Рабочая программа
рабочая программа на тему
"Социализация детей-сирот в условиях детского дома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik_dlya_programmy_1.docx | 13.13 КБ |
robochaya_programma_finaginoy_a.v._2.docx | 21.6 КБ |
rabochaya_programma_a.v._2.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
СП «Детский дом»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по воспитательной работе
Разработчик:
Финагина Алёна Валерьевна– воспитатель СП «Детский дом» СПб ГБПОУ
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Санкт-Петербург
2017
Предварительный просмотр:
Социализация детей-сирот в условиях детского дома
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Общие сведения о воспитанниках.
1.4. Режим дня.
1.5. Формы работы.
1.6. Основные принципы в организации воспитательной деятельности
1.7. Ожидаемые результаты.
2. Комплексно – тематическое планирование.
3.Материально – техническое обеспечение программы.
Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализированность. Социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь:
– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
– есть существенные трудности в общении с окружающими;
– неумение противостоять асоциальным явлениям;
– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Отмеченные особенности в жизненном становлении детей нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, содержания и формы воспитательной работы в детском доме.
Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в колледже, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки. Таким образом социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников. Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.
Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.
Нам важно:
Она направлена:
1. на освоение воспитанниками норм и правил общественного поведения и обеспечивает усвоение воспитанниками нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
2. на формирование у воспитанников личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
3. на приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
4. на формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
5. на формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микро социальной среды; следование принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
1.1.Нормативно-правовую основу для разработки данной Программы составили:
- №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- От 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- От 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- От 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». (Проект в редакции от 13 января 2015 г.)
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Устав колледжа;
- Правила проживания в общежитии и другие локальные акты колледжа.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
- Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.
- Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
- Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения и последующей деятельности.
- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе.
- Создание условий для формирования личностной готовности к самостоятельной жизни.
1.3. Общие сведения о воспитанниках.
Характеристика группы воспитанников:
В квартире проживает 17 девушек, 11 несовершенно летних.
На профилактическом учете стоят: Артомонова Э., Фёдорова Д., Куликова К. На внутреннем контроле: АртомоноваЭ., Михайлова В., Фёдорова Д., Куликова К., Мотина К. Под следствием: Артомонова Э.. Практически все воспитанники - это дети из социально неблагополучных семей. Дети зачастую воспитывались в неблагоприятных условиях, имели негативный жизненный опыт: беспризорность, психическое или физическое насилие, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, недостаточность питания, пренебрежение нуждами детей. Все наши воспитанники нуждаются в укреплении физического здоровья, психологической реабилитации и социальной адаптации. У большинства подростков имеются эмоциональные и поведенческие затруднения, агрессивность, повышенная конфликтность, неуверенности в своих силах, неумение самостоятельно выполнить любую работу, в том числе регулярно заниматься учебным трудом.
1.4. Режим дня.
7.00 | Подъём утренний туалет, уборка комнат и квартир |
7.45-08.30 | Завтрак |
09.30 – 16.00 | Занятия в колледже, согласно графику учебного процесса и расписанию уроков |
13.00 – 14.00 | Обед |
17.30 – 19.00 | Занятия в кружках и спортивных секциях |
19.00 – 19.30 | Ужин |
19.00 – 21.00 | Свободное время, самоподготовка (просмотр ТВ, прогулка, занятия в тренажёрном зале) |
21.00 – 21.15 | Второй ужин |
23.00 | Отбой |
1.5. Формы работы.
- Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры
- Профилактические и просветительские беседы
- Консультирование участников образовательной деятельности
- Наблюдение за детьми
- Диагностика
- Конкурсы
- Диспуты
- Выставки
- Оформление тематических стендов
1.6. Основные принципы в организации воспитательной деятельности
- Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
- Принцип культуросообразности. Формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям народной и мировой культуры.
- Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития
- Принцип взаимодействия личности и коллектива.
1.7. Ожидаемые результаты.
- В результате реализации программы у воспитанников должны быть
- Сформированы социально — значимые качества личности, необходимые для успешной социализации, моральные и нравственные основы гражданского поведения.
- Сформированы навыки коллективной и трудовой деятельности, потребности трудиться, санитарно-гигиенические навыки по уходу за собой, своим жилищем.
- Сформированы основы экономической культуры и грамотности.
- Развиты социальные знания, умения и навыки самостоятельного проживания.
- Сформированы социально — значимые качества личности, необходимые для успешной социализации, моральные и нравственные основы гражданского поведения.
- Развиты творческие способности, самостоятельность и ответственность, потребность в саморазвитии.
- Развита мотивация на принятие активной социальной роли.
- Развита мотивация здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
- Развито бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
2. Материально – техническое обеспечение программы.
- ТСО:
- телевизор,
- компьютеры,
- музыкальный центр,
- фотоаппарат,
- кабинет психолога,
- библиотека.
Предварительный просмотр:
3. Комплексно-тематическое планирование.
