Внеклассное мероприятие «Полезна жвачка или нет – решать тебе »
методическая разработка (5 класс) по теме

Челобанова Лилия Александровна

« Полезна жвачка или нет – решать тебе »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polezna_zhvachka_ili_net_reshat_tebe.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема разработки: 
« Полезна жвачка или нет – решать тебе » 
(внеклассное занятие с обучающимися 5 класса)

Автор разработки:
Челобанова Лилия Александровна,
социальный педагог
МОУ «СОШ №16 г. Вольска»


Описание работы

На конкурс представлена авторская разработка внеклассного мероприятия с использованием здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологии с применением ИКТ:

В своей работе я применила следующие  здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые подразделяются на 3 три подгруппы:
 - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

 - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесс

 - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этой проблемы для достижения объединяющей  цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблемы и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяю две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

Метод обучения

специфические

общепедагогические

Рассказ

+

+

Бесела

+

+

Дискуссия

 

+

Иллюстрация

+

+

Видео метод

+

+

Наглядность

 

+

Практический метод

+

+

Игровой метод

+

+

В структуре метода выделяю приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки);
  • информационно-обучающие

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;
2) гигиенические факторы;
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это —физкультминутки

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
  • проветривание помещения;
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни

с использованием здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологии с применением ИКТ

« Полезна жвачка или нет – решать тебе »

Цель: популяризация здорового образа жизни в ученической среде

Задачи:

обучающая:

-познакомит с  историей возникновения , составом жевательной резинки, влияние жевательной резинки на человеческий организм

развивающая:

- творческие способности детей

воспитательная:

-пропагандировать здоровый образ жизни, подвести к выводу, что здововье надо беречь.

Программное и дидактическое обеспечение: презентация (физминутка), мультимедийный проектор, компьютер.

 

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Сосредоточить внимание обучающихся на начало занятия.

2. Вступительное слово учителя:

         Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено нашему здоровью. Начнем наше мероприятие с  игры «Дом мечты».     

 Представьте, что мы с вами строим «Дом», где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья. Выбор за вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводиться итог, что и сколько выбрали ребята.

      Большинство из вас не выбрали Здоровье, а в этом и проблема, что без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства.

2. Беседа учителя

Хорошее здоровье – это образ и стиль жизни человека, на который влияют наши привычки.  

-Какие бывают привычки? (вредные и полезные)

В настоящее время, одной из привычек многих людей, детей и взрослых, стало употребление жевательной резинки.

-Как вы считаете, какая это привычка? На этот вопрос вам предстоит сегодня ответить.

С экранов телевизора на нас обрушиваются рекламы о пользе жвачек. Нам дают жвачку для профилактики заболеваний зубов. Реклама жвачки настойчиво твердит о том, что жевание способно предотвратить развитие кариеса.

-Вы знаете, что такое жевательная резинка? Как и когда она появилась?

 Жева́тельная рези́нка—состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается. В рекламных роликах жевательная резинка преподносится как превосходное средство для очищения полости рта, однако эту точку зрения многие стоматологи не разделяют. Из многих видов жвачки в качестве развлечения можно выдувать пузыри, что в англоязычных странах дало ей еще одно название Bubble Gum (то есть что-то вроде «резина для пузырей»). В СССР импортная жвачка являлась предметом культа среди детей и подростков, так как внутри страны жвачка долгое время не производилась, а позже появившиеся советские жевательные резинки уступали импортным по некоторым параметрам, в частности по возможности их надувания и по красочному оформлению упаковки. Дети нередко клянчили жвачку у иностранцев. В связи с этим стала популярной фраза «Мир, дружба, жвачка» В СССР жвачка начала выпускаться в 1980-х годах. Жвачка запатентована в США в 1869 году.

50 год Греки жевали резину мастикового дерева.
200 год
 Племена Майи жевали каучук, в то же время американские индейцы жевали смолу хвойных деревьев
1848 год Некий Джон Куртис из Брэдфорда наладил производство жевательной резинки на основе хвойной смолы

1870 год Томас Адамс стал производить первую жвачку со вкусом — Black Jack. Её производство было перестроено в 1985 году и продаётся до сих пор в одном из дочерних предприятий фирмы «Nostalgia Gums» — Warner-Lambert Co.

1888 год Появились первые автоматы по продаже жвачки. Они принадлежали компании Adams Tutti-Frutti и располагались на станциях электричек в Нью-Йорке.

1890 год Компания Wrigley начала поставки своей жвачки в магазины.

