Мои рабочие программы
рабочая программа на тему
Рабочие программы:
1."Пластилиновый мир"
2."Формирование социальных умений и коммуникативных навыков детей 5-11 лет средствами художественной лепки"
3."Художественный гобелен"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Пластилиновый мир" | 99 КБ |
Презентация к программе "Художественный гобелен" | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель научно-методического совета Директор
_________________Е.А.Екжанова _______________Л.Е.Олтаржевская
протокол от ______________ № _______ «____»__________________2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР"
Возраст обучающихся – 5 – 7 лет
Срок реализации – 1 года
Автор/составитель:
Бубликова Елена Владимировна
педагог дополнительного образован
Москва 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Пластилиновый мир» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет, испытывающими трудности в социализации, и имеет художественную направленность.
Актуальность программы
В образовательном процессе велика роль искусства, как способа адаптации ребенка в постоянно меняющемся мире. Искусство учит детей творческому восприятию мира, помогает понять человеку его место в окружающем мире и может рассматриваться, как социокультурное явление, поскольку несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данном обществе и в данной культуре.
Социальная адаптация - сложный процесс, и роль педагога предпринять все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.
Творчество позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Включаясь в творческий процесс, дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое понимание жизни.
Особую роль в умственном, эстетическом и социальном развитии ребенка играют занятия лепкой.
Дополнительная образовательная программа «Пластилиновый мир» является компиляцией нескольких программ. Данная программа была составлена на основе программ художественного воспитания, обучения, и развития И.А.Лыковой, Т.Б. Ткаченко, Б.М.Неменского, В.С. Кузина и направленна на удовлетворение эстетических потребностей личности, на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей и их социальную адаптацию.
Обучение детей по программе «Пластилиновый мир» формирует нравственные представления, положительное отношение к сверстникам, вырабатывает навыки адекватного социального поведения.
Научные, нормативно-правовые и методические основания программы
Программа направлена на развитие познавательных процессов; формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может; формирование психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами; рефлексии; формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностей развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.
Основными методическими принципами построения являются:
- дифференцированный и личностно-ориентированный подход (учет возрастных, психологических, интеллектуальных особенностей и возможностей учащихся);
- здоровье сбережение и коррекция развития (преодоление трудностей в социализации);
- воспитание личностных качеств: воли, настойчивости в достижении цели, стремления доводить начатое до конечного результата – и общечеловеческих: взаимопомощь, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уважительное отношение к собеседнику, уверенность в себе;
- связь с другими учебными предметами (историей, ознакомлением с окружающим миром).
Программа дает возможность в условиях дополнительного образования организовать индивидуально-групповые занятия. Занятия позволяют уделить больше внимания (в сравнении с массовой школой) детям с коррекцией отклоняющегося поведения для развития у них творческих способностей.
Программа по лепке представляет собой целостный документ, составленный с опорой на нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Практическая направленность программы
Реализация данной программы будет способствовать решению сложной проблемы обеспечения психологической готовности детей к обучению в массовой школе, снижению риска формирования асоциального поведения.
Занятия по программе позволят успешно познавать окружающий мир и выражать свое отношение к этому миру. Дети получают эстетическое и нравственное воспитание, психологическую подготовку к окружающей его действительности и становлению личности.
Цель программы
Цель – развитие творческого потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающих трудности в социализации, посредством занятий художественной лепкой.
Задачи программы
1) Развить навыки социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2) Развивать коммуникативные умения.
3) Формировать умение общения в группе.
4) Воспитывать у детей эмоционально-эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства.
5) Развивать способность понимать их содержание.
6) Формировать оценочное отношение к результатам творческой деятельности, собственной и сверстников.
7) Развивать у детей моторный алгоритм изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка».
8) Совершенствовать навыки социального общения (коллективная работа, выставки, конкурсы).
Адресат
Дополнительная образовательная программа «Пластилиновый мир» ознакомительного уровня предназначена для работы с детьми 5-7 лет, испытывающими трудности в социализации.