Месяц | Направление | Мероприятие (форма) | Взаимодействие | Примечание |
сентябрь | Профилактика правонарушений. | Беседа: Соблюдение правил дорожного движения. Правила поведения на улице, в общественных местах.1 час | Привлечение педагога-психолога, социального педагога - | |
Духовно-нравственное воспитание | Беседа: Самообслуживание (стирка, организация мелкого ремонта одежды) 1 час | консультации у мастеров ПО | ||
Здоровье сбережение | «Движение - жизнь» 1 час | Привлечение мед.сестры | ||
октябрь | ||||
Духовно-нравственное воспитание | Обсуждение : «Пьянство и алкоголь. Влияние и последствия» 1 час | Привлечение мед.сестры, педагога-психолога | ||
Профилактика правонарушений. | «Мат - не наш формат» - диалог – обсуждение 1 час | Привлечение соц.педагога, педагога-психолога | ||
Воспитание правовой культуры | «Как уберечь свои деньги на банковской карточке от кражи» - рекомендации 1 час | Привлечение соц.педагога | ||
ноябрь | Здоровье сбережение | Правила гигиены. Профилактика инфекционных заболеваний. 1 час | Привлечение мед.сестры | |
Духовно-нравственное воспитание | Беседа, посвящённая Дню матери: « При солнышке тепло – при матери добро». 1 час | Привлечение воспитателя : | ||
Здоровье сбережение | «Каждой вещи свое место» беседа, практическое занятие. 1 час | Привлечение педагога-психолога | ||
декабрь | Здоровье сбережение | О ЗОЖ – О пользе физ.занятий по утрам и не только. 1 час | Привлечение | |
Духовно-нравственное воспитание | Творческая мастерская «Делаем поделки к Новому году своими руками» 1 час | Привлечение педагога-психолога | ||
Профилактика правонарушений. | Презентация и беседа «Экстремизму и терроризму – НЕТ!» 1 час | Привлечение соц.педагога | ||
Воспитание семейных отношений | Обсуждение: Традиции празднования Нового года. 1 час | Привлечение педагога-психолога, воспитателя | ||
январь | Воспитание семейных отношений | Обсуждение: Праздник Крещения. Обычаи и современность. 1 час | Привлечение воспитателя : | |
Здоровье сбережение | «Рациональное использование своих денежных средств» – беседа. 1 час | Привлечение | ||
Духовно-нравственное воспитание | Беседа: «Мои жизненные ценности» 1 час | Привлечение воспитателя : | ||
февраль | Духовно –нравственное воспитание | «Я беременна. Что делать?» - дискуссия. 1 час | Привлечение педагога-психолога, мед.сестры | |
Здоровье сбережение | Мне нужно обратиться к врачу. Как сделать это правильно. Права и обязанности больного. 1 час | Привлечение мед.сестры | ||
Профилактика правонарушений | Ответственность за административные правонарушения. Беседа. 1 час | Привлечение соц.педагога, педагога-психолога | ||
март | Эстетическое воспитание | Творческое занятие, посвящённое Масленице. 1 час | Привлечение педагога-психолога, воспитателя | |
Здоровье сбережение | Тематические занятия по ЗОЖ. 1 час | Привлечение педагога-психолога
| ||
Духовно –нравственное воспитание | Беседа:Что Вы знаете о Красной книге. 1 час | Совместная работа с библиотекарем колледжа . | ||
Воспитание семейных отношений | Беседа « Депрессия и способы борьбы с ней». Как быть неодиноким в коллективе? 1 час | Привлечение педагога-психолога | ||
апрель | Профилактика правонарушений. | «Закон на нашей земле» 1 час | Привлечение инспектора ОДН Калининского района | |
Здоровье сбережение | «Победить неуверенность в себе» - час общения. 1 час | Привлечение | ||
Эстетическое воспитание | Цветы и цветочные композиции своими руками – творческая мастерская. 1 час | Привлечение воспитателей: | ||
Духовно –нравственное воспитание, воспитание семейных отношений | Празднование Пасхи. Традиции и современность - творческое занятие. 1 час | Привлечение воспитателей: | ||
май | Профилактика правонарушений. | Занятия с элементами тренинга «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни» 1 час | Привлечение педагога-психолога | |
Здоровье сбережение | «Как пройти собеседование и устроится на работу» - беседа. 1 час | Привлечение социального педагога - . | ||
Эстетическое воспитание | Песенный конкурс военных песен «Нам дороги эти позабыть нельзя». 1 час | |||
июнь | Профилактика правонарушений. | Игра «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» 1 час | Привлечение педагога-психолога, социального педагога | |
Здоровье сбережение | Повторение основных принципов ЗОЖ – выпуск газеты Тестирование воспитанников. 1 час | Привлечение медицинской сестры | ||
Воспитание семейных отношений | Беседа с последующим обсуждением « Семейное счастье» (группа риска) 1 час | Привлечение педагога-психолога | ||
Здоровье сбережение | Занятие по формированию ответственного отношения к своему здоровью и образу жизни во время летнего отдыха. 1 час Диагностика по развитию социальной компетентности воспитанников. Анализ работы по программе. | Привлечение педагога-психолога, социального педагога - Привлечение воспитателя . |
Всего: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...