Профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_professionalnogo_vygoraniya.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Моисеев Иван Николаевич
Семинар для учителей
Профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания»
Гуманная система развивающего обучения – это система, при которой высоко ценят не только знания, но и порядочность во всем, любовь и уважение к людям. И необходимость ставить воспитание на первое место доказала сама жизнь.
Сложно научить детей делиться с товарищем, заступаться за слабых, просить прощения, исправлять ошибки и не быть разрушителями, если самые близкие ребенку люди- мама и папа- исповедуют теорию « переступить через других». и некоторые из них готовы разорвать учителя на куски за то, что ребенок может дома спросить: « А правильно ли вы живете, мама и папа?»
Жизнь рассудить взрослых, откроет истины бытия. А пока педагогу нужно немало мужества и сил, чтобы ежедневно с улыбкой заходить в класс, « обнимать» взглядом всех своих славных, уникальных « почемучек» и дарить им любовь и мудрость.
Но лишь немногие учителя выдерживают такую нагрузку. Сегодня появился такой термин, как « профессиональное выгорание», что является следствием неуправляемого стресса, вызванного межличностным общением в профессиональной деятельности.
Определяющим показателем профессионального выгорания является эмоциональное истощение, возникающее при перегрузке, гневе и депрессии, часто происходящее на уроках, где ученики не слушаются.
Постоянная усталость, опустошенность, ощущение отсутствия социальной поддержки, упреки, недовольство профессией… Общение с педагогами показывает, что многим из учителей знакомы эти симптомы.
Цель проекта:
-исследовать особенности профессионального выгорания учителя;
- определить пути его профилактики и преодоления;
-овладеть антистрессовыми техниками.
Задачи проекта:
-содействие улучшению эмоционального состояния работников педагогического коллектива для повышения их профессиональной компетентности.
Ожидаемые результаты:
-создание такой атмосферы, которая способствовала бы повышению работоспособности учителей;
- формирование, сохранение и поддержание физического, психического и духовного здоровья работников.
Существует так называемая» группа риска» работников, которые наиболее подвержены выгоранию- это те, кто работает в сфере « человек-человек» и в силу своей профессии вынуждены много и интенсивно общаться с другими людьми. Факторами, влияющими на выгорание, являются индивидуальные особенности нервной системы и темперамента. Быстрее «выгорают» сотрудники со слабой нервной системой и те, кто имеет интровертированный характер, индивидуальные особенности которого не сочетаются с требованиями профессий типа «человек – человек».
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания- так называется серьезное заболевание, которое относительно недавно пополнило Международный классификатор психических болезней.
Синдром угрожает представителей всех профессий, с высокой эмоциональной насыщенностью и необходимостью межличностного общения. Это требует от специалистов умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Поэтому очень важным является изучение синдрома профессионального выгорания, особенностей его возникновения, развития и течения именно в педагогической деятельности.
Основные признаки синдрома:
-истощение, усталость;
-психосоматические осложнения;
-бессонница;
-негативные установки по отношению к своей работе;
-пренебрежение выполнением своих обязанностей;
-увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
-уменьшение аппетита или переедание;
-отрицательная самооценка;
-усиление агрессивности (раздражительности, напряженности);
-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия);
-чувство вины.
Симптомами профессионального выгорания могут быть:
-работа вытесняет все остальное (« берется» домой и на выходные, занимает главные темы разговоров);
-энергичность сменяется чувством усталости, апатии, разочарования;
-расстройства сна, навязчивые мысли, касающиеся работы, мысленные прокрутки определенных моментов (можно было иначе поступить, сказать и т. п.);
-снижение внимательности, увеличение количества ошибок, замедление темпов работы, снижение производительности;
-вспышки агрессивности, циничности, безразличия к коллегам, клиентам, часто- семье;
-ухудшение настроения, чувство вины за реальные или мнимые ошибки;
-появление болезненных проявлений (начиная от частых ОРЗ, заканчивая появлением гипертонии и проблем с сердцем).
Причины возникновения синдрома:
-напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
-однообразие деятельности и неумении творчески подойти к выполняемой работе;
-работа без перспективы, невозможность построить профессиональную карьеру;
-немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «незаметны»;
-нерешенные личностные конфликты.
Определение особенностей нервной системы
Особенности нервной системы можно определить с помощью тестов.
Тест «Определение психологической уравновешенности»
Ответьте на вопрос одним из трех способов:
-«да, безусловно» (3 балла);
-«да, но не очень» (1 балл);
-«нет, ни в коем случае» (0 баллов) – и просуммируйте баллы.
