Эссе на тему: "Кто он – учитель будущего?"
материал на тему
Как я пришел в школу? Можно сказать, что я не выбирал профессию учителя, а, скорее всего, профессия сама выбрала меня. Будучи специалистом по квантовой радиофизике, я пришел в школу потому, что там больше платили, почти в 2 раза, как бы не кажется сегодня это странным. Были времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто он – учитель будущего?
Как я пришел в школу? Можно сказать, что я не выбирал профессию учителя, а, скорее всего, профессия сама выбрала меня. Будучи специалистом по квантовой радиофизике, я пришел в школу потому, что там больше платили, почти в 2 раза, как бы не кажется сегодня это странным. Были времена.
Ну, и попав в школу, ты уже не отвертишься, эта работа захватывает тебя, увлекает. Хотя порой становится невыносимо трудно, особенно в последнее время, но ты не можешь жить без этого детского окружения, без этой школьной атмосферы. И не замечаешь, что проходят годы, десятилетия…
Начиная работу над эссе, я, как человек 21 века, века современных технологий, сел за… «компьютер», чтобы найти необходимое. Ну сел и сел. Я обнаружил везде общие слова, слова бездушные, приевшиеся: доброта, душевные качества, любовь к детям, профессионализм и т. д. и т. п.
И вдруг я подумал, что это как - то не то. Даже вспомнилось, что когда-то в далекие годы на партийных, профсоюзных собраниях всегда звучало: «Претворяя в жизнь решения партии и правительства, такого-то съезда, пленума…».
Тогда я задал себе вопрос: неужели моя 40-летняя работа в школе привела меня к тому, что я должен повторять избитые фразы? Нет и еще раз нет! Я считаю, что несмотря на то, что идет безусловная стандартизация, что нас хотят загнать в узкие рамки, наша работа остается творческой, требующей в некоторых случаях даже импровизации. А вместо нас в большинстве случаев о нашей работе судят «чиновники» от образования, большинство из которых, скорее всего, не работали в школе и только понаслышке знают школьные проблемы.
А проблем, к сожалению, по моему мнению, очень много. И залог успеха школьного образования будет в том, как учитель будущего решит эти проблемы. Весь вопрос в том, сможет ли он это сделать самостоятельно, и объективно ли это преодолеть самому. Поясняю свою мысль. На сегодня учитель в школе перегружен бумажной работой, которая абсолютно точно снижает качество обучения, отнимая время на ненужные пресловутые проценты, различные отчеты, ВПР, многочисленные, подчеркиваю это, диагностические работы. Интересно, неужели кто-то всерьез читает эти отчеты или анализирует проценты.
Возьмем другую проблему. Поголовный охват учащихся различными олимпиадами (в основном заочными), решения которых можно найти в интернете. Олимпиады эти, по моему мнению, это просто сбор денег. Ну нет и не может быть столько талантливых детей.
Хотелось бы коснуться еще одного вопроса. Это о проведении ОГЭ и ЕГЭ в школах. Неужели нельзя создать центр проведения этих экзаменов (вне школы). Там же можно было провести и диагностические работы, что весьма положительно отразилось бы на учебном процессе в школе, где они ранее проводились.
Есть еще одна проблема. Хочется надеяться, что в будущем решится вопрос оснащенности кабинетов приборами и методическими пособиями. Порой даже стыдно становится, когда на вопрос учеников о том, какого года выпуска прибор, используемый мною на уроке, приходится, опустив голову, сказать…1970 года.
Хочется верить, что все эти проблемы будут решены и учитель будущего придет в школу, оснащенную современной технологией и приборами, позволяющими проводить различные опыты и эксперименты. Придет в школу светлую, с новейшим оборудованием, которая будет работать в одну смену, где классы не будут перегружены учащимися. И не будет срывов уроков на различные мероприятия, на доклады приезжих ораторов по различным проблемам, придет в школу, где главным будет Его Величество Урок, а не какая-либо праздничная дата. Сейчас в школе очень мало молодых учителей и текучесть кадров среди них огромная. Надеюсь, в будущем будут созданы такие условия, которые привлекут молодые кадры в школу.