Продолжительность программы
Программа рассчитана на один год. Формирование групп происходит по возрастному принципу. Учебно-тематический план составлен из расчета 28 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам). По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, а также количество часов на теоретические и практические занятия.
Форма обучения – индивидуально-групповая. Организация занятия включает теоретическую часть с беседой и объяснением материала, практическую часть с выполнением творческих заданий. Занятия проводятся в группах и подгруппах от 5 до 10 человек.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Режим занятий
Для детей 5-7 лет общая продолжительность занятия 60 мин.: 5 минут – встреча детей, организационный момент, 15 минут учебная деятельность, 10-15 минут – динамическая пауза, 10-15 учебная деятельность, 10 минут подведение итогов, 15 минут перерыв (проветривание, подготовка).
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации программы «Пластилиновый мир» будет наблюдаться положительная динамика в достижении поставленной цели.
Обучающиеся - будут уметь:
-общаться в группе и понимать других людей;
-строить доверительные отношения с другими людьми;
-творчески воспринимать окружающий мир;
Овладеют навыками:
-моторного алгоритма изобразительной деятельности, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах "изобразительного языка"
Будут знать:
- основы художественно-скульптурной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов
В ходе освоения программы проверка знаний, обучающихся предусматривает как текущий, так и промежуточный контроль.
Текущий контроль осуществляется в целях проверки полученных знаний, навыков и умений, как в ходе отдельных занятий, так и по окончанию изучения отдельных тем и может проводиться в следующих формах: выполнение работы на заданную тему, участие в выставках.
Промежуточный контроль осуществляется в целях проверки полученных знаний, навыков и умений как по одной, так и по нескольким взаимосвязанным темам обучения и может проводиться в следующих формах: выполнение работы на заданную тему, участие в выставках.
Формы подведения итогов реализации программы
По итогам полугодия и года проводится контрольное выполнение работы по пройденному материалу. Формы подведения итогов реализации программы: итоговая выставка работ за год.
Уровни оценки знаний
Высокий:
- Стабильное посещение занятий;
- Усвоение материала дополнительной образовательной программы в соответствии с требованиями текущего этапа обучения;
- Результативное участие в выставках.
Достаточный:
- Посещение занятий с минимальным количеством пропусков (25%);
- Материал дополнительной образовательной программы усвоен, но недостаточно закреплен;
- Участие в выставках.
Низкий:
- Значительное число пропущенных учебных занятий (более25%);
- Материал дополнительной программы недостаточно усвоен.
В конце учебного года проводится аттестация учащихся с целью выявления уровня усвоения программы. Аттестация включает в себя теоретические вопросы и выполнение практической работы.
Учебно – тематический план
№№ | Наименование | Всего | В том числе | Форма | |
п/п | блоков | часов | теорети-ческих | практи-ческих | контроля |
1 | Знакомство | 1ч | 0,8ч | 0,2ч | Беседа, тестирование |
2 | Основная часть | 25ч | 8ч | 17ч | Рефлексия |
2.1 | Работа с пластилином "Новогодняя сказка" (пластилиновая живопись) | 3ч | 1ч | 2ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.2 | Лепка по замыслу "Красивые птички" | 3ч | 1ч | 2ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.3 | Лепка из соленого теста | 4ч | 1ч | 3ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.4 | Коллективная композиция "Подводный мир" | 3ч | 1ч | 2ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.5 | Многофигурная композиция «Эра динозавров» | 3ч | 1ч | 2ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.6 | Лепка многофигурной композиции на тему «Цирк» | 3ч | 1ч | 2ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.7 | Лепка по замыслу «Бабушкины сказки» | 3ч | 1ч | 2ч | Рефлексия (беседа,практические задания) |
2.8 | Изображение в лепке "Мир животных" | 3ч | 1ч | 2ч | |
3 | Подведение итогов | 2ч | 0,2 | 1,8ч | Рефлексия |
Итого: | 28ч | 9ч | 19ч |
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Занятия по курсу " Пластилиновый мир" предполагает сочетание различных методов и принципов.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядный;
- словесный;
- проблемный
Методы воспитания:
- убеждение;
- управление;
- личный пример;
- поощрение
Все методы обучения реализуются различными средствами:
- Предметными – для полноты восприятия учебная работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;
- Практическими – зарисовки, творческое задание, игра, изготовление скульптуры;
- Интеллектуальными – воображение, интуиция, внимание;
- Эмоциональными – переживание, представление.