Раздражают ли вас:
- мятая страница газеты, которую вы хотите прочитать;
- не слишком молодая женщина, одетая, как юная девушка;
- чрезмерная близость собеседника во время разговора;
- женщина, курящая на улице или в общественном месте;
- человек, кашляющий в вашу сторону;
- если кто-то грызет ногти у вас на глазах;
- если кто-то смеется невпопад;
- если кто-то пытается учить вас, что и как делать;
- если любимая девушка (парень) всегда опаздывает;
- если в кинотеатре сидящий впереди постоянно крутится и разговаривает;
- если вам рассказывают сюжет романа, который вы только собираетесь прочесть;
- если вам дарят ненужные вещи;
- громкий разговор в общественном транспорте;
- слишком сильный запах духов;
- человек, жестикулирующий во время разговора;
- коллега, часто употребляющий иностранные слова?
Оценка результатов
более 36. Вы не относитесь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все. Вы легко теряете равновесие. Это расшатывает вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими.
От 13 до 36. Вы принадлежите к самой распространенной группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные проблемы, вы способны легко забывать о них.
Менее 13. Вы достаточно спокойный человек и смотрите на жизнь реально. Вас не так уж и просто вывести из равновесия. А это- «страховка» от стресса.
Тест « Определение степени подверженности стрессу»
Перед вами 18 утверждений. Вы должны определить, в какой степени каждое из утверждений касается вас.
Количество баллов на ответы:
- всегда
- почти всегда;
- редко;
- очень редко;
- никогда.
Утверждения
1.Не менее одного раза в день я ем горячую пищу.
2. Не менее четырех ночей в неделю я сплю по 7-8 часов.
3. Я получаю от людей положительный эмоциональный заряд, сам плачу людям тем же.
4. У меня есть родственники, на которых я могу положиться.
5. Я занимаюсь физической зарядкой не менее двух раз в неделю.
6. Я выкуриваю за день меньше половины пачки сигарет.
7. За неделю я употребляю алкоголь меньше пяти раз.
8. Вес моего тела соответствует моему росту.
9. Моя зарплата соответствует моим расходам.
10. У меня много друзей и знакомых.
11. У меня есть товарищ, которому я могу доверить свои сокровенные мысли.
12. Мое здоровье в норме.
13. Я могу свободно говорить о своих переживаниях, находясь не в настроении.
14. Я обсуждаю свои личные проблемы с людьми, с которыми общаюсь.
15. Я шучу не меньше одного раза в неделю.
16. Я способен достаточно эффективно организовать свое время.
17. Я выпиваю меньше трех чашек кофе в неделю.
18. В течение дня мне удается некоторое время побыть наедине.
Обработка и оценка результатов
Просуммируйте полученные вами баллы.
Из общей суммы следует вычесть 18.
Сумма баллов более 25 свидетельствует о нервозности; 40-65 баллов- нервозность в большой степени; более 65 баллов- вы на грани срыва.
Синдром профессионального выгорания является стрессовой реакцией, которая возникает в результате длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Учитывая определение стрессового процесса по Г. Селье (т. е. стадий тревоги, резистентности и истощения), профессиональное выгорание можно считать третьей стадией, для которой характерен устойчивый и неконтролируемый уровень возбуждения. Педагоги работают а достаточно беспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требующей постоянного внимания и контроля над взаимодействием в системе «учитель-ученик».
При таких условиях стресс вызывает большое количество стресогенов, которые непрерывно накапливаются в различных сферах жизнедеятельности. Сейчас чувство контроля над происходящим может иметь решающее значение. Если педагог реагирует адекватно, адаптивно, он более успешно и эффективно действует, повышает свою функциональную активность и уверенность, в то время как дезадаптивные реакции ведут по спирали вниз, к «профессиональному выгоранию». Когда требования ( внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно приводят к « профессиональному выгоранию.
Профилактика профвыгорания:
- прежде всего, учитесь планировать;
- ставьте перед собой цели, которых сможете достичь;
- правильно планируйте свое время;
- 8 часов- полноценный здоровый сон;
- 8 часов- активный отдых;
- будьте положительной личностью. Не критикуйте других. Учитесь хвалить других за те качества, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Адвекатное отношение к работе и отведение ей должного места в жизни- лучшая профилактика профессионального выгорания.
К сожалению, в жизни мы не всегда можем делать только то, что нам нравится, приносить радость.
А работа без радости ускоряет выгорание многократно. Если же научиться пользоваться установкой « Не можешь делать то, что любишь,- научись любить то, что делаешь», то ни одно профессиональное выгорание нам не грозит!
Методы гармонизации
психофизического состояния человека
Путями решения проблемы в педагогическом коллективе (при активном участии профсоюзного комитета, который существует в каждом коллективе) могут быть:
-общие дела;
-развлекательные программы
-занятия по интересам;
-спортивные мероприятия.
Человек является целостной биоэнергоинформационной системой, поэтому влияние на любую из этих составляющих сказывается и на других.
Условно все методы гармонизации психофизического состояния человека можно объединить в три группы.
- Физиологический уровень регуляции психофизического состояния(воздействие на физическое тело).
- Эмоционально-волевая регуляция психофизического состояния(воздействие на эмоциональное состояние).
