Внеклассное мероприятие "Дети войны"
методическая разработка (5, 7 класс) на тему

Заморовская Татьяна Ивановна

УРОК МУЖЕСТВА ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ О ДЕТЯХ ВОВ с применением краеведческого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:

Подготовил Заморовский С.Г.,http://im7-tub.yandex.net/i?id=173411535&tov=7

учитель физической культуры

и ОБЖ, руководитель школьного клуба «Орлята России»

БОУ «Сорочинская СОШ»

Калачинского района

Омской области

        Контактные тел.:

8 (38155)43-253 (дом.)

 8 (38155)43-136 (школ.)

                        Калачинск, 2017 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

внеклассного мероприятия

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Форма  работы: устный журнал в виде литературно-музыкальной композиции для 5-7 классов  с применением краеведческого материала.

Аудитория: массовая, с приглашением детей – войны и тружеников тыла.

Цель: воспитание  патриотических  чувств у обучающихся,  гордости  за  свой  народ,  за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда, деьей войны.

Задачи:

-познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы Великой Отечественной войны, расширить кругозор знаний школьников об этой войне;

-воспитывать чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия;

- прививать чувство сострадания к судьбам военного поколения, к ветеранам войны, чувство благодарности тем, кто избавил человечество от фашизма.

- способствовать формированию у школьников представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордости за ратные трудовые подвиги тружеников тыла, детей войны, чье детство было «опалено войной».

 Оборудование:   

Компьютер, проектор, звукозаписи   песен военных лет, мультимедийная презентация «Детство, опаленное войной», видеосюжет «Я хочу, чтобы не было больше войны».

Подготовительная работа:

1.Определение руководителем школьного клуба «Орлята России» 

с членами клуба  темы и формы проведения внеклассного мероприятия для 5-7 кл.

2.Создание  творческих групп и распределение зданий по подготовке и проведению устного журнала, включающего себя  6 блоков» 1блок - «Память сердца», 2 блок -  «Блокада Ленинграда», 3 блок - «Дети – Герои СССР», 4 блок -«Все для фронта – все для Победы», 5 блок -«Эвакуированные ленинградцы», 6 блок -«Миру – мир!»

Оформление классной комнаты:

а) плакаты с темой устного журнала и названиями его страничек;

б) выставка книг, журналов о Великой Отечественной войне;

в) выставка рисунков «Дети войны»;

г) приглашение гостей – детей войны и тружеников тыла;

д) книги и открытки гостям;

е) цветы, шары и другие элементы праздничного оформления классной комнаты.

           

                   

             (Слайд 2)    Эпиграф:    

Эта  память - верьте, люди-

Всей  земле  нужна:

Если  мы  войну  забудем-

Вновь  придёт  война.

                                                                                                 Роберт  Рождественский

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит мелодия. На ее фоне звучат слова:

                                  В огне войны сгорело детство,
                                 Но не прошло бесследно, нет,  
                                 И носим мы в себе наследство –
                                 И боль, и радость грозных лет…

I  Руководитель клуба «Орлята России»: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня я хочу поздравить вас всех с праздником    Великой Победы над фашистской Германией,  пожелать  здоровья и мира над головой. Уважаемые друзья, я хочу попросить всех вас выразить свое отношение к празднику 9 мая.

(С этой целью передается поздравительная открытка по кругу, и тот, кто ее получит, продолжает следующую фразу: для меня День Победы – это…

1 БЛОК – ПАМЯТЬ СЕРДЦА

На сцену выходят ведущие.

Ведущий 1 – Память сердца мне не    остудить.

                       Снова обращаюсь к ней и снова.

                        Что мне делать,

                        Как мне дальше жить,          

                        Если память сердца просит слова?

Ведущий 2 У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас на Украине идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов  дома. Наш разговор сегодня – это возвращение к народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те страшные  военные годы.

Ведущий 1  - Я не напрасно беспокоюсь,
                        Чтоб не забылась та война!
                        Ведь эта память – наша совесть
                        Она как сила нам нужна
!

Звучит песня  «Ты помни…» (yandex.ru/search/?lr=66&text=песня%20%20«Ты%20помни…»)

Ученик 1 - Не обожженные сороковыми,
                   Сердцами, вросшими в тишину,-
                    Конечно, мы смотрим глазами иными

                     На эту большую войну.