Технологии обучения: педагогические, игровые, проблемные.
Применение этих технологий помогает проводить теоретические и практические занятия, а также выставки работ.
На теоретических занятиях даются основные занятия исторического наследия, а также передового современного опыта.
На практических занятиях происходит практический показ самим преподавателем, и обучающиеся выполняют практические задания по художественному направлению.
В процессе обучения занятия строятся по принципу «От простого - к сложному», с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
На занятиях используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей. В программу включены экскурсии на выставки изделий декоративно-прикладного искусства, поход в музеи.
Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
На уроках дети лепят из пластилина, соленого теста и папье-маше.
После каждой темы устраивают просмотр и обсуждение законченных работ учащихся. Так как «отметки» на занятиях не ставятся, вместо них дети сами оценивают художественные достоинства рисунков своих одноклассников. Для обсуждения педагог отбирает наиболее удачные работы. Неудачные никогда не обсуждаются, потому что в художественной деятельности отрицательные примеры ничему детей не учат.
Для повышения эффективности в усвоении материала используются социо/игровые задания, в которых наиболее концентрируются дидактические и коммуникативные аспекты занятия. Пальчиковая гимнастика в игровой форме для разминки перед началом лепки. Коррекционные игры и упражнения для развития познавательных процессов и моторике детей. Упражнения и игры для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Список литературы
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, Москва, 2004
2.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М., 2015
3.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – С.-П.,2004
4.Горяинова О.И. Поделочные материалы. – М.. 2005
5.Грибовская А.А. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество, М., 2010
6. Доронина Л.М. Мастера русской скульптуры. – М., 2008
7. Дорошенко Т.И. Изделия из керамики. – М., 2007
8. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство, С.-П., 2011
9. Кузин В.С. Психология, М., 1999
10.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства, М., 2004
11.Костер Д.Б. Растим художников: преподавание искусства детям, М., 2006
12.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей, М., 2007
13.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Конспекты занятий в Изостудии, М., 2009
14.Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке, М., 2008
15.Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству, М., 2012
16.Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить,
М., 2012
17.Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства, М., 2014
18.Островская О.В. Методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, М., 2013
Приложения
Требования безопасности в ходе реализации программы
1. К занятиям в кабинетах допускаются учащиеся с пятилетнего возраста, прошедшие инструктаж по охране труда.
2. При проведении занятий должны соблюдаться правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
3. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу, который сообщает об этом администрации учреждения.
5. В процессе занятий должны соблюдаться правила личной гигиены, содержаться в чистоте рабочее место.
6. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправности работы светильников.
7. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета.
8. Убедиться в правильной расстановке, исправности и целостности мебели в кабинете.
9. Проверить санитарное состояние кабинета, провести проветривание кабинета.
10. Следить за правильным и безопасным использованием колющих и режущих предметов. Не допускать их использования не по назначению.
11. Не допускать разливов клея и краски.
12. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очагов возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
13. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
14. По окончании занятий навести порядок на рабочем месте, убрать инструмент и расходные материалы.
15. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
16. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
Приложение 2
Дидактическая игра
«Составь портрет сказочного героя»
Материал: портрет сказочного героя (выполненный в технике пластилиновой живописи), разрезанный на восемь частей (лицо пополам и на четыре части – лоб, глаза, нос, рот и подбородок). Дети собирают портрет сказочного героя в единое целое.