- Ценностно-смысловый уровень регуляции психофизического состояния(воздействие на мысли, изменение мировоззрения).
Физиологический уровень регуляции психофизического состояния(воздействие на физическое тело):
- достаточно длительный и качественный сон (важно проветривать помещение перед сном, соблюдать режим сна: засыпать и просыпаться в одно и то же время);
- сбалансированное, насыщенное витаминами и минералами питание( особенно противострессовыми считаются минерал магний и витамин Е, который содержится в кукурузе, моркови, ежевике, орехах, зернах подсолнечника, сои ( кстати, плитка темного шоколада быстро улучшит ваше настроение);
- достаточная физическая нагрузка, занятия спортом, утренняя гимнастика, танцы (танцевальные движения под ритмичную музыку способствуют освобождению от негативных эмоций так же, как и любимая работа);
- фитотерапия,гомеопатия (способствует успокоению чай мяты, настойка из корня валерианы; повышает жизненный тонус настойка элеутерококка, женьшеня, радиолы розовой);
- массаж (поможет как классический, так и массаж биологически активных точек на руках и ногах человека; полезно просто походить босиком по земле или по насыпанным в коробку камешкам);
- терапия цветом (зеленый и синий цвет помогают успокоиться, красный и желтый придают энергию и бодрость);
- ароматотерапия ( запахи апельсина и бергамота возбуждающе действуют на нервную систему, появляется ощущение прилива сил; запахи лаванды, аниса, шалфея действуют успокаивающе, помогают снять нервное напряжение);
- дыхательные упражнения ( успокаивающее с длинным выдохом дыхание уменьшает избыточное возбуждение и нервное напряжение; мобилизующее дыхание с удлиненным вдохом помогает преодолеть вялость, сонливость);
- баня и водные процедуры ( контрастный душ перед сном поможет снять усталость, злость, которые накопились в течение дня, а утром придаст бодрости; вообще, вода прекрасно смывает любой негатив);
Эмоционально-волевая регуляция психофизического состояния (воздействие на эмоциональное состояние):
- юмор (смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т- лимфоциты крови, в ответ на вашу улыбку организм продуцирует желанные гормоны радости; юмор прекрасно «перезаряжает» негатив);
- музыка ( лучше способствует гармонизации психоэмоционального состояния прослушивание классической музыки, хотя в малых дозах полезен и рок- он помогает освободиться от негативных эмоций);
- общение с семьей, друзьями;
- занятие любимым делом, хобби (компьютер, книги, фильмы, вязание, садоводство, рыболовство, туризм и. т. д.);
- аутотренинги (самовнушение) (эмоциональное напряжение напрямую связано с напряжением мышц – в состоянии стресса организм входит в состояние « боевой готовности» к активным действиям; снимая напряжение определенной группы мышц, можно влиять на негативные эмоции, избавиться от них).
Ценностно - смысловый уровень регуляции психофизического состояния ( воздействие на мысли, изменение мировоззрения);
- обида,
- злость,
- недовольство,
- критика себя и других.
Все это вредные для нашего организма эмоции.
Наш мозг выбрасывает гормоны стресса на любые раздражители, угрожающие нашему спокойствию. При этом ему совершенно безразлично, реальные они или вымышленные. Поэтому и на надуманную проблему организм отреагирует как на настоящую. Следовательно, важно научиться контролировать свои мысли и эмоции.
Известный исследователь стресса Селье отмечал, что имеет значение не то, что с вами происходит, а то, как вы это воспринимаете.
Избегайте нездоровой конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление выиграть во многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека агрессивным.
«В одно окно смотрели двое…
Один увидел – дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое…
В одно окно смотрели двое…»
Следовательно, важно научиться обращать внимание на положительные моменты в жизни и уметь быть благодарным за них. Отрицательный вопрос « За что?» желательно превращать в положительный « Для чего?». Для чего в моей жизни появилась та или иная неприятная ситуация? Какие выводы я должен сделать? Чему я должен в этой ситуации научиться.
Если с такой позиции подходить к жизненным ситуациям, то они перестают восприниматься как проблемы и жизнь предстает перед нами как школа, где могли научиться именно тому, что нам нужно.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов
Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов
Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов
Краткое освещение проблемы синдрома профессионального выгорания педагогов, Методические рекомендации....
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Программа тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...
Методическая разработка "Модель работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов"
Вопросы профессионального выгорания педагогов актуальны в современном образовании. Это обусловлено введением нового ФГОС, увеличением количества требований предъявляемых к педагогу, бесконечными отчет...
Семинар для педагогов "Профилактика синдрома профессионального выгорания"
Материал семинара знакомит с понятиями «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», их причинами, стадиями, способами профилактики....
Презентация мастер-класса "Профилактика синдрома профессионального выгорания"
Семинар-тренинг для педагогов МОУ ООШ №5 ...