Рабочая программа
рабочая программа на тему

Финагина Алена Валерьевна

"Социализация детей-сирот в условиях детского дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

СП «Детский дом»

Рассмотрено (одобрено)

на заседании Педагогического Совета

СПб ГБПОУ "Лицей сервиса и индустриальных технологий"

Протокол №____

от «___»___________2017 г.

Утверждаю

Директор СПб ГБПОУ

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

____________________ Ю.В. Богданова

«______» ___________________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по воспитательной работе

Разработчик:

Финагина Алёна Валерьевна– воспитатель СП «Детский дом» СПб ГБПОУ

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Санкт-Петербург

2017



Предварительный просмотр:

Социализация детей-сирот в условиях детского дома

Содержание

1.Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые документы

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Общие сведения о воспитанниках.

1.4. Режим дня.

1.5. Формы работы.

1.6. Основные принципы в организации воспитательной деятельности 

1.7. Ожидаемые результаты.

2. Комплексно – тематическое планирование.

3.Материально – техническое обеспечение программы.  

Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализированность. Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:

– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;

– есть существенные трудности в общении с окружающими;

– неумение противостоять асоциальным явлениям;

– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.

Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме.

Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в колледже, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки. Таким образом социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников. Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

  Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.

Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.  

Нам важно:

Она направлена:

1. на освоение воспитанниками норм и правил общественного поведения и обеспечивает усвоение воспитанниками нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

2. на формирование у воспитанников личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;

 3. на приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;

 4. на формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

5. на формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микро социальной среды; следование принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

1.1.Нормативно-правовую основу для разработки данной Программы составили:

  • №120-ФЗ  от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;  
  • От 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • От 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • От 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации». 
  • Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». (Проект в редакции от 13 января  2015 г.)
  • Конвенция о правах ребенка.        
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Устав  колледжа;
  • Правила проживания в общежитии и другие локальные  акты колледжа.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы:

Социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.  

Задачи:

  •  Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
  •  Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.
  •  Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
  •  Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения и последующей деятельности.
  •  Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе.
  • Создание условий для формирования личностной готовности к самостоятельной жизни.

1.3. Общие сведения о воспитанниках.

Характеристика группы воспитанников:

В квартире проживает 17 девушек, 11 несовершенно летних.

На профилактическом учете стоят: Артомонова Э., Фёдорова Д.,         Куликова К. На внутреннем контроле: АртомоноваЭ., Михайлова В., Фёдорова Д., Куликова К., Мотина К.   Под следствием: Артомонова Э.. Практически все воспитанники - это дети из социально неблагополучных семей. Дети зачастую воспитывались в неблагоприятных условиях, имели негативный жизненный опыт: беспризорность, психическое или физическое насилие, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, недостаточность питания, пренебрежение нуждами детей. Все наши воспитанники нуждаются в укреплении физического здоровья, психологической реабилитации и социальной адаптации. У большинства подростков имеются эмоциональные и поведенческие затруднения, агрессивность, повышенная конфликтность, неуверенности в своих силах, неумение самостоятельно выполнить любую работу, в том числе регулярно заниматься учебным трудом.

1.4. Режим дня.

7.00

Подъём

утренний туалет, уборка комнат и квартир

7.45-08.30

Завтрак

09.30 – 16.00

Занятия в колледже, согласно графику учебного процесса и расписанию уроков

13.00 – 14.00

Обед

17.30 – 19.00

Занятия в кружках и спортивных секциях

19.00 – 19.30

Ужин

19.00 – 21.00

Свободное время, самоподготовка

(просмотр ТВ, прогулка, занятия в тренажёрном зале)

21.00 – 21.15

Второй ужин

23.00

Отбой

1.5. Формы работы.

  • Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры
  • Профилактические и просветительские беседы
  • Консультирование участников образовательной деятельности
  • Наблюдение за детьми
  • Диагностика
  • Конкурсы
  • Диспуты
  • Выставки
  • Оформление тематических стендов

1.6. Основные принципы в организации воспитательной деятельности

  • Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
  • Принцип культуросообразности. Формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям народной и мировой культуры.
  • Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития
  • Принцип взаимодействия личности и коллектива.

1.7. Ожидаемые результаты.

  • В результате реализации программы у воспитанников должны быть
  • Сформированы социально — значимые  качества личности, необходимые для успешной социализации, моральные и нравственные основы гражданского поведения.
  • Сформированы навыки коллективной и трудовой деятельности, потребности трудиться, санитарно-гигиенические навыки по уходу за собой, своим жилищем.
  • Сформированы основы экономической культуры и грамотности.
  • Развиты  социальные знания, умения и навыки самостоятельного проживания.
  • Сформированы социально — значимые  качества  личности, необходимые для успешной социализации, моральные и нравственные основы  гражданского поведения.
  • Развиты творческие способности, самостоятельность и ответственность, потребность в саморазвитии.
  • Развита мотивация на принятие активной социальной роли.
  • Развита мотивация здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
  • Развито бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.

           

2. Материально – техническое обеспечение программы.  

  • ТСО:
  • телевизор,
  • компьютеры,
  • музыкальный центр,
  • фотоаппарат,
  • кабинет психолога,
  • библиотека.  