Ученик 2 - И мы разобраться обязаны сами,
                   В той боли, что мир перенес,
                    Конечно, мы смотрим иными глазами –
                    Такими же, полными слез

Ученик 3 - 1941год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.

Ведущий 1 - (Слайд 3) 

                      Называют детство золотым,
                     Может быть, оно и золотое,
                     Только помнят все его  другим…
                    Детство, опалённое войною
.

 Ученик 4   Ещё той ночью игры снились детям,

                    Но грозным рёвом, не пустой игрой,

                    Ночное небо, взрезав на рассвете,

                     Шли самолёты на восток…

Ведущий 2 (Слайд 4) 

 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

 Ведущий 1  - Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Ведущий 2. (Слайд 5) 

У нас в гостях – дети войны. Предоставим им слово.

2 БЛОК – БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Ведущий 1  (Слайды 6, 7, 8, 9) 

1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит “новый немецкий порядок”. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась  блокада города на Неве, которая длилась 900 дней.

Ведущий 2- Единственной дорогой в осажденный город было Ладожское озеро. По льду озера была проложена ДОРОГА. По ней, под постоянными бомбежками врага, в город доставлялось продовольствие, а обратно вывозили людей. Этот путь назвали “Дорогой жизни”. По нему было эвакуировано 33479 человек. Несмотря на мизерный паек хлеба, который составлял 250 г на работающего и 125 г на ребенка и ничего больше, кроме воды из Невы, люди выдержали. К началу января 1943 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев.

Ведущий 1  (Слайд 10) 

 Пискаревское кладбище – памятник героическим защитникам Ленинграда.

(На экране проецируются фотографии Пискаревского кладбища).

Ведущий 2 - Здесь лежит половина города, погибшие в годы войны и блокады.

Ведущий 1 (Слайды11,12) 

Всему миру известен блокадный дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Небольшая записная книжечка. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Ученик 1 -  Эта тонкая тетрадь стоит многих толстых книг.
                     Пионерка-ленинградка потрясает твой дневник.
                     Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива,
                     Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова

Звон  метронома.

Ученики 1,2

Уч. 1 -Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.50 утра.

Уч. 2 - Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.
Уч. 1 - Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
Уч. 2 - Дядя Коля умер 13 апреля 1942 года в 2 часа.
Уч. 1 -Дядя Леша умер 10 мая 1942 года в 4 часа дня.
Уч. 2 -Мама умерла 13 мая 1942 года в 7.30 утра.
Уч. 1 - Савичевы умерли.
Уч. 2 - Осталась одна Таня.

Ведущий 1 - Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ведущий 2  (Слайд 13) 

На третьем километре легендарной “Дороги жизни” стоит  памятник юным героям, победившим блокаду. Этому памятнику дали название – “Цветок жизни”. Он тянется к солнцу. Ему не страшны разбросанные рядом темные валуны и, оставшиеся со времен войны, противотанковые рвы. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет Солнце”. “Цветок жизни” - это память сердец о тех детях, кто погиб в страшные дни блокады.

Ведущий 1  Трудно было всем, особенно детям, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну,  расстались с детством.

Ведущий 2

Его я узнал не из книжки –  жестокое слово – война! 
Прожекторов яростной вспышкой к нам в детство ворвалась она.
 
Смертельными тоннами стали,
 сиреной тревоги ночной. 
В те дни мы в войну не играли –  мы просто дышали войной!

 Ученик 1  -Мы  были  серыми,  как  соль.

                      А  соль – на  золото  ценилась.

В  людских  глазах  застыла  боль.

Земля  дрожала  и  дымилась.

Просили,  плача:  «Мама,  хлеба!»

А  мама  плакала  в  ответ.

И  смерть  обрушивалась  с  неба,

Раскалывая  белый  свет.

Ученик 2

Да,  мало  было  хлеба,  света,

Игрушек,  праздников,  конфет.

Мы  рано  выучили  это

Безжалостное  слово – «Нет!»

Так  жили  мы,  не  зная  сами,

Чем  обделила  нас  война.

И  материнскими  глазами

В  глаза  смотрела  нам  страна.

