Жестокое обращение с детьми, виды насилия
материал на тему
Жестокое обращение с детьми, виды насилия.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной.
Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Жестокое обращение с детьми, виды насилия.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной.
Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
Формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие
Сексуальное насилие
Психологическое насилие
Пренебрежение нуждами
Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда
несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят
ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не
предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и
угрозы жизни несовершеннолетнего.
Формы физического насилия:
Избиение, пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки, порка,нанесение травм, ожогов, вырывание волос, фиксация в неудобной позе, укусы,изоляция (запирание в кладовке, туалете),преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды),грубое нарушение режима дня,обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос), сильное встряхивание грудных детей.
Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения,который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального
удовлетворения или материальной выгоды.
Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как
несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.
Формы сексуального насилия над ребенком:
Контактное: половой акт,телесный контакт с половыми органами ребенка,
введение различных предметов во влагалище или анус ребенка, мастурбация,
Неконтактное: демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку,
демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку,совершение полового акта в присутствии ребенка, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур,принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц, игры сексуального характера, изготовление порнографических изображений ребенка, подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка, разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка
Формы коммерческой сексуальной эксплуатации: детская проституция,детский сексуальный туризм, детская порнография, трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях
Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и
нарушению психического развития.
Формы психологического насилия:
Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие
неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».
Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком
или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и
его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся
причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных
нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Формы пренебрежения нуждами:
Оставление ребенка без присмотра.
Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность).
Непредоставление ребенку питания, одежды, жилья.
Несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий.
Приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка.Отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды. Несоответствие одежды ребенка погодным условиям.
Непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок.
Неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке.
Опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.Отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.
ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Признаки того, что ребенок подвергся насилию, распознать не всегда
просто. Дети часто боятся рассказывать, так как думают, что в происшедшем будут винить их, что им не поверят или потому, что обидчик им дорог. Это большая ошибка. Ребенок, переживший насилие, нуждается в дополнительной поддержке и лечении, и чем скорее, тем лучше. Чем дольше он будет подвергаться насилию или будет вынужден сам справляться с ситуацией, тем труднее ему будет восстановиться.
Необходимо обращать внимание на любые необъяснимые изменения поведения или внешнего вида ребенка. Травмы обычно указывают на физическое насилие, в то время как изменение поведения отражает беспокойство, вызванное любым стрессом. Не существует каких-то определенных изменений поведения, которые бы специфически указывали на определенный вид насилия.
Признаки жестокого обращения с ребенком разделяют на физические,поведенческие, эмоциональные и специфические. Практически ни один из признаков, приведенных ниже, не указывает в отдельности на жестокое обращение с ребенком. Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации и расследованию, чтобы исключить или подтвердить жестокое обращение в отношении ребенка.
Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.
Признаками физического насилия
над ребенком являются:
• Множественные повреждения, имеющие специфический
характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
• Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).
• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Характер повреждений при физическом насилии:
• синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
• ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов травматического характера; на голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения.
К признакам психического насилия над ребенком относятся:
задержка физического и умственного развития; нервный тик; энурез: печальный вид; различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:
беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; склонность к уединению; агрессивность; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость: низкая самооценка; нарушение аппетита.
Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают:
Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка; частые «несчастные случаи»; гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах; неумение играть; поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий;крайности поведения; инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным; мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.
Признаки наличия сексуального насилия над ребенком
Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков. К физическим признакам относятся: повреждения генитальной, анальной или оральной областей, следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей, резкие изменения веса (потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, боли внизу живота, боль при сидении и ходьбе, симптомы в области рта: экзема, дерматит, герпес; разорванное, запачканное или окровавленное бельѐ.
Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....
Программа профилактики жестокого обращения с детьми "Жизнь без насилия"
Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому у...
Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие.
Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие....
Жестокое обращение с детьми. Скажи насилию НЕТ
Жестокое обращение с детьми. Скажи насилию НЕТ...
Жестокое обращение с детьми. Физическое насилие (памятка для педагогов)
Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию...
Жестокое обращение с детьми. Сексуальное насилие или развращение (памятка для педагогов)
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и другие последствия, позволяющие заподозрить сексуальное насилие...
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...