Каков он, учитель будущего? Прежде всего, это человек, в совершенстве владеющий различными приемами и методами обучения, знающий свой предмет и ориентирующийся в новейших достижениях науки и техники. Это учитель, который понимает и принимает новое, то, что нравится обучаемым, знает их интересы, участвует в решении проблем и трудностей, которые у них возникают. Будущий учитель должен свободно владеть современными технологиями и использовать их в своей работе. Будущий учитель – это цельный с широкими интересами человек, умеющий отстаивать свои взгляды. Надеюсь, что такой учитель займет достойное место в обществе, место, по праву принадлежащее ему по своему великому призванию быть Учителем.
Несколько слов о педагогике, о том, как я это понимаю. Педагогика, по моему мнению, заключается в том, чтобы всеми доступными средствами, зависящими от каждой конкретной ситуации, вложить в голову ученика основной фундамент образования. И это не только набор информации, который с годами, к сожалению, становится все больше и больше. Считаю, что основная цель обучения – это формирование способности обучаемого к самостоятельному получению знаний. Это и есть фундамент. Образно говоря, дом с крепким фундаментом простоит долгие годы, а дом с ненадежным фундаментом, даже несмотря на внутреннее изысканное убранство, скорее всего быстро разрушится. Как внедрить этот фундамент в умы учеников каждый учитель, думаю, может решать по-своему, исходя из конкретной ситуации.
Что же касается результатов, то я бы осмелился выделить три:
- Личностные результаты обучаемых, что включает умение высказывать свои мысли, работать в группе и т. д.
- Предметные результаты – объем информации, полученный обучаемым и умение пользоваться этим объемом порою даже в нестандартных ситуациях.
- Метапредметные результаты – умение обобщать результаты, выйти на общечеловеческие понятия, такие как добро, любовь к родине, к ближнему и т.д.
Несколько слов и о самом уроке. Самое главное, чтобы ученик ответил сам на вопрос, что зачем это нужно, далее что они изучали и каким образом. Кажется, это главное в системе ФГОС. Эту систему я называю старым добрым словом: «Проблемное обучение» (ПО). И короче, и яснее. Вчитываясь в требования ФГОС, задаешься вопросом: «А возможно ли все это претворить в жизнь в течение 40 минут?». Да, там все красиво и сердито. А настоящая жизнь совсем другая.
В заключении хочется сказать, без всякой патетики. Я – учитель настоящего времени и, наверное, многое у меня от учителя прошлого. И будущему учителю следует не огульно отрицать опыт прошлого, а взять с собой то лучшее, которое имеется в этом опыте. А там он найдет немало.
Я люблю свой труд, свою школу и с трудом представляю себе, что судьба могла бы отнять все это у меня. Что для меня значит быть учителем? Это ежедневное общение с детьми, стремление видеть мир их глазами и, если хотите, меняться под их влиянием. Это и благотворное влияние на формирование ребенка как личности, вовлечение его в познавательную деятельность, пробуждение в нем интереса к обучению.
Думаю, каждый человек должен оставить память, след в этой жизни. И если этот след оценят окружающие меня люди, и, самое главное, оценят мои ученики в будущем и если в их устах прозвучит: «Он был моим учителем, спасибо ему!», то в этот момент я могу с полным правом самому себе сказать: «Я не зря прожил свою жизнь, и, что великое счастье быть Учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "В мастерстве учителя - успех ученика"
Творческое размышление о роли учителя....
Эссе на тему: "Моя профессия-учитель-логопед"
Размышления учителя-логопеда о важности и нужности своей профессии....
Эссе на тему "Я - новый учитель!"
Я – новый учитель? Кто он такой новый учитель? Мне кажется, нет понятия «новый учитель». Есть просто – учитель, и в этом слове все! Учитель – это звучит гордо....
Эссе по теме "Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий"
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примеров для ученика является сам учитель.А. Дистервег...
Эссе на тему "Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?"
Размышления на тему "Что принесет учителю новый стандарт педагога?"...
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»
В определенный момент каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...