3 БЛОК – ДЕТИ – ГЕРОИ СССР

Ведущий 1 - 300 тысяч мальчишек и девчонок, потеряв  родных, бежали на фронт, сражались в партизанских отрядах с одной мыслью: «Отомстить за погибших».

Ведущий 2  (Слайд 14) 

За  проявленный героизм 35 тысяч юных защитников были награждены боевыми орденами и медалями. Сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманов, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули детские сердца. А четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Чтец 1: (Слайд 15) 

1) Голиков Леня. Леонид Александрович Голиков родился в 1926 г. в Новгородской области. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам, действовавшим в новгородских лесах. Во все концы отправлялись партизаны-разведчики. Несколько раз Леня ходил со взрослыми, а однажды попросил командира: 
- Отпустите меня. Надену я плохонькую одежку, сумку через плечо и буду ходить, среди фашистов вертеться. Он доказывал, что таким путем соберет ценные сведения, и командир согласился. И вот по деревням Ленинградской области пошел мальчик-нищий. Леня собирал точные сведения о противнике, подсчитывая, сколько здесь стоит вражеских танков, автомашин, орудий. Шли напряженные дни

и месяцы суровой партизанской жизни. Вместе с другими боевыми товарищами Леонид взрывал железнодорожные мосты, склады боеприпасов и продовольствия, уничтожал фашистские эшелоны. За доблесть и отвагу Леонид был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». Всего он истребил 78 фашистов, подорвал два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сжег  10 автомашин с боеприпасами. 24 января 1943 г. в неравном бою в Псковской области Леонид Голиков погиб. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 Чтец 2:

2) Казей Марат. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с    мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена А. А. Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом  к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Чтец 3:

3) Котик Валя – самый младший по возрасту Герой Советского Союза. В годы войны, находясь на оккупированной территории Украины, вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Участвовал в подрыве железнодорожных эшелонов и уничтожению складов.

Первое боевое задания Валентин вместе с друзьями-сверстниками получил осенью 1941 года. Ребята залегли в кустах возле дороги, и когда машина с фашистами поравнялась с ними, Валя  Котик приподнялся и бросил гранату. Начальник полевой жандармерии был убит. Летом 1943 года он становится партизаном отряда имени Кармалюка. 16 февраля 1944 года в бою за освобождение города Изяслава Хмельницкой области 14 летний партизанский разведчик был смертельно ранен.  Он умер на руках взрослых товарищей - партизан. За проявленный героизм в борьбе с немецкими захватчиками Вале Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Котика присвоено теплоходу, школам. В городе Шепетовка в 1960 году сооружен памятник Вале Котику.

Чтец 4:

4)  Портнова Зина. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в Витебской области, куда она приехала на каникулы. Там была создана комсомольская молодёжная организация  «Юные мстители». Зина вошла в её актив и участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданиям партизанского отряда вела разведку. Однажды, в декабре 1943 года, когда Зина возвращалась с задания, её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, её презрение и ненависть. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила  пистолет со стола, и в упор выстрелила в фашиста, который её пытал. Вбежавший на звук выстрела офицер также был убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её.  Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.  

Ученик - Вновь скупая слеза сторожит тишину,
               Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
          Сколько юных тогда не вернулось назад,
          Не дожив, не допев, под гранитом лежат

             Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
         
Ты послушай святую минуту молчанья.

Ведущий 1- Прошу всех присутствующих почтить память погибших минутой молчания

4 БЛОК  – ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА – ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! (Слайд 16) 

Ведущий 1- Кто обувал, одевал, кормил, снабжал вооружением армию? Кто помогал ковать нашу общую победу? Ими были и взрослые, и дети.

Ведущий 2 - До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришло время, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце.

Ведущий 1 - В опустевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулемёты, артиллерийские и реактивные снаряды.

Ведущий 2 - Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки на заводах в городах.

В селах  выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя взрослых, ушедших на фронт.

Ведущий 1 - В тылу ваши сверстники проявляли настоящий трудовой героизм, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.                                                                                                    

 Ведущий 2. У нас в гостях  - труженики тыла. Предоставим им слово.

5 БЛОК. «ЭВАКУИРОВАННЫЕ ЛЕНИНГРАДЦЫ » (Слайд 17) 

.