Предварительный просмотр:

3. Комплексно-тематическое планирование.

Месяц

Направление

Мероприятие

(форма)

Взаимодействие

Примечание

сентябрь

Профилактика правонарушений.

Беседа: Соблюдение правил дорожного движения. Правила поведения на улице, в общественных местах.1 час

Привлечение педагога-психолога, социального педагога -  

Духовно-нравственное воспитание

Беседа: Самообслуживание (стирка, организация мелкого ремонта одежды)

 1 час

консультации у мастеров ПО

Здоровье сбережение

«Движение  - жизнь» 1 час

Привлечение  мед.сестры

октябрь

Духовно-нравственное воспитание

Обсуждение : «Пьянство и алкоголь. Влияние и последствия» 1 час

Привлечение  мед.сестры,

педагога-психолога

Профилактика правонарушений.

«Мат - не наш формат» - диалог – обсуждение 1 час

Привлечение  соц.педагога,

педагога-психолога

Воспитание правовой культуры

«Как уберечь свои деньги на банковской карточке от кражи» - рекомендации     1 час

Привлечение  соц.педагога

ноябрь

Здоровье сбережение

Правила гигиены. Профилактика инфекционных заболеваний. 1 час

Привлечение  мед.сестры

Духовно-нравственное воспитание

Беседа, посвящённая Дню матери: « При солнышке тепло – при матери добро».

1 час

Привлечение  воспитателя :

Здоровье сбережение

«Каждой вещи свое место» беседа, практическое занятие. 1 час

Привлечение

педагога-психолога

декабрь

Здоровье сбережение

О ЗОЖ –  О пользе физ.занятий по утрам и не только. 1 час

Привлечение  

Духовно-нравственное воспитание

Творческая мастерская «Делаем поделки к Новому году своими руками»

1 час

Привлечение

педагога-психолога

Профилактика правонарушений.

Презентация и беседа «Экстремизму и терроризму – НЕТ!» 1 час

Привлечение  соц.педагога

Воспитание семейных отношений

 Обсуждение: Традиции празднования Нового года.

1 час

Привлечение

педагога-психолога, воспитателя

январь

Воспитание семейных отношений

Обсуждение: Праздник  Крещения. Обычаи и современность. 1 час

Привлечение воспитателя :

Здоровье сбережение

«Рациональное использование своих денежных средств» – беседа. 1 час

Привлечение  

Духовно-нравственное воспитание

Беседа: «Мои жизненные ценности» 1 час

Привлечение  воспитателя :

февраль

Духовно –нравственное воспитание

«Я беременна. Что делать?» - дискуссия.

1 час

Привлечение

педагога-психолога,

мед.сестры

Здоровье сбережение

Мне нужно обратиться к врачу. Как сделать это правильно. Права и обязанности больного.       1 час

Привлечение  мед.сестры

Профилактика правонарушений

Ответственность за административные правонарушения. Беседа.

1 час

Привлечение  соц.педагога, педагога-психолога

март

Эстетическое воспитание

Творческое занятие, посвящённое Масленице.

1 час

Привлечение педагога-психолога, воспитателя

Здоровье сбережение

Тематические занятия по ЗОЖ. 1 час

Привлечение педагога-психолога

 

Духовно –нравственное воспитание

Беседа:Что Вы знаете о Красной книге. 1 час

Совместная работа с библиотекарем колледжа .

Воспитание семейных отношений

Беседа « Депрессия и способы борьбы с ней». Как быть неодиноким в коллективе? 1 час

Привлечение педагога-психолога

апрель

Профилактика правонарушений.

 «Закон на нашей земле»

1 час

Привлечение инспектора ОДН Калининского района

Здоровье сбережение

«Победить неуверенность в себе» - час общения.

1 час

Привлечение

Эстетическое воспитание

Цветы и цветочные композиции своими руками – творческая мастерская. 1 час

Привлечение воспитателей:

Духовно –нравственное воспитание, воспитание семейных отношений

Празднование Пасхи. Традиции и современность - творческое занятие.

1 час

Привлечение воспитателей:

май

Профилактика правонарушений.

Занятия с элементами тренинга «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни»

1 час

Привлечение педагога-психолога

Здоровье сбережение

«Как пройти собеседование и устроится на работу» - беседа.

1 час

Привлечение социального педагога -  .

Эстетическое воспитание

Песенный конкурс военных песен «Нам дороги эти позабыть нельзя». 1 час

июнь

Профилактика правонарушений.

Игра «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

1 час

Привлечение педагога-психолога, социального педагога  

Здоровье сбережение

Повторение основных принципов ЗОЖ – выпуск газеты Тестирование воспитанников. 1 час

Привлечение медицинской сестры

Воспитание семейных отношений

Беседа с последующим обсуждением « Семейное счастье» (группа риска)  

1 час        

Привлечение педагога-психолога

Здоровье

сбережение

Занятие по формированию ответственного отношения к своему здоровью и образу  жизни во время летнего отдыха. 1 час

Диагностика по развитию социальной компетентности воспитанников.

Анализ работы по программе.

Привлечение педагога-психолога, социального педагога -  

Привлечение воспитателя

.

 

Всего: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...