1928 год 23-летний Вальтер Димер, бухгалтер, изобрёл современную жевательную резинку. Первая партия была розового цвета, таким образом расцветка и задала общий ход мысли. Жвачку он назвал Dubble Bubble. «Это получилось совершенно случайно» — рассказывал в интервью Димер в 1996 году. «Я занимался непонятно чем, а закончил заниматься непонятно чем с пузырями».

 1939 год Комиссия питания, фармацевтики и косметики классифицируют жвачку как продукт питания.

1981 год В США оборот от продажи жвачки составил 796 миллионов долларов.

Миллион жвачек продано за год компанией Dubble Bubble.

  С тех пор жвачка стала неизменным атрибутом  жизни человека.

-Из чего же она состоит?

(На доске рисунок жевательной резинки – схема)

         Современная жевательная резинка состоит в первую очередь из жевательной основы (преимущественно синтетические полимеры), в которую иногда добавляют компоненты, получаемые из сока дерева Саподилла или из живицы хвойных деревьев.

Резинка также содержит вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки. В последнее время стали популярны резинки, содержащие сахарозаменители и противокариозные вещества, например, соединения фтора, ксилит,

2. Проведение исследования употребления жвачки детьми

На день здоровья наш класс провел опрос обучающимися нашей школы..

Обучающимся нашей школы была предложена анкета.

Сколько жвачки жуют в день?

Количество человек ,участвовавших в анкетировании

275

Любят жвачки

197

Не любят жвачки

11

Употребляют в день менее 3 пластинок

43

Употребляют в день от 4 до 10  пластинок

23

Употребляют в день более 10 пластинок

1

Когда употребляют жвачки?

После еды

В момент голода

 Когда хочется

13

11

19

Каким жвачкам отдают предпочтение?

Dirol

Stimorol -

Orbit

eclipse -

49

53

35

60

Как долго жуют одну пластинку?

5 – 10 минут

10-15 минут

Пока не надоест

60

45

92

Вредит ли употребление жвачек здоровью человеку?

вредит

Не вредит

71%

28%

Учитель: по мнению опрошенных, вреда от жвачек нет. Поэтому нужно разобраться в данной проблеме. А пока, предлагаю Вам, подвигаться и послушать песню.

3. Физминутка  «Дружба минус жвачка»

http://www.rusedu.ru/detail_12986.html

4. Интервью.

Учитель: наши ученики  класса побывали в детской поликлинике, взяли интервью у врачей.

Вот что говорит врач-педиатр

-Многие люди любят жевательную резинкн, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жвачки. Но что несут нам эти подушечки-пластиночки из синтетического каучука (Из вещества, запрещенного для использования в пищевых продуктах большинства стран, и называется это вещество – бутадиен-стирольный каучук), напичканные всякими добавками? В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то, что в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки и у жевательных конфет просто нет конкурентов. Ароматизаторы и красители, которые используются при производстве жвачки, также не относятся к веществам, полезным для здоровья, особенно если они синтетические, а не натуральные.

Чаще всего в составе жевательных резинок присутствуют красители – Е171, Е102, Е133, Е129, Е132, стабилизаторы вкуса – Е414, Е422, эмульгатор – Е322, которые наносят вред печени.

Лучше воздержаться от жевательной резинки с "ароматизаторами, идентичным натуральным". Неполная информация на этикетке уже может классифицироваться как признак низкого качества продукта.

В жевательных резинках, изготовленных в странах третьего мира, используется бутадиен-стирольный каучук (в России его запрещено применять в производстве пищевых продуктов). Такую "жвачку" можно определить только дегустированием: обычно она более жесткая, быстро теряет вкус и начинает горчить.

Что бывает от “жвачки”?

 Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаления кожи вокруг рта (периоральный дерматит), А также оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребёнка, что способствует возникновению дискинезии органов желудочно-кишечного тракта (то есть нарушению подвижности органов желудочно-кишечного тракта), гастритов, колитов и других заболеваний.

Употребление жевательной резинки для утоления голода или просто перед едой также не рекомендуется. В этом случае происходит “обман” желудочно-кишечного тракта. Слюна, сглатываемая в процессе жевания, попав в желудок, стимулирует выработку желудочного сока. Но поскольку пища в него в этот момент не поступила, желудочный сок всей своей агрессивной мощью обрушивается на его стенки. В итоге защитные барьеры, предохраняющие стенки желудка от агрессивного воздействия желудочного сока, не выдерживают – возникает его контакт со слизистой оболочкой, приводящий к воспалению. Поэтому рекомендуем воздерживаться от употребления жвачки – она не безопасна для здоровья.

Учитель, а какого мнение врача-стоматолога?