Ведущий 2 Когда мирная жизнь была прервана войной, многие сорочинцы ушли на фронт. А сюда, в Сибирь, стали прибывать эшелоны эвакуированных детей и взрослых  из Ленинграда. В Калачинский район  прибыло 480 детей, для которых были открыты детские дома в Куликово, в Тургеневке, в Сорочино, так как  война до наших сибирских мест не дошла.  

 Ведущий 1               По – матерински встретили солдатки

Детей блокадных с берегов Невы.

Добрее их не сыщешь в целом свете!

Мы с гордостью об этом говорим.

Кусок последний – ленинградским детям,

И полушубок с шапкой – тоже им… /П. Анфиногентов/   

 Ведущий 2  В село Сорочино в 1941 г. была эвакуирована школа № 157 Смоленского района г. Ленинграда. Директором была Мария Ивановна Короткова.. Сюда же  зимой 1942 года прибыли вместе со своими учителями ученики из блокадного Ленинграда. Их разместили жить в интернате (позже стал детский дом). Ольга Александровна Каденская была назначена директором.

Ведущий 2 Из воспоминаний ветерана педагогического труда, заслуженной учительницы школы РСФСР Олейниковой Евгении Ивановны, работавшей в детдоме с 1941 по 1945 гг.

-Маленькое здание школы, где я  работала, было расположено недалеко от магазина и клуба, который стал позже столовой для учащихся школы-интерната. Основное же здание служило жильём для этих учащихся.

Педагогический коллектив школы был организован заново, так как местные учителя ушли на фронт. В основном он состоял из учителей Ленинграда и Ленинградской области. Только директор Розетта Михайловна (?) была из Минска, позднее её сменила Ольга Александровна Каденская (1942 г.), а затем Колосов Иван Платонович  (1945 г.). 

Трудные это были годы, школа не имела достаточного оборудования, плохо было с освещением, учебниками, недоставало тетрадей. Родители с утра до ночи работали в колхозе, и следить за учёбой детей они не могли. Настроение у людей было тяжёлым, так как часто приходили извещения о смерти родных. Особенно часто воспитатели, получали письма о смерти родственников наших воспитанников из Ленинграда. Эти письма учителя отдавали детям не сразу, а через некоторое время, чтобы детям было легче пережить невосполнимые потери.

Ведущий 1 Сорочинские и ленинградские дети учились вместе в одних и тех же классах.  Все они были заняты с утра до ночи: стирали, полоскали, сушили бельё. Директор интерната  Каденская О. А. срочно уехала в район, а затем в область, чтобы достать постельное бельё, зимнюю обувь и ткани для белья. Многое сшили сами учителя.

Ведущий 2  Мальчишкам недоставало питания, и они пытались найти дополнительную пищу. Однажды весной ребята пошли на огороды и нарыли корней ядовитого растения. Многие дети очистили белые сладковатые корни, поели их и отравились. Чтобы избежать тяжёлых инфекционных заболеваний, каждое утро гладили нижние рубашки. Это было необходимо, так как в тыловых госпиталях появлялся тиф. Мы, воспитатели, радовались тому, что никого мы не потеряли, и все дети здоровыми вернулись в Ленинград.

Сценка «Благодарность»

Дети из Сорочинского детского дома сидят за столом, обмениваются последними новостями. 
1-й чтец: Скоро Новый год. Какой же праздник без елки? И взять ее негде
2-й чтец: Елку нигде не найдешь.
3-й чтец: Смотри,  кто-то идет к детскому дому.

 4-й чтец:   Это рабочий детдома. Две березки несет. Зачем?
1-й чтец: А ты не догадываешься? Я думаю, что  вместо  елки.  
2-й чтец: А разве березки бывают елками? 
3-й чтец: Иногда бывают,… в сказках. Новый год…,он из прошлой… мирной жизни.
4-й чтец: Знаешь, хватит нюни распускать. Мы такую елку сейчас смастрячем! Закачаешься! Из двух берез сделаем одну, свяжем, и получится лесная красавица.
         (
Берет березы и связывает веревкой. Получилась одна большая береза) 
1-й чтец: Давайте, эту  березку-елку нарядим? 
2-й чтец: Сделаем из картона, бумаги, яичной скорлупы  игрушки, и заискрится наша елочка.