Пальчиковая гимнастика «Свиристели»
С севера к нам прилетели
Зимы гости – свиристели.
На рябину они сели
И запели, засвистели:
(Пальцы рук широко расставлены. Имитируют "полет птицы". Пальцы рук сжаты «в щепотку».)
Сколько ж ягод им склевать?
Может пять? Аль двадцать пять?
Ягод снова им клевать:
Сбили счет, считать опять
(Раскрывают левую или правую ладонь. «Щепоткой правой руки «клюют» по ладони: 1, 2, 3, 4, 5 – поочередно загибают пальцы левой руки).
1, 2, 3, 4, 5 –
Поклевали, посидели,
Посчитали, посвистели.
Сбились в стаи – улетели
Зимы гости – свиристели. (Пальцы рук широко расставлены. Имитируют «полет птицы»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гобелен – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. Сегодня искусство создания гобеленов возрождается и процветает. Новые материалы вносят новые нотки в традиционный процесс ткачества, позволяя создать поистине уникальные вещи. Изучив приемы изготовления изделий, можно создать изысканные изделия интерьера своими руками, будь то абстрактная или сюжетная композиция.
Программа представляет собой постепенный, поэтапный процесс обучения технике тканого и нетканого гобелена. Начиная с представления исторической справки, педагог не только расширяет знания детей о мире, о народных промыслах, но ещё и заинтересовывает ребенка в процессе обучения, ученик словно выступает преемником собственных предков, перенимая технику гобелена.
Цель программы раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественным гобеленом
Задачи обучающие воспитательные развивающие
Обучающие задачи: познакомить с историей гобелена, традициями ручного ткачества и художественного войлока; раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства; обучить техническим приёмам нетканого и тканого гобелена; познакомить учащихся с законами цветоведения и колористики; изучить основные принципы построения декоративной композиции.
Развивающие задачи: развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству, развить чувство преемственности к предыдущим поколениям и чувство патриотизма; развивать творческие способности и стремление ребят к творческому познанию и самовыражению; развивать у учащихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения; содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств .
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к культурному наследию своего народа, привитие интереса и любви к художественному гобелену, как виду художественного творчества; воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели; воспитывать стремление к самостоятельному творчеству
Актуальность программы Через приобщение детей к искусству художественного гобелена, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Педагогическая целесообразность Программа отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств, как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры .
Ожидаемые результаты после полного курса обучения учащиеся будут знать художественный гобелен как вид декоративно-прикладного искусства; будут знать историю возникновения и стилистические особенности художественного гобелена; полностью овладеют технологическим процессом ручного ткачества; овладеют всеми видами и приёмами работы с нетканым и тканым гобеленом; сумеют правильно подобрать инструменты и материалы для ткачества; смогут создавать собственные композиции; овладеют умением проявлять свою индивидуальность; смогут выработать свой творческий почерк; смогут подготовить свои работы для выставки и объективно их оценивать .
Методическое обеспечение Занятия по курсу «Художественный гобелен» проводятся в форме бесед и просмотра видео материала (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видео фильмов, показ готовых изделий, раздаточный материал – схемы, таблицы, чертежи, образцы переплетений и др.
Теория предмета излагается по мере необходимости, а также при ознакомлении учащихся с новыми материалами, приемами работы и темами. Особенность методики занятий заключается в том, что приемы работы и знания передаются ученикам непосредственно в процессе работы с материалом. После каждой темы устраивают просмотры работ учащихся, проводится анализ выполненных работ с целью прогнозирования возможных ошибок.
Проверка результатов обучения осуществляется посредством текущей и итоговой аттестации.
Результаты работы
Результаты работы Эскиз Работа в материале (ткачество)
Результаты работы Эскиз Работа в материале (войлок)
Результаты работы
Никогда не перестанут привлекать людей древние ремесла. Никакие блага цивилизации не заглушат потребность в творчестве и удивление перед возможностью создать нечто самому, своими руками, практически из ничего...
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...