Врач-стоматолог считает, что ожидаемый эффект от жвачки – профилактика кариеса – очень и очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приёма пищи, если под рукой нет зубной щётки, достаточно жевать резинку всего четыре-пять минут не более одного– двух раз в день после еды. И жевать её нельзя тем, у кого есть пародонтоз, подвижность зубов, воспаление суставов челюсти. А в жевательных резинках, якобы отбеливающих зубы, содержатся абразивные вещества, снимающие слой эмали с зубов и тем самым наносящие вред зубам. Помните, лучше почистить зубы или прополоскать рот, чем лишний раз зажевать.

Психологи считают, что у детей регулярно жующих жевательную резинку, интеллект значительно ниже от сверстников, не употребляющих этот не очень полезный продукт. Сами подумайте, при жевании тяжело сосредоточиться, притупляется внимание, как следствие снижается память и мыслительные процессы. Психологи констатируют у вечно жующего болезненную зависимость. Эти люди уже не могут без жвачки.

Учитель: так  полезна жевательная резинка?

Ребята, давайте попробуем определить все за и против жевательной резинки.

за и против

жевательной резинки

1) Приятный вкус.                                         1) Чавканье.

2) Очищает полость рта.                 2) Расклеивание «на память»               резинки, прошедшей

челюстно-жевательную обработку,  

под стол, на стол, под стул

3) Освежает полость рта                                        3) Порча одежды

4) Снимает мышечное напряжение                      4) Безобидная, не содержащая                                          и стресс.                                                                  никаких наркотических

                                                                                   веществ резинка вызывает

привыкание сродни кофе и                                                                         сигаретам.

5) Содержащиеся в жевательной                      5) Психологи говорят,

резинке сахарозаменители.                                будто у детей, не выпускающих

 (сорбитол, ксилит)                                             жвачку изо рта, снижается

восстанавливают                                                 уровень интеллекта.

кислотно-щелочной баланс.

                                                                              6) Постоянное жевание

                                                                                притупляет внимание

и ослабляет процесс мышления, мешая сосредоточиться.
7) Беспрерывное жевание истощает

                                                                   желудок и пищеварительную систему,

                                                                     не давая им передохнуть.                                                                    

                                                                 8) Жевание натощак стимулирует

                                                                      выделение пищеварительного сока,

                                                                    разъедающего слизистые оболочки,

                                                                 что может привести к гастриту и язве.

9) Особо упругие жвачки могут разрушить коронки, мосты, выдернуть пломбы.

                                                           10) Всевозможные химические добавки

                                                              и красители могут вызывать аллергию,

                                                              воспаление, раздражение, боль в животе.

11) Жевательные резинки, содержащие сахар, вызывают уменьшение рН, тем самым

способствуя развитию кариеса.

5. Подведение итогов: составление синквейна

Синквейн – это пятистишие

1 строка – существительное.

2 – два прилагательных к нему.

3 – три глагола.

4 – фраза (крылатое выражение, поговорка), выражающие суть существительного.

5 – существительное (выражение), подводящее итог.

Учитель: так давайте составим синквейн (привожу пример уже полученного синквейна от обучающихся нашего класса)

  1. Жвачка
  2. Сладкая и приятная
  3. Очищает, освежает, ароматизирует
  4. Когда жуешь ты жвачку долго для организма мало толка
  5. Вред

6. Рефлексия

Учитель: Так что же делать, ребята, продолжать жевать, несмотря  на все минусы, или отказаться от жвачки? Сделайте свой выбор?

Если да- поднимите красную карточку

Если нет – поднимите зеленую карточку

7. Заключительное слово учителя.

Из ваших ответов мы видим, что почти все ребята осознали вред жевательной резинки

Жевать жвачку или нет, решать вам, но помните, что её жевание относится к вредным привычкам совершенно не напрасно.

Врачи рекомендуют исключить жвачку из рациона ребёнка полностью, чтобы свести её вред к нулю.

Использованная литература: 

  1. Никитина Е. “Наше здоровье в наших руках”. ж. Воспитание школьников. 9/2006 г.
  2. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ СОБРАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. «Я тебя внимательно слушаю»

Актуальность мероприятия:Впервые в этом году мы решили начать учебный год с родительского собрания и провести его вместе с детьми. Данное мероприятие проводится для учащихся  7 класса и их ...

Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)

М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей тв...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию "Полезный разговор о вредных привычках"

Тип мероприятия: интернет-урок по профилактике вредных привычек. Цели: - Ознакомить с интернет-ресурсами, связанными с профилактикой вредных привычек - Дать представление о вредных прив...

Внеклассное мероприятие "Полезный разговор о вредных привычках"

Привычка - это поведение, действие, склонность, ставшие в жизни обычными и постоянными.Привычка – это особенность человека, привыкать к каким – то действиям или ощущениям.Привычки бывают п...