(Дети смастерили  игрушки,  повесили на елку. Входит воспитатель)
3-й чтец: Ребята, какие красивые игрушки  вы сделали! Давайте намоем  моркови и   тоже повесим ее  на елку.  Вместо игрушек.
4-й чтец: Обязательно повесим, Евгения Ивановна, только не все, а несколько. Такая уж морковка аппетитная! (Зазвучала с патефона музыка. Начался праздник. Неожиданно во время игр у елки   принесли шоколад)

5-й чтец: Шоколад делим  по дольке на каждого. Вот это тебе, это тебе, это девочкам,- сказала воспитательница, раздавая маленькие кусочки шоколада.

6-й чтец: А Вам?

 7-й чтец:  Взрослым не положено,- ответила Евгения Ивановна.

8-й чтец: После праздника в лунную морозную ночь Евгения Ивановна  возвращалась домой. Достав из кармана носовой платок, она увидела, как на снег посыпались мелкие крошки. Оказалось, что каждый отломил от своей дольки кусочек и положил ей в карман.  Она собирала их на снегу и плакала.

Ведущий.2 Детдомовские ребятишки и жители Сорочино не слышали орудийных залпов, не видели горящих в небе самолетов, не плакали над трупами убитых – война пришла к ним в другом обличии: в ощущении постоянного голода.   Тот  хлеб, который им давали в детдоме,  съедали сразу, потому что не хватало сил оторваться от волшебно-вкусного хлебного куска.

Ведущий 1 От голода детей   спасала  и баланда (мука, разведенная водой и чуть-чуть подсоленная). Спасал и  морковный чай с «цукатами» из вареной и подсушенной в печке свеклы, жалкая ложка синего пюре, которое выдавали им  в школе, витамины: щавель, дикий  чеснок, лук, которые ели в огромном количестве, отчего пухли их животы и они  страдали кровавыми поносами.

В краю, где зреет облепиха,

В сибирской дальней стороне

И я хлебнул не меньше лиха,

                                                         Чем ты, товарищ, на войне. /В. Автономов/

Ведущий.2   В годы войны,  стояли необычайно суровые зимы, иногда температура воздуха опускалась до 40 градусов. Школа плохо отапливалась, а ребятишки были  в худых валенках и шитиках. Кстати, хорошо сшитые из сукна, они вполне заменяли валенки, а если удавалось кому-то еще приобрести литые калоши, которые надевались на эти самошитые сапожки, это было уже счастьем.

Ведущий.1 Учась в школе, дети войны не имели и тысячной доли того, что имеем сейчас мы, их сверстники, даже тетрадей не было, и писали они в самодельных тетрадях, сшитых из газет, между строк.  Чернила, сделанные непонятно из чего, наливались в  чернильницы – непроливайки, для этого  девчонки вязали специальные сеточки для того, чтобы удобнее было нести. Но чернила всегда замерзали в  плохо отапливаемом помещении школы, и ребята  своим теплым дыханием старались как-то отогреть чернильные склянки.

Ведущий.2   А придя из холодной школы, ребята попадали в такое же холодное помещение детского дома,  а готовили уроки при свете гасика. Гасик – это льняные нитки, плавающие в каком-то жире или керосине. Да и зажечь эту «лампу» было нелегко: спичек-то не было, и, как доисторические люди,  высекали искру огня с помощью кремней. Но тяга к знаниям была у ребят необыкновенная: не было такого  случая, чтобы кто-то без уважительной причины пропускал занятия в школе.

Ведущий.1 Война для  «малолетней шантрапы» была далекой и непонятной. Но в клубе ребята  смотрели фронтовую хронику, «Боевые киносборники», в которых фашистов показывали такими слабыми и беспомощными, что все: и взрослые, и дети - были уверены: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» А бытовые  трудности – это все преходяще.

