам как «Современный урок: традиции и инновации»,  «Профессиональная компетентность учителя».   В форме круглого стола на педсовете мы обсуждали вопросы: «Культура и воспитанность учителя»,  «Имидж современного педагога», «Пути выхода из конфликтных ситуаций».

Одним из направлений ВШК является использование  современных  педагогических технологий, методов и форм организации образовательного процесса. Этот вопрос контролируется при организации и проведении ежегодных методических недель, которые проводятся по единой теме, например, в прошлом году были проведены методические недели:

        -«Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы»,

       - «Использование национально-регионального компонента, краеведческого материала на уроках»

       -   «Активизация мыслительной деятельности младших школьников»;

       - «Применение сингапурских структур в преподавании русского языка и литературы»      

       – «Современные подходы в преподавании : Обучение для 21  века

       -  «Стратегия образования в развитии национального образования» ( в рамках этой недели прошел регион-ый семинар учителей тат. яз. и литературы)  

       – «Инновации в преподавании предметов естественно- математического цикла».

По результатам методических недель были оформлены папки-альбомы с планом проведения недели, разработками уроков,  занятий, семинаров, а также небольшой фотоотчет о работе.

 О том, что учителя совершенствуют свое мастерство можно говорить по  тем качественным изменениям в работах учеников, которые представлены  на традиционной школьной научно – практической конференции учеников. В рамках проведения конференции осуществляется внутришкольный контроль за  состоянием работы по  приобщению обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Ежегодный анализ проведения мероприятия показывает, что уровень подготовки учеников растет и позволяет представлять им свои проекты на научно-практические конференции не только в школе, но и в районе и в республике. Так за прошедший учебный год педагоги школы подготовили:

-  7 победителей и призеров республиканских НПК, руководители работ – (педагоги – Ф.И.О... )

-   9 победителей и призеров районных НПК, руководители работ – (педагоги – Ф.И.О ….)

На сегодняшний день в нашей  школе  сложилась определенная система в развитии профессиональной компетентности педагогов и система внутришкольного контроля за профессиональным ростом учителя.

Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы с учетом своей деятельности  и сформулировал свою методическую тему,  разработал план самообразования по удобной для него схеме (форме). Главное условие - чтобы работа не носила формальный характер. На  совещаниях при директоре, заседаниях  ШМО, семинарах в школе и районе  учителя делятся с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали, проводят  самоанализ своей деятельности.

      Так, только за прошлый учебный год:

Обобщали свой опыт работы  в форме выступлений на уровне школы 20 учителей, на уровне района – 10 учителей, на уровне республики – 3 учителя (педагоги – Ф.И.О ….)

Разместили свои методические разработки в открытых профессиональных сообществах в сети Интернет 18 учителей; опубликовали методические материалы в печатных изданиях 3 учителя (педагоги – Ф.И.О ….)

     Все учителя принимали участие в работе семинаров, конференций районного уровня, республиканского уровня – 10  учителей, российского  уровня (в режиме видеоконференции) – 3 учителя

Результаты работы учителей за конкретный учебный год по его окончанию оформляются в форме отчета в табличном виде, единая форма позволяет быстро обобщить результаты работы учителей по школе в целом. Информационная справка о работе учителя  (Приложение). Учителям также удобна эта форма отчета, т.к. в свою очередь помогает быстро без лишней траты времени дополнить Портфолио. Свое Портфолио  создали все учителя школы и  оформлены они  в соответствие с  Положением о Портфолио, которое мы разработали для своей школы. Эта работа ведется в течение уже 4-х лет. Также  учителя школы создали электронные Портфолио, эта форма также очень удобна для учителя, когда нужно быстро представить материалы о себе либо для аттестации, либо для участия в конкурсах – шаблон уже готов. Кроме того, что учитель оформил свое Портфолио,  мы стали проводить еще школьный конкурс Портфолио педагога и подведение  результатов проводим накануне 8 марта, т.к. коллектив у нас в основном женский и приятно получить признание коллег накануне праздника.  Подобный конкурс  является своего рода стимулом в работе учителя. Вообще стимулы профессионального развития педагога мы выделили по следующим группам:

Мотивы самореализации: когда учитель имеет возможность дать мастер-класс для педагогов школы, города или района, имеет возможность работать по интересующей программе, использовать образовательные технологии; разработать собственную авторскую программу и т.д.

Мотив личного развития: сюда мы относим стажировки, престижные курсы, предоставление времени на методическую работу, дополнительные дни к отпуску,

Мотив самоутверждения: т. е. достижение социального успеха – это участие в работе конференций, семинаров различных уровней, обобщение и трансляция опыта, подготовка собственных публикаций, представительство от школы на ответственных мероприятияхпривлечение к руководству методическими объединениями педагогов, педагогическая аттестация на 1 и высшую квалификационные категории.

Потребность быть в коллективе: здесь имеется ввиду включение в состав различных органов, групп, решающих важные проблемы жизни школы,  делегирование полномочий.

Мотив состязательности: участие в профессиональных конкурсах, а также рейтинговая система оценивания деятельности учителя (в начале уч. года работает комиссия по оцениванию работы за прошедший год и  подсчитываются  баллы за качество НСОТ и тут также  срабатывает финансовый мотив)

К результатам по стимулированию и мотивации педагогов к профессиональному росту  можно отнести такие факты:

- 2 учителя нашей школы прошли зарубежную стажировку – в Америке и Сингапуре;

- 2 учителя  являются тренерами по сингапурской системе образования и участвуют в обучении учителей района;

- 3 учителя школы являются руководителями районных методических объединений

    (уроки 2-х из них вы сегодня видели).   Библиотекарь школы и зам. директора по ВР также руководят соответствующими районными объединениями библиотекарей  и классных руководителей школ района

 - в школе 9 учителей имеют высшую кв. категорию,  17  первую категорию;

 -  Педагоги  школы принимают активное участие в различных  профессиональных конкурсах. Среди них есть победители конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, ежегодно несколько учителей становятся победителями республиканского конкурса – гранта «Наш лучший учитель» (4-6). Только за прошлый уч. год 14 учителей  участвовали в различных профессиональных конкурсах.

О профессиональном росте педагогов школы можно также судить по результатам во внеурочной деятельности детей. Так за прошлый учебный год педагоги школы подготовили победителей, призеров и лауреатов различных конкурсов, олимпиад:

- 37 международного уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 91 всероссийского уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 15 республиканского уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 36 районного уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

Но, конечно же, наряду с хорошими результатами в работе по профессиональному развитию учителей есть и ряд проблем. И в первую очередь это не очень хорошие результаты ЕГЭ прошлого учебного года. Эту проблему мы обсуждали и  на ШМО и на педагогическом совете, выявили проблемные зоны,  поставили задачи на этот учебный год, сейчас над ними работаем, стараемся, но что из этого получится, будет ясно только после экзаменов. Понятно, что нам есть над чем работать и вопросы профессионального развития будут актуальны во   внутришкольном контроле всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Управление профессиональным ростом учителя

Описание опыта управленческой деятельности...

Карта профессионального роста учителя основной школы

Я столкнулась с тем, что педагогу необходимо  систематизировать свою деятельность. Поэтому считаю карту профессионального роста учителя незаменимым помощником. Она проста в использовании, понятна...

Карта профессионального роста учителя

Карта профессионального роста учителя...

Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя

      Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...