Ведущий.2   Школьники отправляли посылки на фронт незнакомым солдатам. Что могли они положить в них? Оказывается, вышитый «скромный платочек», сшитый из тряпок кисет, черный сухарик да записочку со словами: «Дорогой боец Красной Армии! Бей фашистов и возвращайся с победой домой». Все ждали окончания войны. (На фоне мелодии «День Победы»)

И пришла победа в сорок пятом.
Радость встреч гремела над страной.
Никогда мы не забудем детство,
Детство, опалённое войной.
 /Сёмина С.Н./

Ведущий.1     Навсегда останется в памяти селян трогательное  расставание  с ребятишками из Ленинграда. Всем детям вылечили зубы, сшили новенькие костюмчики для мальчиков, девочкам – платьица. Приготовили плакаты: «Прощай, гостеприимная Сибирь! Здравствуй,  родной Ленинград!»

Ведущий.2   Не только учителя и воспитатели, но и все присутствующие не могли сдержать слез. Но провожающие были горды тем, что дети возвращались в родной Ленинград выросшими, повзрослевшими и что в их сердцах навсегда останется теплое чувство благодарности к сибирякам. Кроме большого общего нашего Дня Победы у этих детей свой праздник – день возвращения в Ленинград.

 Ведущий1   Это ли не победа – детство, которое не отдали войне!?

6 БЛОК. МЫ – ЗА МИР!  (Слайды 18, 19) 

Ученик 1Мы в ту войну не воевали,
                Наш возраст был непризывной,
               Мы только –только начинали
                Играть в войну перед войной.
 

 

           Ученик 2 Играют дети всей земли в войну,

                  Но разве о войне мечтают дети?

                 Пусть только смех взрывает тишину

                 На радостной безоблачной планете!

Ученик 3  Над вьюгами и стужами седыми

                  Вновь торжествует юная весна

                  И как огонь с водой несовместимы,

                  Несовместимы дети и война!

Ученик 4 Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,

                  Стволы их станут трубами органа,

                  И в дружном хоре голоса сольют

                  Под мирным небом в песне мира страны!

                Ученик 5 Чтоб без войны все в мире жить могли,

                                            Пусть льдины злобы и вражды растают!

                                 Дружить давайте, дети всей земли!

                                 Пусть наша дружба с нами вырастает!

 Видеозапись « Я хочу, чтобы не было войны»( http://easyen.ru)

ИТОГ

 Учитель благодарит авторов – составителей устного журнала и предлагает каждому участнику выразить свои чувства и мысли по поводу увиденного и услышанного, используя при этом следующие незаконченные предложения.

1. Посмотрев журнал, я подумал…

2. Теперь я, пожалуй…

(Поздравляют гостей – детей войны и тружеников тыла).

Литература

        Архивные материалы:

В работе использованы архивные материалы музея Сорочинской школы «Детский дом села Сорочино»

Книжное издательство:

1. Анфиногентов П. и др. Сборник стихотворений. «Поэтический Калачинск». Омск, 1994, 2007

 2.Бирюков Ю.Е. Всегда на страже. М., 1988

3. Рождественский Р. «Последняя песня», М., 1984 .

4. Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. М., 1984

5. Курносова Л.А. Подвигу народа жить в веках // Классный руководитель. 2000. №1.

6. Шуйская И. Дети войны//Воспитание школьников. 2000. №3

Интернет – источники:

    http://easyen.ru

Полшкова В. В. Видеоролик «Я хочу, чтобы не было больше войны» (материал с сайта «Современный учительский портал» (СУП)).

Источники изображений:

  1. 9 мая 1945 http://ic.pics.livejournal.com/alexmonc/66043184/727505/727505_original.jpg
  2. A Soviet child next to his murdered mother_Belarus-March-1944 http://www.aliceswonderland.eu/images/A%20Soviet%20child%20next%20to%20his%20murdered%20mother_Belarus-March-1944.jpg
  3. den_pobedi_5 http://best-animation.ru/lanim/9_maya_nov/den_pobedi_5.gif
  4. http://elitefon.ru/large/201211/25276.jpg
  5. image_0002 http://pravdamoskvy.ru/uploads/posts/2013-04/1366698617_16_page_4_image_0002.jpg и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Внеклассное мероприятие «Война вошла в мальчишество мое…»

Данная методическая разработка рассчитана для учащихся 9-11 классов...

Внеклассное мероприятие "Войной начинается память"...

Данное мероприятие на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти, раскрывает две...

Разработка внеклассного мероприятия "Войны не знали мы, и всё же..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого празднованию 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Войны не знали мы, и всё же…»...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...